• Заместитель начальника комплекса информирования МЦД департамента транспорта Москвы Владимир Зайченко в программе «Город дорог»

    Создание нового транспортного каркаса

    13:30 Ноя. 30, 2021

    Создание нового транспортного каркаса

    В гостях

    Владимир Зайченко

    заместитель начальника комплекса информирования МЦД департамента транспорта Москвы

    А.СОЛОВЬЁВА: У микрофона Анна Соловьёва. Здравствуйте. В эфире программа «Город дорог». У нас сегодня в гостях заместитель начальника комплекса информирования МЦД Департамента транспорта Москвы Владимир Зайченко. Здравствуйте, Владимир.

    В.ЗАЙЧЕНКО: Здравствуйте.

    А.СОЛОВЬЁВА: Говорить мы будем о создании нового транспортного каркаса. Я нашим слушателям напомню, что, например, Московским центральным диаметрам 21 ноября исполнилось два года. Да, Владимир, уже два года.

    В.ЗАЙЧЕНКО: Да, время пролетело незаметно.

    А.СОЛОВЬЁВА: Эти аббревиатуры — МЦД, МЦК, БКЛ — уже вошли в нашу жизнь, это привычно; мы знаем, что это такое. На самом деле, эти транспортные проекты не только стали самыми крупными в России, они даже стали, по-моему, и в мире. В чём наше преимущество?

    В.ЗАЙЧЕНКО: Вы абсолютно правы. В целом за последние десять лет Москва действительно переживает настоящую революцию в системе общественного транспорта и эти, как вы сказали, аббревиатуры: МЦК, МЦД и БКЛ, на самом деле, это три кита, которые уже поменяли жизнь москвичей и в принципе московской агломерации, и ещё поменяют, потому что впереди нас ждут новые станции, новые диаметры.

    А.СОЛОВЬЁВА: Да, ведь только два диаметра запущено, и впереди у нас ещё два диаметра.

    В.ЗАЙЧЕНКО: Впереди ещё три диаметра.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я имею в виду, поближе — два.

    В.ЗАЙЧЕНКО: Третий — это 2023 год и четвёртый мы рассчитываем в 2023-м — начале 2024 года запустить. Почему их считают крупнейшими не только в России, а и в мире? Об этом говорят цифры. Если сказать о реализации всех проектов нового транспортного каркаса (МЦК, БКЛ и МЦД), то количество станций приблизится к пятистам, и в городе будет более тысячи километров путей подземного и наземного метро. Это новая формулировка, к которой мы все привыкли. По своим масштабам всё строительство идёт не где-то в чистом поле, а в существующем ландшафте. За многие годы он сильно изменился, это огромное количество зданий и сооружений. То есть строительство идёт как под землёй, так и над землёй. При этом надо ещё строить так, чтобы и москвичам особо не мешать, чтобы не было особых чувствительных ограничений.

    А.СОЛОВЬЁВА: Получается, что в мире так ещё не строили.

    В.ЗАЙЧЕНКО: Такими темпами, как строит именно Москва, нет. Потому что за последние десять лет количество станций метро практически увеличилось вдвое. Это абсолютный мировой рекорд.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я знаю, что МЦД была построена и открыта всего за два года. Да?

    В.ЗАЙЧЕНКО: МЦД запущен за рекордный сроки, то есть от идеи до реализации путь занял даже меньше двух лет. И ещё за два прошедших года мы сделали огромный шаг вперёд. Я могу напомнить: было за два года реконструировано и построено 22 станции для существующих и будущих линий метро; полностью обновлён парк подвижного состава на первых двух диаметрах; и конечно же развёрнуты глобальные работы и в Москве, и в области для того, чтобы создать новые связки, чтобы запустить будущие диаметры.

    Если первые два запускались на уже знакомых маршрутах, то запуск третьего и четвёртого — это абсолютно новые линии сквозного метро, которых нет. И чтобы их создать, нужно соединить между собой разные самостоятельные, в данные момент тупиковые, железнодорожные линии. Это очень сложная работа и гигантский объём.

    А.СОЛОВЬЁВА: Если мы вернёмся к природе этих проектов, насколько я понимаю, это разные виды транспорта.

    В.ЗАЙЧЕНКО: У каждого проекта своя история и основа, если по отдельности их разобрать. Например, можно начать с МЦК. МЦК в сентябре отметило своё пятилетие, и уже достаточно трудно представить столицу без этого кольца.

    А.СОЛОВЬЁВА: А кажется, что всю жизнь, да?

    В.ЗАЙЧЕНКО: Кажется, что всю жизнь, да, приём мы помним, что на этапе запуска были скептики, которые не верили в этот проект. Некоторые даже очень грубо говорили, что мы будем «перевозить воздух». Вот больше 500 тысяч в день — это практически как некоторые линии метро. И если вернуться к истории, то само кольцо существовало больше ста лет назад. Оно пассажирскую функцию последние пятьдесят лет не выполняло.

    А.СОЛОВЬЁВА: Грузовые, да?

    В.ЗАЙЧЕНКО: Грузовые. Причём вокруг была депрессивно-непривлекательная территория. Этот проект был тоже очень быстро реализован по поручению мэра, и мы видим такой мультипликативный эффект. То есть, помимо того, что изменились транспортные привычки людей; а как мы знаем, привычка — штука крепкая, и очень трудно поменять. Это возможно только если действительно мы создали нечто удобное, и оценить можно это удобство только по полезности для людей. Мы изменили транспортные привычки людей. На МЦК с каждым разом всё больше и больше людей, мы устанавливаем новые и новые рекорды, поэтому сейчас думаем, как ещё сократить интервал — до трёх минут. Ещё, плюс ко всему, начали оживать территории. Раньше промзоны, куда не приходил бизнес, куда не приходил застройщик; которые были не интересны ни для жизни, ни для бизнеса — начали оживать.

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть это не только застройщики, сейчас же создаются целые транспортные хабы.

    В.ЗАЙЧЕНКО: Вы правы. Это вопрос как раз к объединению этих проектов. Наша задача, если говорить о БКЛ, МЦД и МЦК, об их природе, то за основу МЦД была взята существующая железнодорожная структура, но очень сильно трансформированная и модернизированная. Потому что раньше на первых двух диаметрах ходили электрички в старом формате, это старые поезда, разные тарифные системы, не удобные.

    Если вы помните, для поездки на электричке — один билет, для поездки на метро — другой, то сейчас задача — создать бесшовную транспортную среду: первое, это созданием единой билетной системы. Сейчас есть «Тройка», тестируется виртуальная, то есть можно будет не бояться забыть карту, потому что телефон в наше время очень трудно забыть, мне кажется, это роскошь. Второе, это создание новых и улучшение существующих транспортных связок, объединяющих разные виды транспорта. Потому что чем больше у нас альтернатив построится в маршрут, тем быстрее, лучше мы можем планировать поездку.

    А.СОЛОВЬЁВА: Собственно мы и говорим о том, что эти три разных проекта будут связаны между собой в рамках единого транспортного каркаса. Это и есть, да, единый транспортный каркас?

    В.ЗАЙЧЕНКО: Да, вы абсолютно правы. Мы объединяем все наземные и подземные линии метро, создаём транспортные хабы. Если говорить о запуске всех пяти диаметров, когда мы их запустим, у нас будет 67 транспортных хабов с пересадками на метро, на МЦК. И, конечно, мы ещё создаём удобные пересадки, потому что если это будут большие разрывы, если будут не тёплые — люди не будут переходить, они будут выбирать удобные маршруты. Наша задача — быстрые, комфортные, тёплые переходы, чтобы человек чувствовал себя в одной среде.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это так называемая бесшовная среда, да?

    В.ЗАЙЧЕНКО: Да, абсолютно бесшовная: и с помощью транспортных хабов, и за счёт единой навигации. Человек должен чувствовать себя в каком-то едином пространстве, он не должен чувствовать перехода.

    А.СОЛОВЬЁВА: Если говорить о сегодня, то с первых двух диаметров уже сейчас пассажиры могут пересесть на метро, на МЦК, а на БКЛ после запуска будут пересадки?

    В.ЗАЙЧЕНКО: Да, вы абсолютно правы, потому что, как мы уже с вами проговорили: всё объединяется. С БКЛ будут пересадки как на линии метро, к которым мы привыкли (это будет 20 станций — абсолютный рекорд для Московского метрополитена); с БКЛ будут пересадки на МЦК и обязательно пересадки на МЦД (более 15 пересадок), это совершено другие маршруты. Если перейти к конкретным примерам, я, как житель столичного региона, тоже ощущаю не себе все изменения. И у меня есть определённые места, которые я посещаю, например, парк «Сокольники», метро «Печатники» (у меня живут родственники). И сейчас, когда я до них добираюсь (живу я сам в области) на перспективном, третьем, диаметре, — совершаю две или три пересадки, потому что на личном транспорте поездка гораздо дольше и дороже выходит.

    А.СОЛОВЬЁВА: И пробки, к сожалению.

    В.ЗАЙЧЕНКО: А с БКЛ мой путь упростится: у меня будет всего лишь одна пересадка, чтобы попасть в ту или иную точку. Плюс ко всему, если говорить вообще о доступности МЦД — это единая бесшовная среда за счёт тарифной системы. У вас сейчас максимальная стоимость поездки составляет 50 рублей. Из Одинцова, Лобни, Подольска или Курска до любой точки Москвы, по сути, потому что сеть метро очень сильно развита, вы можете доехать всего лишь за 50 рублей. Это практически как литр бензина.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это правда, даже и подороже можно бензин купить и дизель. Можно сказать, что МЦК, БКЛ перевозят людей внутри города, а МЦД только подвозит к ним, или нет?

    В.ЗАЙЧЕНКО: Если вернуться к истории, поговорим об МЦД и вспомним пригородный транспорт в его старом виде и некоторые старые линии, которые ещё пока что не МЦД, то раньше действительно это в основном был такой вид транспорта для поездок, например, жителей области в столицу, а жителей столицы, наоборот, в область, на дачу. Это была больше маятниковая миграция, это челночный вид транспорта, то с запуском МЦД мы изменили это. Очень трудно представить, чтобы москвичи три-четыре года назад могли бы подумать: ездить внутри Москвы на электрички. Все бы сказали «я выберу метро» или «поеду на автобусе». Как раз с запуском МЦД у нас на 86% увеличились проездки именно короткие, внутри города. Это говорит о том, что люди начали пользоваться МЦД вместо подземного метро, вместо личного транспорта.

    А.СОЛОВЬЁВА: Более того, когда люди ездили на электричках, до запуска МЦД, там были дневные перерывы. Сейчас же тактовое расписание, да?

    В.ЗАЙЧЕНКО: Вы правы. Было расписание, которое нужно было постоянно проверять либо запоминать, то сейчас появился такт — это определённый промежуток времени. Пассажиру не нужно запоминать, он просто должен знать, что если он придёт на платформу, перед ним ушёл поезд, то следующий придёт через шесть-семь минут в часы пик. И вы действительно правы, исчезли дневные перерывы. И в целом мы повысили очень существенно количество поездов, на 70% вырос объём движения.

    А.СОЛОВЬЁВА: Можно сказать, что это другие составы, на самом деле.

    В.ЗАЙЧЕНКО: Вы правы. Например, флагман Московских центральных диаметров — это поезд «Иволга»; в нём есть абсолютно всё, что нужно для комфортной поездки, и в том числе для маломобильных пассажиров, потому что наша задача — сделать поездки доступными для всех людей, быстрыми, экологичными. Поездка в наше время — это не просто передвижение из точки А в точку В. Мы проводим в дороге много времени, и будь то короткая или продолжительная поездка, наша задача сделать так, чтобы человек себя чувствовал комфортно. Кто-то в дороге успевает поспать, кто-то отдохнуть, кто-то поработать, кто-то в окно любит посмотреть; кому-то Wi-Fi нужен; кому-то, может, понадобится туалетная комната в процессе поездки.

    А.СОЛОВЬЁВА: Или гаджет зарядить, есть же USB-розеточки.

    В.ЗАЙЧЕНКО: Или гаджет, без которого жизнь нашу довольно трудно представить. Если вернуться к БКЛ, там тоже будут курсировать современные поезда. Мы знаем, «Москва-2020», на мой взгляд, просто лучший поезд, в котором есть всё, что нужно для комфорта.

    А.СОЛОВЬЁВА: Он ещё очень красивый, интерьеры. Я когда первый раз зашла, если честно, была поражена. На кольце сейчас ходят эти новые поезда. Я, правда, была поражена. Он же какие-то премии выиграл, насколько я знаю.

    В.ЗАЙЧЕНКО: Это современная тенденция, то есть чтобы он был не только функциональным, но ещё и красивым. Со всеми вещами так, если мы посмотрим: машины, телефоны, компьютеры. Над дизайном работали все, он выглядит космически!

    А.СОЛОВЬЁВА: Он просто украшение нашей жизни, я бы сказала так. Вернёмся к этим проектам. Это не просто проекты, это мега-проекты! Владимир, как они в целом, в будущем повлияют на жизнь города?

    В.ЗАЙЧЕНКО: Они полностью меняют нашу жизнь в плане всего. Во-первых, меняется наша жизнь в плане поездок — мы экономим время. Опять же говорить о БКЛ, когда мы запустим второе кольцо, по нашим прогнозам, люди начнут экономить до тридцати минут на дорогу. Надо отметить, что это будет самое большое кольцо, которое обгонит даже пекинское, — 71 км и 31 станция. Мы прогнозируем, что около 100 тысяч людей, которые сейчас пользуются автобусами, наземным транспортом, личным, точно так же будут пользоваться БКЛ.                                

    А.СОЛОВЬЁВА: Я знаю, что всё Большое кольцо можно будет проехать за полтора часа всего.

    В.ЗАЙЧЕНКО: Да, примерно за полтора часа. В чём ещё суть этого кольца — изменить логику поездки. Сейчас некоторые люди садятся в поезд на радиальную линию, едут в центр для того, чтобы пересесть на другую линию и чтобы отправиться затем из центра в сторону области. И как раз БКЛ поменяет логику: у людей появятся сотни абсолютно других маршрутов.

    А.СОЛОВЬЁВА: Да, не обязательно доезжать до центральных станций. Вы упомянули «Сокольники». «Сокольники» — это будет одна из станций БКЛ; по-моему, «Электрозаводская» тоже будет БКЛ. Меня что удивило, что я могу сесть на «Электрозаводской» и очень быстро доехать до «Нагатинского Затона», до юга. Будет очень быстро, моментально, с минимальным количеством пересадок.

    В.ЗАЙЧЕНКО: Да, это прямой маршрут. Причём вы упомянули станции «Сокольники», «Электрозаводская»; эти станции будут интегрированы с третьим диаметром. Поэтому спектр поездок расширится. Это очень важно, потому что от транспорта в целом зависит очень многое, зависит жизнь каждого человека, потому что если у вас есть один маршрут — вы ограничены этим маршрутом — вы будете добираться до одной школы, до одного бизнес-центра, до одной определённой точки. А когда перед вами такой выбор, вы уже совершенно по-другому планируете свою жизнь.

    Плюс ко всему, мы видим, как транспорт становится драйвером для развития территорий. Начинают строиться жилые комплексы, начинают появляться бизнес-центры, развивается общественное пространство. Мы видим, как сейчас девелопмент приходит к линиям будущих диаметров.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это естественно, потому что когда ты покупаешь квартиру или собираешься куда-то переезжать, ты всё-таки смотришь близость своего будущего жилища от метро: у меня рядом будет станция МЦК или станция БКЛ, или станция МЦД. Сейчас при продаже квартиры, и даже новостроек, девелоперы упоминают: например, в пяти минутах от станции МЦД. Это очень удобно.

    Владимир, если ещё раз вернуться к мега-проектам, главная цель всех транспортных проектов — это разгрузка дорог и метро?

    В.ЗАЙЧЕНКО: Главная задача развития общественного транспорта — сделать поездки удобнее, быстрее, комфортнее и экологичнее. А разгрузка автомобильных дорог, разгрузка существующих линий метро — это сопровождающий эффект от запуска этих транспортных проектов. Потому что, в первую очередь, мы думаем о людях. По нашим прогнозам, БКЛ после запуска, когда эта линия полностью замкнётся, она разгрузит существующие линии метро на 30%. За этими «сухими цифрами» на самом деле стоит комфорт людей, потому что чем свободнее, тем нам комфортнее. Наша задача — разгрузить поезда, загруженные станции, загруженные перегоны.

    А.СОЛОВЬЁВА: С другой стороны, это неплохо, что если у меня будет в непосредственной близости, в пешей доступности какая-то станция, зачем мне ехать на машине? Я спокойно сажусь на станцию одного из трёх проектов (МЦК, МЦД, БКЛ) и быстренько доезжаю, с минимальным количеством пересадок, а возможно даже и без них. Вернёмся к МЦД. Два года исполнилось МЦД буквально на днях. Есть какие-то итоги работы? Удалось ли добиться поставленных целей по разгрузке и вообще востребованности наземного метро? Ведь поначалу все как-то скептически относились. Этот скепсис был разбит.

    В.ЗАЙЧЕНКО: Если по следам двухлетия, потому что ещё недалеко ушли, чтобы напомнить об эффектах. Перед запуском МЦД были разные настроения, разные мнения; были люди, которые в это не верили. Но, опять же, цифры говорят сами за себя, и судить о полезности проекта можно исключительно по его пользе. Если бы это было неудобно, мы бы не видели роста пассажиропотока, особенно на фоне пандемии, когда он во всём другом общественном транспорте падал. Во-первых, диаметры быстрее всего вернули к себе пассажиров. Если сравнивать, то на 17% мы выросли по количеству пассажиров к периоду до запуска диаметров.

    Мы уже с вами проговорили: москвичи стали пользоваться диаметрами, как альтернатива для поездок по городу, это примерно 50 миллионов пассажиров в год. Это разгрузка дорог и метро. То есть мы видим, как разгрузились некоторые дороги, до 9%, а метро разгрузилось — до 12% некоторые станции.

    А.СОЛОВЬЁВА: Вы сейчас сказали, что МЦД изменил транспортное поведение пассажиров, мы это видим. Запуск БКЛ тоже позволит пассажирам поменять транспортные привычки? Приведите, пожалуйста, какие-то примеры маршрутов, куда на БКЛ мне будет доехать быстрее?

    В.ЗАЙЧЕНКО: Вы правы, после запуска БКЛ люди оценят сотни других маршрутов; по нашим предварительным прогнозам, это до 30 минут. Если конкретно поговорить: например, взять «Кунцевскую» и «Юго-Западную». Сейчас, чтобы вам добраться, потребуется больше 40 минут, потому что две пересадки, а с запуском БКЛ — всего лишь 19 минут. От «Калужской» до «Севастопольской» сейчас 40 минут примерно поезда; после запуска — всего лишь 10 минут.

    А.СОЛОВЬЁВА: Вы сейчас приводите цифры, это удивительно, потому что «Калужская» и «Севастопольская» — это всё юг; и у тебя с юга на юг занимает столько времени. Абсолютно же естественно это сократить.

    В.ЗАЙЧЕНКО: Да. Поэтому как раз задача транспортного каркаса — создать сеть подземного и наземного метро, которая будет позволять вам отправляться в любую точку мегаполиса (север, юг, восток) по самому быстрому и удобному маршруту. Потому что наша агломерация развивается, она одна из крупнейших в мире, здесь 20 миллионов, продолжаем расти. И темпы мегаполиса растут, и ожидания людей растут.

    Если говорить ещё про эффекты: для того чтобы привлечь человека, чтобы он отказался от собственного автомобиля, нужно создать действительно комфортный транспорт. Если мы привлекаем людей, значит нам это удаётся сделать. Опять же, это за счёт новых стандартов. Например, в разрезе МЦД — мы видим, как на месте старых ж/д остановок, которые были просто наземными переходами, платформами без навесов, без ничего, появляются современные вокзалы, городские либо пригородные. Это тёплые пассажирские терминалы, наземные или подземные; это туалетные комнаты; это комнаты мамы и ребёнка; это лифты, эскалаторы.

    В том числе безопасность, потому что железная дорога делит многие районы на несколько частей. И за счёт создания таких транспортных коридоров в виде современных мостов мы ещё делаем новые связки между районами.

    А.СОЛОВЬЁВА: На этих транспортных терминалах есть ещё специальная среда для маломобильных групп граждан, чтобы они спокойно могли передвигаться.

    В.ЗАЙЧЕНКО: Да, конечно. Вместо обычных старых мостов появляются современные: где-то это подъёмник, где-то — лифт, эскалатор, где-то — в совокупности всё. Потому что, во-первых, если мы говорим о развитии транспорта, им пользуются же не только пассажиры; если это станция в периметре города, в черте — некоторым людям нужно перейти из одной части в другую. А пассажиры разные — это и мамы с колясками, и пожилые люди, люди с ограниченными физическими возможностями.

    А.СОЛОВЬЁВА: Мы знаем уже, что открытие БКЛ совсем близко. Собственно, мы все ждём этого. Расскажите, пожалуйста, о запуске следующих диаметральных маршрутов? Какая работа сейчас ведётся?

    В.ЗАЙЧЕНКО: Следующий запуск — это третьего и четвёртого, очень сложные диаметры. Например, чтобы создать четвёртый, а он будет уникальным, потому что он свяжет между собой семь вокзалов столицы. Чтобы создать четвёртый — сейчас внутри Москвы идёт реконструкция старых узких железнодорожных участков и одновременно строятся новые. Потому что Киевское направление и Горьковское, которое он объединит, они тупиковые: у нас со стороны Апрелевки поезда приходят на Киевский вокзал; со стороны города Железнодорожный — на Курский вокзал. Сейчас мы создаём такую линию связки, планируем запустить в 2023-2024.

    Третий диаметр — нужно объединить тоже два самостоятельных направления: это Ленинградское и Казанское; для этого идёт реконструкция Митьковской ветки. Причём, мы разработали оптимальную схему движения для пассажиров, потому что у нас третий диаметр пойдёт в обход Площади трёх вокзалов. Мы понимаем, что это очень важный транспортный узел для людей: там туристов много, очень много офисных центров. У нас поезда будут доходить как до вокзалов, так и диаметрально, то есть каждый сможет выбирать нужный ему маршрут. Мы подстраиваемся так, чтобы удобно было всем, найти золотую середину, баланс.

    А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо, Владимир. На самом деле очень интересная беседа. Мне, как жителю города, это очень интересно, очень полезно узнать. Потому что всё это делается для нашего удобства и для комфорта нашей жизни. Я напомню, что у нас сегодня в гостях был заместитель начальника комплекса информирования МЦД Департамента транспорта Москвы Владимир Зайченко. Спасибо ещё раз за беседу. Обсуждали мы создание нового транспортного каркаса. С вами была Анна Соловьёва. 

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено