• Генеральный директор компании «СберТройка» Валерия Матюхина в программе «Город дорог» на радиостанции «Говорит Москва». 29.11.21

    Проект «СберТройка»

    13:30 Ноя. 29, 2021

    Проект «СберТройка»

    В гостях

    Валерия Матюхина

    Генеральный директор компании «СберТройка»

     А.СОЛОВЬЁВА: У микрофона Анна Соловьёва. Здравствуйте. В эфире программа «Город дорог». У нас сегодня в гостях генеральный директор компании «СберТройка» Валерия Матюхина. Здравствуйте, Валерия.

    В.МАТЮХИНА: Добрый день.

    А.СОЛОВЬЁВА: Говорить мы будем именно о проекте «СберТройка». Вначале я немножко напомню нашим слушателям, что всем уже привычная «Тройка», обычная пластиковая карточка, с которой мы ходим, она заработала в Москве в апреле 2013 года, а кажется, что мы с ней уже всю жизнь. На самом деле всего восемь с половиной лет назад.

    Валерия, расскажите, пожалуйста, что такое именно проект «СберТройка»?

    В.МАТЮХИНА: Проект «СберТройка» — это дочерняя компания правительства Москвы и Сбербанка, это прежде всего IT-компания, которую создали для того, чтобы развивать систему оплаты в транспорте во всех регионах России с помощью единой платформы на базе карты «Тройка».

    Этот проект изначально был разработан нашей командой после тщательной аналитики, когда мы поняли, что Москва накопила уже такой колоссальный опыт в сфере оплаты и готова его транслировать в регионы.

    Например, в 2021 году московский транспорт получил международную награду Transport Ticketing Award в номинации «Лучшая умная система» за самый удобный сервис оплаты. И тогда мы поняли, что действительно наша инициатива очень актуальна, и что многие нуждаются в удобном сервисе оплаты проезда.

    И, безусловно, разработка оправдала себя. Для более масштабного внедрения Сбербанк сейчас выступил как технологический партнёр, предложив свою платформу обработки банковских транзакций, тем самым мы смогли уже сделать единый продукт, которым принимается и карта «Тройка», и банковские карты, и всевозможные и существующие виды носителей. И первым проектом «СберТройки» стала Тульская область, в которой была полноценно, полномасштабно запущена единая билетная система.

    А.СОЛОВЬЁВА: В каких регионах сейчас присутствует вот эта билетная система?

    В.МАТЮХИНА: За короткое время работы мы запустили систему уже в десяти регионах. В настоящий момент билетная система на базе «Тройки» запущена в Москве, Тульской области, Московском области, Новом Уренгое, даже в Комсомольске-на-Амуре, можно очень долго перечислять все эти проекты.

    В рамках пилотного проекта тестируется в Ульяновске, в Пермском крае, в Ростовской области и даже в Республике Карелия. В ближайшее время планируется запуск в Ленинградской, Новосибирской областях, Республике Кабардино-Балкария и во всём Хабаровском крае.

    А.СОЛОВЬЁВА: Как работает вот эта новая система в регионах? Какие преимущества принесла она для жителей?

    В.МАТЮХИНА: Безусловно, проект по запуску новой билетной системы играет огромную роль для жителей регионов. То, что Москва разрабатывала на протяжении 20 лет, теперь доступно региону абсолютно бесплатно, не требуется никаких капитальных инвестиций в этот проект, можно это получить в одно мгновение, просто подключившись к этой билетной системе.

    Соответственно, для жителей прежде всего это возможность пополнить карту в любом регионе присутствия и перемещаться вне зависимости от того, где совершено пополнение. Например, жители Тульской области систематически ездят в Москву, пополняют «Тройку» там, при этом оплачивают проезд в Московском метрополитене. То есть это такой единый бесшовный носитель, это абсолютно удобно для всех жителей.

    При этом пополнить «Тройку» очень легко, это можно сделать посредством банковской инфраструктуры Сбербанка, в личном кабинете мобильного приложения «Моя Тройка» и «Метро Москвы» например.

    Главное преимущество для регионов — что с помощью единой системы оплаты местные органы власти могут анализировать все свои пассажиропотоки. То есть билетная система становится прозрачной, сразу понятно, какие есть корреспонденции, можно настраивать маршрутную сеть, запускать какие-то дополнительные маршруты, а это очень важно для качественного транспортного сервиса.

    А.СОЛОВЬЁВА: Вот этой системе «СберТройка» скоро уже исполнится год. Расскажите, пожалуйста, чего удалось достичь за это время.

    В.МАТЮХИНА: Первым участником нашей системы, как я уже говорила, стала Тульская область. Это первый город, в котором был реализован такой полноценный проект по интеграции билетной системы. И сейчас он является одним из самых успешных и масштабных. Например, за год «Тройкой» в Тульской области воспользовались более 3 млн раз. И жители Тульской области смогли сэкономить более 4 млн рублей на ежедневных поездках, потому что «Тройка» в данном регионе выгоднее любых других носителей.

    И, конечно, главное достижение — что на 70% увеличился объём учитываемых платежей в Тульской области, и для региона теперь транзакции перемещения стали гораздо прозрачнее.

    Но это ещё не всё. В сентябре мы запустили приложение «Моя Тройка» в тестирование. Сейчас уже планируем его полномасштабно предоставлять региону. Это приложение тоже получило очень много положительных отзывов. Там можно «привязать» «Тройку», пополнить её со своего телефона, построить маршрут к точкам пополнения и, например, настроить автоплатёж.

    Кроме того, недавно мы запустили свой сайт, на котором, в принципе, вот эти все достижения, о которых я говорю сейчас, мы доступно рассказали, там можно почитать про все наши проекты, как работает наша система, какие есть там продукты и инновационные сервисы.

    А.СОЛОВЬЁВА: А как сайт называется?

    В.МАТЮХИНА: Sbertroika.ru.

    А.СОЛОВЬЁВА: В Москве только что закончилась «Транспортная неделя». Принимали в ней участие?

    В.МАТЮХИНА: Да, конечно, принимали. Для нас это очень важное событие. Например, на прошлой «Транспортной неделе» мы впервые подписали соглашение, тогда только создавалось наше предприятие, сейчас уже, спустя год, мы пришли с результатами и показали, что мы успели сделать за это время.

    Из важных событий, мы, например, подписали соглашение межправительственное с Ростовской областью, у нас сейчас там активно развивается проект. «Тройка» запущена уже в нескольких муниципалитетах – в Батайске, Сальске, Таганроге, то есть там уже можно оплатить единой картой.

    Мы очень быстро двигаемся и развиваемся, в проекте Ростовская область, благодаря, конечно же, региону в том числе. И подписали соглашение, в рамках которого планируем объединить весь регион и предоставить ему возможность оплачивать единой картой.

    В ближайшее время, например, планируем уже в другие районы выходить, например, в Миллерово, Чертково, Шахты, там ещё большой на самом деле список. И, кажется, что проект Ростовская область тоже может получиться большим, масштабным и принести очень много полезных эффектов для жителей и для региона.

    Также на «Транспортной неделе» у нас состоялась встреча с главой Республики Башкортостан. Несмотря на то, что в регионе сейчас развито железнодорожное сообщение, водный транспорт, система автовокзалов, на сегодняшний день все эти решения не объединены единой платформой. Поэтому в рамках подготовки ко встрече мы разработали единое комплексное предложение по сотрудничеству в части развитие билетных систем на транспорте и предложили его Республике Башкортостан.

    Конечно же, мы стремимся к тому, чтобы сохранить все действующие решения, в том числе их транспортную карту «Алга», но при этом расширить предложения для пассажиров, добавить туда ещё возможность оплачивать картой «Тройка».

    На данный момент мы составили подробное предложение и передали все материалы на рассмотрение главе Республики Башкортостан, так что надеемся, что здесь у нас удастся реализовать ещё один большой комплексный проект.

    А.СОЛОВЬЁВА: Валерия, а какие у вас дальнейшие планы по развитию компании?

    В.МАТЮХИНА: Конечно, мы не планируем останавливаться, планируем дальше двигаться, масштабироваться в регионы для того, чтобы предоставлять самый лучший сервис.

    Я напомню, мы уже запустили систему в десяти регионах за такое короткое время, и сейчас мы продолжаем двигаться, например, в такие крупные субъекты, как Ленинградская область, Новосибирская область, где у нас тоже подписаны межправительственные соглашения, и, соответственно, например, масштабироваться в Хабаровском крае. Также в следующем году в Санкт-Петербурге мы запустим систему оплаты проезда с помощью QR-кодов.

    А.СОЛОВЬЁВА: Поподробнее, пожалуйста, об этом, что это такое и как этот QR-код работает.

    В.МАТЮХИНА: QR-код — это то же самое, что и разовый билет. Он действует три дня с момента покупки. С помощью него можно будет пересесть с одного общественного транспорта на другой с минимальной доплатой. Купить этот QR-код можно будет в кассах метро, банках и вообще в широкой агентской сети, это уже на решение Санкт-Петербурга. Но в целом система позволит быстро и удобно расплачиваться, заменив разовые билеты вот этими QR-кодами.

    А.СОЛОВЬЁВА: А с чем связано такое предложение компании?

    В.МАТЮХИНА: В первую очередь для нас это большой шаг к объединению, совместному развитию билетных систем двух крупнейших агломераций, то есть это такая большая ценная инвестиция в крупный рынок билетных услуг Санкт-Петербурга.

    Мы видим этот проект очень перспективным, мы готовы заплатить необходимую сумму для того, чтобы его реализовать. И нам кажется, что в дальнейшем мы сможем предлагать этот проект не только в Санкт-Петербург, но и в другие регионы для которых будет актуальна система QR-кодов.

    И, конечно же, для нас этот проект в целом раскрывает наш инновационный подход в части билетных решений, мы готовы всегда двигаться вперёд, быть на первом месте, когда доходит дело до каких-то новых проектов.

    Этот продукт демонстрирует в целом наш инновационный подход в части билетных решений и сервисов. Мы всегда стремимся быть на первом месте и тестировать все инновации и развивать новые продукты для того, чтобы была возможность предложить самый инновационный транспортный сервис в регионы.

    И совсем скоро, например, мы выпустим абсолютно новый продукт, аналогов которого нет в России, нет аналогов в транспорте. Следите, пожалуйста, за новостями, мы обязательно про него расскажем, он касается мобильных сервисов и мобильных решений.

    И, конечно же, в целом мобильные сервисы — это очень важное для нас направление. Мы активно развиваем мобильное приложение «Моя Тройка», начали его развивать в Тульской области и в процессе тестирования выявили для себя очень много отзывов, очень много пожеланий и каких-то потенциалов и направлений к развитию. Учли это всё в своём продукте и сейчас получилось сделать вот такой качественный проект.

    Мы в дальнейшем также планируем перезапуск в регионе каких-то отдельных сервисов, учитывать обязательно мнение пассажиров, устраивать закрытые тестирования для того, чтобы была возможность дальше любой продукт доработать и сделать максимум с точки зрения клиентского сервиса.  

    Карта «Тройка», безусловно, уже давно не просто транспортная карта, она вышла за пределы транспорта. Сейчас, например, с её помощью можно оплатить и городские сервисы, например, катки, музеи, зоопарк в Москве.

    Карта имеет свою собственную экосистему, например, у нее есть программа лояльности, куда подключено более чем 6 тыс. партнёров, с помощью которых удобно получать бонусы, баллы лояльности по всей России.

    И, безусловно, наша цель — это единая билетная система. Очень важный этап с точки зрения цифровизации транспорта России, повышения прозрачности транспортных услуг и, конечно же, качества сервиса.

    Для нас в целом вот этот проект — это очень хорошее начало, у нас очень много сил, энергии и главное — идей для того, чтобы двигаться дальше, не сбавлять обороты, предлагать самый лучший сервис. И наша стратегическая цель — это реализовать проект «СберТройка» во всей России.

    А.СОЛОВЬЁВА: Валерия, не могу не спросить, есть ли вообще аналоги в мире вот этому проекту «СберТройка»? Учитываете ли вы какой-то мировой опыт?

    В.МАТЮХИНА: Безусловно, в мире есть аналоги с точки зрения того или иного функционала. Например, в том же Лондоне есть Oyster card. Например, в Китае широко развита практика применения QR-кодов. Мы в рамках своей компании постарались рассмотреть все возможные билетные решения и предоставить пассажирам максимум с точки зрения возможности оплаты. То есть у нас работает карта «Тройка» и банковская карта, и различные виды социальных носителей, в том числе по технологии Social ID, когда льгота пишется на банковскую карту, безусловно, это QR-коды, какие-то разовые билеты.

    То есть мы, в принципе, с точки зрения своего проекта, постарались интегрировать максимум способов оплаты для того, чтобы каждому удобно было в любом формате приобрести билет, будь то мобильный телефон, либо банкомат, либо касса метрополитена.

    И по сей день мы активно смотрим на все инновации, все нововведения, в том числе в рамках нашего нового продукта. Мы постараемся предоставить новый сервис перевозчикам, в том числе с точки зрения сервисов для пассажира — это мобильное приложение, программа лояльности, и какая-то отдельная экосистема. Мы стараемся, конечно же, учесть весь мировой опыт, взять оттуда лучшее и при этом придумать что-то своё.

    А с точки зрения охватов и масштаба, на данный момент карта «Тройка» — это абсолютно инновационный сервис, именно поэтому мы получили в 2021 году награду за лучшую умную билетную систему, международную премию, потому что настолько масштабного решения, которое тиражируется в различные города одной страны, такого, конечно, на рынке ещё не нет.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я хотела бы ещё упомянуть новый вид прохода, новая система оплаты — Face ID, которую только запустили в московском метро.

    В.МАТЮХИНА: Да, да, да. Это тоже абсолютно инновационное решение. Оно сейчас тестируется в Московском метрополитене. И у нас, как у «СберТройки», тоже есть ряд проектов, направленных на тестирование биометрии. Уже мы видим спрос со стороны других городов и потребность тестирования этой системы.

    А.СОЛОВЬЁВА: Валерия, вы упомянули систему Social ID, можно поподробнее о ней?

    В.МАТЮХИНА: Social ID — это уникальное решение для льготных категорий. Льготные категории тоже активно пользуются общественным транспортом, и поэтому их тоже нельзя упускать из виду. Social ID — это такое решение, когда льгота пишется на банковскую карту. Грубо говоря, льготнику не нужно иметь каких-то других носителей или билетных решений, он просто берёт банковскую карту, куда, например, ему приходит пенсия, банковскую карту на базе «Мир», привязывает её в МФЦ и дальше с помощью её пользуется своей льготой, свободно оплачивает в транспорте, продлевает её, пополняет и т.д.

    Главное удобство этой технологии в том, что есть широкая сеть пополнения, то есть льготник может прийти в любую точку пополнения, быстро прислонить банковскую карту, продлить льготу или записать, например, какой-то льготный абонемент. И, кроме того, он может это сделать просто с помощью приложения «Сбербанк-онлайн», которое сейчас так развито и, мне кажется, у каждого второго жителя уже есть это приложение.

    И для нас это очень важный проект прежде всего потому, что он социальный, потому что он решает многие проблемы льготных категорий, куда относятся школьники, студенты, пенсионеры и многие другие группы лиц.

    И, кроме того, основное преимущество в том, что льготникам больше не нужно носить с собой удостоверение бумажное, предъявлять каждый раз водителю или контролёру при проезде, всё это «зашито» в банковскую карту, то есть внутри карты уже содержится информация о том, какая категория льготы, какое право на проезд, какая есть скидка. Всё необходимое уже «зашито» непосредственно на банковскую карту при регистрации.

    И, конечно же, эта система позволяет уйти от разовых билетов, которые так широко распространены во многих российских городах, то есть это полностью цифровой электронный носитель льготника, который также в перспективе может применяться не только в транспорте, но и, например, в аптеках или в других сферах социального обслуживания.

    А.СОЛОВЬЁВА: Валерия, ещё хотелось бы узнать, какие технологические особенности имеет система «СберТройка»?

    В.МАТЮХИНА: Главная, наверное, наша технологическая особенность — это непосредственно наша платформа обработки платежей. Она сейчас размещается у нас в облачном ЦОДе. Он полностью сохранен с точки зрения всех сертификаций безопасности. То есть это тоже был такой большой проект по миграции на инновационные облачные мощности.

    Кроме того, наша платформа поддерживает все виды тарифных решений, то есть можно гибко настроить различные абонементы, пересадки, программы лояльности — это всё уже есть и параметрировано в платформе.

    Кроме того, поддерживается максимальное количество видов терминального оборудования. Так что если в регионе уже есть какое-то оборудование, его не обязательно обновлять, может быть просто предоставлено особое программное обеспечение и тем самым регион сможет сохранить средства, сэкономить на инвестиции, например, в новое оборудование.

    Кроме того, у нас очень развита система оплаты по банковским картам. Например, сейчас на банковскую карту также можно записать абонемент, как и на карту «Тройка». И, конечно же, мы всегда предлагаем региону вместе с системой внедрять гибкие дифференцированные тарифы, когда безналичные платежи для пассажира стоят дешевле, чем наличные, для того, чтобы всё-таки стимулировать пользователей переключаться на эти опции.

    Москва, например, тестировала дифференцированный тариф, когда во внепиковые часы проезд дешевле, чем в часы пик, это на Таганско-Краснопресненской линии. И наша система, конечно, позволяет такие гибкие решения тоже настраивать.

    А.СОЛОВЬЁВА: Какой эффект будет для регионов от внедрения новой системы?

    В.МАТЮХИНА: Безусловный эффект — это единое цифровое пространство, то есть пассажир, у которого есть карта «Тройка», он может проезжать в нескольких регионах. Вот здесь наглядный пример — это та же Тульская область, когда пассажир может оплатить в наземном транспорте Тульской области картой «Тройка», потом совершить поездку на железнодорожном транспорте, тоже оплатить картой «Тройка», приехать в Москву, пересесть на метрополитен и тоже оплатить картой «Тройка», то есть это единое пространство.

    Кроме того, для региона «СберТройка» — это надежный партнёр в лице правительства Москвы, Сбербанка, который всегда готов помочь реализовать какие-то крупные в том числе инфраструктурные проекты.

    Также это рост пассажиропотока. У нас есть с рядом регионов отдельные программы, когда мы выпускаем специальный дизайн карты «Тройка», на этом дизайне рассказываем о каких-то социокультурных особенностях региона. Такие карты пользуются большой популярностью.

    И, конечно же, для региона главное преимущество — это контроль за платежами, контроль, например, за выплатами субсидий перевозчикам, контроль за пассажиропотоками, возможность гибко настраивать маршрутную сеть и повышать прозрачность транспортной работы.

    А.СОЛОВЬЁВА: Валерия, а в какие виды транспорта может быть интегрирован проект «СберТройка»?

    В.МАТЮХИНА: Проект «СберТройка» может быть интегрирован в максимальное количество видов транспорта. На примере Москвы, я думаю, что все жители знают, что «Тройкой» можно оплатить везде — в метрополитене, на МЦК, на Московских центральных диаметрах, на наземном транспорте.

    В регионах мы сейчас активно сосредоточились на наземном транспорте, но есть ещё ряд проектов в метрополитене, например, наше соглашение с Новосибирской областью в том числе касается и метрополитена.

    Но и важно заметить, что пригородный железнодорожный транспорт сейчас активно интегрируется в городское пространство. По опыту Москвы, по результатам запуска Московских центральных диаметров многие регионы пошли по тому же пути и сейчас интегрируют железнодорожный пригородный транспорт в систему городского сообщения. И есть запрос на развитие единых билетных решений в городском транспорте и пригородном железнодорожном.

    И с точки зрения систем оплаты, в 2021 году мы также запустили оплату речного транспорта. Наша система действовала на Северном речном вокзале, который уже так популярен среди москвичей. И в новом сезоне также планируем этот сервис масштабировать и развивать.

    А.СОЛОВЬЁВА: У нас остаётся совсем немного времени. Мне стало интересно по ходу нашей беседы, вы ведь возглавляете… На самом деле большая компания у вас. Сколько у вас людей работает? Как вы креативите? Как приходят в голову такие идеи?

    В.МАТЮХИНА: У нас огромная компания с точки зрения ресурсов и возможностей. Мы существуем меньше года, но сейчас в деятельность активно вовлечено более 60 человек. И большая часть из них, конечно же, — это специалисты IT-профиля, разработчики, которые позволяют нам воплощать в жизнь те технологии, которые у нас зарождаются.

    Конечно же, у нас есть и руководители проектов, за каждым из них закреплено определённое количество регионов. И мы стремимся к тому, чтобы каждый день взаимодействовать с регионами, узнавать об их потребностях и постоянно совершенствовать свой сервис.

    Конечно же, есть специалисты по маркетингу и продвижению, которые рассказывают о наших достижениях, вы можете про них узнать в новостях. И, безусловно, стоит отметить тот, что очень важной частью нашей корпоративной культуры остаётся креатив, стремление ко всему новому, стремление к тому, чтобы продвигать самые инновационные решения в России.

    А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо, Валерия. Я напомню, что у нас сегодня в гостях была генеральный директор компании «СберТройка» Валерия Матюхина. Спасибо большое за интересную беседу.

    Обсуждали мы проект «СберТройка». С вами была Анна Соловьёва. Это была программа «Город дорог».

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено