• Технические новинки в Мосметро. Игорь Моржаретто, транспортный эксперт. «Город дорог» на «Говорит Москва» 21.08.20.

    Технические новинки в Мосметро

    12:30 Авг. 21, 2020

    Технические новинки в Мосметро

    В гостях

    Игорь Моржаретто

    журналист, ведущий и шеф-редактор радио «Автодор»

    М.ЧЕЛНОКОВ: Всем доброго дня, друзья. В студии Марина Александрова.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И Макс Челноков.

    М.ЧЕЛНОКОВ: И в ближайшие 25 минут мы поговорим о метро: какие технические новинки для пассажиров мосметро сегодня есть; почему всё больше автомобилистов спускаются в подземку и чем привлекает придирчивого пользователя авто поездка на метро.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Как метро выигрывает международную метрогонку и что ждет региональные метросети, сейчас тоже обязательно поговорим.

    М.ЧЕЛНОКОВ: У нас в гостях автоэксперт и радиоведущий Игорь Моржаретто. Игорь, добрый день.

    И.МОРЖАРЕТТО: Добрый день.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Здравствуйте.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Игорь, каковы главные транспортные проблемы сегодня в Москве? И почему строительство новых дорог эти проблемы не решает, как вы думаете?

    И.МОРЖАРЕТТО: Я могу думать как угодно. Есть объективная реальность, она говорит, что Москва — мировая столица, в которой меньше всего протяженность дорог на единицу площади (есть такой коэффициент), к сожалению, и тут ничего не поделаешь; исторически так сложилось, поскольку транспортная стратегия в советские годы предполагала, что автомобилей в городе будет очень мало. Насколько я помню, в Генплане Москвы 1970 года, который должен был действовать до начала XXI века, было написано, что в Москве будет 300 тысяч легковых автомобилей. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Оптимистично очень.

    И.МОРЖАРЕТТО: Мы к 2000 году имели 3 миллиона. Сейчас цифра автомобилей, которые выезжают на улицы Москвы с учетом московских, подмосковных и иных машины, достигает периодически 5 миллионов, и город просто не готов. Еще раз говорю: когда складывалась основная структура Парижа, Берлина, Нью-Йорка и других городов в XXI веке, Москва делала ставку (как весь Советский Союз) на общественный транспорт, который развивался, а личный — это для советских людей не актуальным считался. Вот мы пожинаем плоды.

    И на сегодняшний день в Москве строится очень большое количество дорог, развязок и так далее. В этом смысле Москва — один из мировых лидеров по строительству дорог. Миллион квадратных метров дорог строится в год — это, пожалуй, один из самых лучших в Москве показателей. Только некоторые китайские города могут похвастаться такими же. Но это мало для существующего количества дорог и для тех двадцати миллионов людей, которые живут и работают в Москве. К сожалению, больше дорог физически строить просто негде.

    Были фантастические проекты выпускать в Москве дороги по крышам пятиэтажек.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Да, я помню.

    И.МОРЖАРЕТТО: Был такой проект сумасшедший совершенно, но это из области научной фантастики. Мы можем ругать нынешнюю власть, можем хвалить, но единственный выход из ситуации — развивать общественный транспорт. Причем, развивать какими-то опережающими темпами, потому что иначе такое число людей перевезти по городу нельзя.

    Я автомобилист с тридцатилетним стажем, я очень люблю ездить на автомобиле. Но, увы, я понимаю, что в будние дни это практически невозможно, нереально, и выбираю общественный транспорт.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Это говорит о том, что вы пользуетесь метро.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Часто достаточно.

    И.МОРЖАРЕТТО: Ежедневно я езжу на работу на метро хотя бы потому, что я могу чётко рассчитать, сколько я буду ехать до своего офиса, с точностью до минуты. Я спустился в метро, проехал четыре стации, пересел, проехал еще две станции, вышел из метро, дошел. И я точно знаю, что за столько-то минут я доеду от двери своей квартиры до офиса. Ни в одном ином случае я не могу это рассчитать, даже если допустить — вдруг на улицах исчезли все автомобили, я сел в свою любимую ласточку и поехал, а дальше я приехал и выяснил, что там нет ни одного свободного парковочного места.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Или оно столько стоит, что это достаточно дорого.

    И.МОРЖАРЕТТО: Оно действительно стоит 380 рублей в час, я столько не зарабатываю.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Игорь, у меня такой вопрос: какие преимущества, помимо того, что точность, чёткость в метро, вы видите еще у метро перед автомобилем? То, что вы вышли из квартиры и зашли в свой офис конкретно через  14 минут, что еще вы можете назвать?

    И.МОРЖАРЕТТО: Я бы назвал предсказуемость, это очень важно — я понимаю, как я еду. При этом я, как человек каждый день пользующийся московским метрополитеном, могу сказать, что мне достаточно комфортно. У нас поменялся подвижной состав за последнее время; уже нет того, что в вагоне летом дико жарко, зимой дико холодно; вполне комфортно. И потом личный плюс — я читаю книжки. У меня не очень много времени свободного чтобы читать книжки, я пока еду на работу ее в электронном виде и читаю.

    В общем, наш метрополитен достаточно чистый, комфортный и логичный по своей структуре. Представляя структуру города, я могу понять, что в любой конец я могу доехать быстрее, чем на любом другом виде транспорта. Даже если бы у меня был собственный Ferrari, я бы так быстро не доехал.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А в каких метро мира вы побывали и как на их фоне выглядит московское метро?

    И.МОРЖАРЕТТО: Я был на всех континентах практически, кроме Австралии, и в разных странах я пробовал проехать на метро. Опыт у меня разный: метро бывает для меня со знаком плюс, со знаком минус. Где-то есть более приятные вещи, допустим, в Париже, поскольку метро старое, там очень короткие перегоны между станциями и там шаговая доступность станций метро.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Это центр.

    И.МОРЖАРЕТТО: И вообще по всему городу. Надо сказать, что Париж в пределах периферии — это как Москва в пределах Третьего кольца. Достаточно грязное метро в Нью-Йорке. Не очень чистое метро, несмотря на то, что это образцово показательная Германия, в германских городах.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Лондон, думаю, тоже.

    И.МОРЖАРЕТТО: По-разному. В Лондоне есть ветки, куда лучше не соваться сейчас. Я знаю хорошо метро в Праге, Будапеште, Сеуле, Пекине, Шанхае.

    Говорят: наше московское метро — это произведение искусства, имея в виду и старые станции, и некоторые новые. В большинстве мировых городов метро — просто средство передвижения, не более того. Станции похожи друг на друга, разве что по окраске отличаются. Очень красивое, например, метро в Стокгольме, где использовали природные элементы, скальных групп, действительно красиво сделали.

    Наше метро как раз сочетает функциональность с внешней привлекательностью. У нас большинство станций не похожи друг на друга. Раньше, когда было в Москве много интуристов, сталкивался с группами иностранцев-туристов из разных стран мира, которым показывали как произведение искусства некоторые станции метро в центре города: ту же самую «Киевскую»…

    М.ЧЕЛНОКОВ: «Маяковскую».

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Постоянно наблюдаем группы туристов.

    И.МОРЖАРЕТТО: Они фотографируют, они всё это изучают. Есть и новые станции метро, которые сделаны очень красиво. Посмотрите «Славянский бульвар» или новые станции на красной ветке в сторону «Саларьево».

    М.ЧЕЛНОКОВ: Меня «ЦСКА» потрясает. Во-первых, большая; во-вторых, скульптуры, мне очень понравилось.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Твоё.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Моё, да.

    И.МОРЖАРЕТТО: Я еще раз говорю, что московское метро сочетает в этом смысле функциональность с привлекательностью и станции строятся не то, что проехал и не заметил.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Игорь, в международной метрогонке какие еще критерии, пятёрку хотя бы? Чисто, красиво… Еще три добавите, где мы выигрываем у других метро?

    И.МОРЖАРЕТТО: Мы, безусловно, выигрываем у других метро по цифровизации, это однозначно. Потому что в московском метро интернет появился еще несколько лет назад, появилась своя сеть Wi-Fi и, в принципе, в метро можно ту самую книжку читать или в социальных сетях сидеть. Это очень давно уже. Мы первые в этом смысле в мире, потому что во многих странах этого до сих пор нет.

    Я бы назвал достаточно интересную, простую, понятную и удобную систему оплаты проезда. В этом смысле мы тоже выигрываем, потому что во многих странах мира, что называется, живем в мире монет. Я в Питере был на прошлой неделе, там еще жетоны кладут. У нас уже давно забыли, как они выглядят; сейчас все пользуются или пластиковыми карточками, либо оплачивают с помощью смартфона проход. Т.е. у нас в этом смысле очень продуманный и удобный способ оплаты, бесконтактный.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Я помню в Лондоне я один раз проехал, второй, на третий я плюнул и сказал: я лучше поеду на такси, потому что я не понимаю, как мне оплатить и где доплачивать, чтобы пересесть на другую ветку. Потому что там нужно постоянно платить; если ты забываешь — это штраф.

    И.МОРЖАРЕТТО: Да, и во многих странах мира действительно очень сложная и непонятная абсолютно иностранцу система оплаты. Я могу привести классический пример — Токио, где «ветки» принадлежат разным организациям, что-то городскому муниципалитету, что-то федеральному правительству, что-то частным компаниям. Везде своя система оплаты, разобраться в этом просто невозможно, лучше такси взять, это проще, хоть и дороже. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И не мучиться.

    И.МОРЖАРЕТТО: То же самое токийское метро знаменито специальными людьми, которые называются у них «толкачи», которые в часы пик помогают утрамбовать людей в вагоне метро. Это я видел, это реально так.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: На самом деле это существует?

    И.МОРЖАРЕТТО: Это существует, это отдельная профессия — заталкивать людей в вагон, прессуя их как кильку в банке. Это внешне выглядит, может быть, смешно, я этой килькой себя чувствовать не хочу. Но такого, как в Токио, у нас, безусловно, нет.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А что у нас происходит в регионах? Вы спускались в метро в городах России?

    И.МОРЖАРЕТТО: Конечно.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Расскажите ваши впечатления.

    И.МОРЖАРЕТТО: В Советском Союзе была своя таинственная, мне непонятная схема, по которой должны были в каких-то городах строить метро. Где-то начали строить, где-то не начали; где-то это оказалось очень востребовано, где-то — нет; где-то пошли на компромисс. Всё по-разному. Видимо, в Советском Союзе был принцип: раз город-миллионер — надо строить метро. А нужно или не нужно — это уже второй вопрос.

    У меня есть любимый город Волгоград, где успели построить подземные четыре станции, на этом деньги кончились, вместе с Советским Союзом. И у них сделали транспорт под названием Метрорам — это очень хороший выход из ситуации. У них четыре подземные станции неглубокого залегания; город очень длинный вдоль Волги, почти на сто километров вытянулся — построили линию скоростного трамвая. Этот скоростной трамвай из конца в конец идет, а в центре спускается под землю. И очень смешно для приезжих: когда ты стоишь, и тут выезжает трамвай — правда сочлененный, три вагона длинных.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Как аттракцион можно использовать.

    И.МОРЖАРЕТТО: Это всё равно удобно. В целом ряде городов достаточно удобное, но пока маленькое метро. Я могу в качестве примера привести Омск или Новосибирск.

    М.ЧЕЛНОКОВ: В Новосибирске три или четыре ветки.

    И.МОРЖАРЕТТО: Громадные были планы, но получилось далеко не всё. В Казани побольше немножко успели построить. Метро — очень дороге удовольствие в смысле строительства. Хотя для многих городов это выход из ситуации. В Советском Союзе часто действовали по шаблонам: миллион есть — строим метро. Поэтому в каких-то городах оказалось не очень востребовано, потому что наземный транспорт вполне покрывает все проблемы.

    А для такого города как Москва или Санкт-Петербург метро — это единственный, наверное, выход из ситуации — единственное средство транспорта, которое позволяет быстро доехать из одного конца города в другой. Сейчас в Питере был, просто иначе никак нельзя доехать, только метро. Хотя оно по сравнению с московским очень длинное, глубокое, долго спускаешься, длинные перегоны, но это все-таки единственный способ добраться.

    М.ЧЕЛНОКОВ: У вас есть приложение «Московское метро» в телефоне?

    И.МОРЖАРЕТТО: Есть, конечно.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Какие-то преимущества можете сказать в этом приложении.

    И.МОРЖАРЕТТО: Я не слишком углубленный пользователь. Оно мне позволяет немножко экономить на проезде, поскольку при платежах идет скидка.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Да?

    И.МОРЖАРЕТТО: Да, немножко можно экономить.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Я даже не знал.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Самое время, надо воспользоваться.

    И.МОРЖАРЕТТО: Бонусы зарабатываешь.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Так это можно сделать в приложении?

    И.МОРЖАРЕТТО: Конечно.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Как интересно.

    И.МОРЖАРЕТТО: Честно говоря, я не слишком углубленный пользователь, но пользуюсь приложением хотя бы для того, чтобы понять, где удобнее даже не пересесть (это я знаю наизусть), а из какого вагона удобнее выйти. С детства я привык рассчитывать: вот третий вагон спереди на этой станции удобнее. Но поскольку в Москве количество станций увеличивается с каждым годом, я просто в голове такое количество информации не держу. По дороге домой с работы и обратно я знаю, какие вагоны выбрать, но когда надо консультируюсь, а если не у кого консультироваться — смотрю в приложение: вот тут надо выбрать второй вагон спереди.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Какие есть возможности у карты «Тройка», например?

    И.МОРЖАРЕТТО: У меня, конечно, есть карта «Тройка», она достаточно давно; у меня маленькая она, в виде брелока. Я ей пользуюсь уже много лет. В принципе, ей можно оплачивать, кроме проезда в общественном транспорте, я пробовал проезд оплачивать в «Аэроэкспрессе». Кроме того, сейчас, насколько я знаю (не пользовался, но знаю), карта «Тройка» включена в какие-то городские программы.

    М.ЧЕЛНОКОВ: В музеи можно зайти.

    И.МОРЖАРЕТТО: С ее помощью можно оплачивать проход в музеи, на выставки, и я так понимаю — функционал будет расширяться и дальше. Я пользуюсь ей для проезда в метро и пользовался на «Аэроэкспрессе».

    М.ЧЕЛНОКОВ: Я хочу для слушателей напомнить, что помимо брелока, есть еще кольцо «Тройка».

    И.МОРЖАРЕТТО: Кстати, шикарный подарок. Я дарил такое кольцо товарищу на день рождения — кольцо черное, такое кольцо всевластия. Ему очень понравилось, он ходит с удовольствием. Это вообще очень хороший подарок. Есть браслеты, есть брелоки (как у меня), есть просто карточки с интересными вещами.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Коллекционные.

    И.МОРЖАРЕТТО: У меня сын — болельщик одной из столичных команд; я ему дарил с символикой этой спортивной команды карту «Тройка». Он с удовольствием, когда ему надо, ездит с этой карточкой. 

    М.ЧЕЛНОКОВ: Мне еще нравятся наклейки. Я дарил своей знакомой на день рождения наклейку на телефон и еще на кошелек. Она меня спрашивает: а там что-то есть? — Да, там тысяча рублей лежит еще в качестве подарка. Возьми, возьми. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Приятно очень.

    И.МОРЖАРЕТТО: Т.е. это еще такая очень хорошая продукция сувенирно-подарочная получилась. И это здорово, потому что она не занимает места. У меня в кармане сейчас лежит, могу показать — маленький брелок, очень удобный для пользования: вынул, прошел через турникет. В этом смысле московская система очень комфортная.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Главное, не потерять. Обидно будет. И.МОРЖАРЕТТО: Да. Ну, у меня там никогда не бывает больше тысячи рублей.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Всё равно обидно.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Заговорили о «Тройке», я знаю, что существует программа по проездным билетам.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Программа лояльности «Город», например.

    М.ЧЕЛНОКОВ: По повышению доступности проездных какие-то работы проводятся в метро?

    И.МОРЖАРЕТТО: Да, безусловно. Есть программа «Тройки» — «Город», участие в которой дает те самые дополнительные бонусы, она позволяет накапливать бонусы и обменивать их на поездки в метро.

    М.ЧЕЛНОКОВ: То, что мы уже говорили.

    И.МОРЖАРЕТТО: Это очень удобная штука. Вообще, есть какие-то мероприятия, за которые тебе бонусы дадут городские. И я тут же, если мне их дают, пытаюсь превратить в условные рубли для проезда на метро, на общественном транспорте, поскольку автобусами я тоже периодически пользуюсь. А какой у нас красивый трамвай сейчас.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Это да.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А вы спускались в МЦК?

    И.МОРЖАРЕТТО: Безусловно, я бывал на МЦК. Более того, некоторые мои друзья ездят каждый день, страшно счастливы. Потому что покрыли новые районы сетью таким образом. Допустим, добраться с севера Москвы на юг иногда очень выгодно именно не через центр, а по МЦК. Я пользовался неоднократно: удобные, хорошие, красивые электрички, всё чисто, комфортно. Если бы я был велосипедистом, в метро есть специальные места, где можно хранить велосипед на время поездки. Это тоже такой прогрессивный вид транспорта, также как и МЦД.

    У нас пошла европейская тенденция. Опять же могу судить по Парижу, Берлину или другому крупному европейскому городу, где синергия между традиционным метро и традиционной электричкой привела к решению многих транспортных проблем. Вспомните Париж, RER — это электричка, которая позволяет въехать в город или проехать через весь город, а если надо пересесть — полно пересадочных транспортных узлов, вы переходите на стандартную ветку метро и «поехал дальше», что называется.

    Такая же примерно система в крупных германских городах, где S-Bahn и U-Bahn пересекается. Это в одном случае линия городских электричек и метро; в другом случае — это электрички, подчиненные «Немецким железным дорогам» (Deutsche Bahn). Они совмещаются на транспортных узлах и очень удобны. В этом смысле мы идем совершенно четко в мировом тренде.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Нога в ногу.

    И.МОРЖАРЕТТО: А иногда даже немного опережая, пытаясь консолидировать разные виды городского и пригородного транспорта для удобства пользователей и для того, чтобы можно было достаточно быстро достичь, в нашем случае, дальних уголков Подмосковья, каких-то районов в центре Москвы или отправиться дальше — в другой конец Подмосковья.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Недавно меня пригласили на день рождения в один из подмосковных городов. Говорят: только без машины приезжай, там встать негде. — Ну, хорошо, на такси приеду. — Да зачем? Садись на электричку. Я говорю: Я? И в электричке? Я долго отнекивался, в итоге меня забрали из дома, мы приехали на вокзал, и когда я увидел электричку…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Ты был приятно удивлен?

    М.ЧЕЛНОКОВ: Я был приятно удивлен: чисто, мягко, кондиционер — это совершенно прилично. Я на электричках просто ни разу не ездил. В моем понимании это из фильмов, воспоминания 90-х.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: «Москва слезам не верит».

    И.МОРЖАРЕТТО: Да, бабушка с самоваром, человек в грязной обуви. Могу вам сказать, что современные электрички тоже бывают разные, не надо говорить, что у нас всё идеально.

    М.ЧЕЛНОКОВ: По крайней мере, на которой я ехал — было очень хорошо.

    И.МОРЖАРЕТТО: С одной стороны, я привык к «Аэроэкспрессу», потому что регулярно приходилось и, надеюсь, в будущем придется ездить в аэропорты. Это очень удобно, и мы привыкли, что «Аэроэкспресс» — это самый быстрый и гарантированный способ добраться до аэропорта с ветерком точно к моменту вылета. А теперь мы начинаем привыкать к тому, что у нас не только идеальные поезда на МЦК, но и на МЦД ходят в основном очень качественные, современные, комфортабельные поезда. И есть точки соприкосновения, где можно выйти, тут же спуститься в метро и поехать по городу, куда вам надо срочно попасть.

    В принципе, транспортная структура города, как мне не прискорбно говорить с точки зрения автомобилиста, развивается очень быстро, становится комфортной. И, наверное, самый главный плюс: общественный транспорт, в первую очередь метро, — это единственный способ точно в срок попасть из точки А в точку В.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Мне еще очень нравится информирование в метро. Я вчера совершенно случайно услышал, что сейчас объявление о масках и перчатках читают актеры театра и кино. Это так необычно. Я даже не подумал, что это актриса. А потом, когда она представилась, я узнал голос. Вообще про информирование в метро что-нибудь можете сказать?

    И.МОРЖАРЕТТО: Конечно могу. Мне, например, очень нравится система телевидения.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Это да, забавно.

    И.МОРЖАРЕТТО: Наш большой плюс опять же. Если у меня с собой нет книжки, нет желания читать книжку или я еду две станции, я с удовольствием смотрю какие-то вещи. Кроме того, что там есть какая-то информация по работе метрополитена, там масса каких-то интересных фактов, информация о культурной жизни столицы, о мероприятиях. Более того, когда был чемпионат мира по футболу, я даже смотрел в режиме реального времени матчи: когда едешь, можно посмотреть — что сейчас происходит на поле в «Лужниках».

    М.ЧЕЛНОКОВ: А я люблю отгадывать слова как в «Поле чудес».

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Викторина.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Да. И какую-то информацию о городе узнавать.

    И.МОРЖАРЕТТО: Плюс, там есть информация о каких-то местах в городе, о чём я могу не знать. Есть какие-то викторины любопытные, есть сообщения из серии «а знаете ли вы, что…» И тут — опа, это действительно так? Что касается информации в московском метро — это очень здорово.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Игорь, вы сейчас в метро от нас?

    И.МОРЖАРЕТТО: Да, конечно, прямая ветка.

    М.ЧЕЛНОКОВ: В путь! Спасибо большое.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено