• Директор ГБУ города Москвы «Городской центр профессионального и карьерного развития» Евгений Андриенко и заместитель директора ГБУ города Москвы «Городской центр профессионального и карьерного роста» Мария Трофимова в программе «Выход в город» на радиостанции «Говорит Москва». 15.06.2022

    Студенческая Москва – какая она?

    12:00 Июнь 15, 2022

    Студенческая Москва – какая она?

    В гостях

    Евгений Андриенко

    директор ГБУ города Москвы «Городской центр профессионального и карьерного развития»

    М.АЛЕКСАНДРОВА: 12 часов 6 минут в Москве. Всем доброго дня. В студии Анна Соловьёва.

    А.СОЛОВЬЁВА: И Марина Александрова.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Программа «Выход в город». Мы сегодня будем говорить о студенческой Москве, узнаем, какая она, что нового готовится. Вместе с Евгением Андриенко, директором ГБУ города Москвы «Городской центр профессионального и карьерного развития» и Марией Трофимовой, заместителем директора ГБУ города Москвы «Городской центр профессионального и карьерного роста». Здравствуйте, Мария. Здравствуйте, Евгений.

    М.ТРОФИМОВА: Добрый день.

    А.СОЛОВЬЁВА: Здравствуйте. Давай я координаты сначала наши оглашу, как обычно. SMS-портал +7-925-88-88-948, Telegram govoritmskbot, Telegram-канал со всеми нашими последними новостями radiogovoritmsk.

    Первый вопрос. Студенческая Москва — какая она? Евгений, Мария, кто начнёт?

    А.СОЛОВЬЁВА: Чем она отличается от студенческой Москвы 30-летней давности?

    Е.АНДРИЕНКО: Добрый день, уважаемые слушатели. Прежде всего, студенческая Москва — это не безразличное сообщество, которое не замыкается только на своих вузах, которое объединяется по своим интересам. И сегодня студенты всё чаще становятся волонтёрами, помогают на каких-то больших мероприятиях, в сложных ситуациях, так можно назвать, COVID когда был. Они видят, что нужно городу, создают свои стартапы, участвуют в общественных проектах. И хорошо, что у нас в городе есть площадки, где они могут это всё реализовать.

    А.СОЛОВЬЁВА: Получается, что нынешняя студенческая Москва, она такая активная и соучастная, да?

    Е.АНДРИЕНКО: Можно сказать, так.

    А.СОЛОВЬЁВА: Вы сами, я так понимаю, учились в Москве.

    Е.АНДРИЕНКО: Да.

    А.СОЛОВЬЁВА: И оканчивали учебное заведение в столице.

    Е.АНДРИЕНКО: Да. Мы как раз пришли с Марией, потому что мы представители разных поколений, тоже чтобы посмотреть на студенческие годы с разных точек зрения. Да, я учился в 90-х. В 90-е была несколько другая ситуация.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А можете рассказать, какая?

    Е.АНДРИЕНКО: Знаете, с одной стороны, была хорошая академическая школа, оставшаяся от советского периода, фундаментальные науки, но при этом секций, кружков, каких-то активностей у нас не было, мы были предоставлены сами себе. Можно сказать, было время выживания. Сейчас как бы всё абсолютно по-другому.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Может быть, Мария добавит и расскажет, как сейчас всё по-другому, что изменилось?

    М.ТРОФИМОВА: Да, я очень рада и счастлива, что родилась, живу и училась в нашем городе Москве. Потому что те возможности, которые даёт этот город, они, конечно, безграничны, но они зависят от человека индивидуально. Поэтому то, как сейчас организован образовательный процесс и в школах, и в университетах, и досуговое образование — это совершенно потрясающе. Я думаю, все мамочки, все семьи очень сильно благодарны за это нашему городу. Потому что много секций, много возможностей, много площадок. Даже если нет возможности заниматься полноценно детьми, то на улице они не находятся без присмотра. Везде много и света, и площадок интересных, и активностей — и все находятся при деле.

    А.СОЛОВЬЁВА: Евгений, вы возглавляете «Городской центр профессионального и карьерного развития». Что это вообще такое? Что это за организация? Кому и как вы помогаете развиваться?

    Е.АНДРИЕНКО: Да, наш центр, с одной стороны, большое название, с другой стороны, мы его называем просто центр развития. Мы занимаемся взаимодействием с вузами Москвы Больше 60 самых крупных вузов, так или иначе, с нами сотрудничают по разным программам, направлениям. Мы работаем со студентами. У нас есть ряд программ, это программа, например, именные стипендиаты правительства Москвы, студенческие парламентские клубы, проект студенческих медиа «Спецкор». Это большие программы с большим количеством активистов, студентов московских вузов.

    И есть ещё проекты, которые придумывают сами студенты, придумывают, развивают, трансформируют. Это проект «Москва в движении» — спортивный проект. Это проект «Газон». Это «Московский донор». И достаточно много ещё проектов, которые рождаются и обретают жизнь на нашей площадке.

    А кому мы помогаем — это, наверное, самым активным, по-хорошему амбициозным студентам, которые готовы постоянно развиваться.

    А.СОЛОВЬЁВА: Насколько я понимаю, то есть вы ориентированы только на студентов, да?

    Е.АНДРИЕНКО: Да.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это студенты, которые хотят потом как-то построить свою карьеру, и вы, собственно, им в этом помогаете.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Помогаете, подсказываете, в какой сфере они могут развиваться.

    Е.АНДРИЕНКО: В том числе да, как бы карьерная траектория тоже для студентов очень важна. И здесь у нас есть разные тоже площадки, опции, где они могут себя прокачать.

    А.СОЛОВЬЁВА: По статистике, есть такие данные, 60% выпускников вузов не работают по специальности. Ну это традиционная такая история, она осталась ещё от советских времён. Почему так получается до сих пор? И что, в принципе, с этим можно сделать?

    М.ТРОФИМОВА: Да, я отвечу на этот вопрос. Школьники, наверное, ещё неосознанно могут делать свой выбор. Поэтому родители, конечно же, со своей стороны стараются их опекать и поддерживать, и зачастую ребёнок выбирает ту специализацию, во-первых, на которую хотел бы родитель, чтобы он учился и где он его направлял во время обучения в школе.

    А вторая история — это когда люди выбирают вообще направление просто по количеству баллов. То есть независимо даже от своих пожеланий, предпочтений, возможностей, многие поступают на бюджет на те специальности, на которые есть возможность.

    Далее, к счастью, в нашем государстве есть возможности доучиться, переучиться, найти себя и творчески развиваться. Поэтому главный посыл, наверное, что я хотела бы сказать, это никогда не переставать обучаться, всегда стремиться к чему-то новому и познавать это. Даже если ты занимаешься какой-то узкой профессией, всё равно искать какие-то новые ниши для собственного развития. Это, наверное, самое главное. Сейчас у нас есть такие центры, которые помогают в этом.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Помогают именно переквалифицироваться?

    М.ТРОФИМОВА: Помогают школьникам найти свою профориентацию. Например, центр «Моя карьера» этим занимается в Москве, тоже они со школьниками частично работают.

    А.СОЛОВЬЁВА: Получается, что центры «Моя карьера», он уже начинает с учениками старших классов…

    М.ТРОФИМОВА: У них есть направление летнее по школам, да, где, по крайней мере, профориентацию ребята могут получить, так сказать, встать на какой-то путь.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это проходит в формате теста какого-то, тестирования?

    М.ТРОФИМОВА: Ой, это я вам не подскажу точно, но я знаю, что проходят профориентацию, но по содержанию не скажу. Это не наш центр.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Давайте поговорим о стипендии. Что такое именная стипендия правительства Москвы?

    Е.АНДРИЕНКО: Это как раз, наверное, тоже одна из форм работы и со школьниками, и потом дальше со студентами. Именная стипендия правительства Москвы — уникальный проект. Каждый год отбираются две тысячи именных стипендиатов, тысяча человек — это первокурсники, которые могут получить эту стипендию, если они имеют медаль за успехи в учёбе, если они поступили на бюджет на наиболее важные для города специальности. Список специальностей определён. Соответственно, у них есть возможность стать именными стипендиатами правительства Москвы.

    Для студентов второго, третьего и четвёртого курса необходимые требования — это также бюджет, это хорошо учиться, на четыре и пять (при получении троек стипендиат покидает программу) и, опять же, участвовать в общественно значимых мероприятиях в вузе, в городе. Скажем так, мы с ребятами работаем достаточно плотно. Мы за весь период, пока они являются именными стипендиатами, пытаемся дать им те навыки, которые они не получат у себя в вузах, и Soft skills, и какие-то, может быть, рассказать про профессиональные траектории возможные в городе. Ну как-то так.

    А.СОЛОВЬЁВА: А что такое Soft skills? Ну для тех, кто в терминах…

    Е.АНДРИЕНКО: Мягкие навыки — это не профессиональные навыки, а просто навыки человеческого общения.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Можете пример какой-то привести? Например, как коммуницировать в коллективе, может быть?

    Е.АНДРИЕНКО: Скажем так, это и публичные выступления, это и искусство спора, то, что не дают профессора, преподаватели вузов.

    А.СОЛОВЬЁВА: Итак, что нужно сделать, чтобы получить стипендию правительства Москвы?

    Е.АНДРИЕНКО: Как я уже сказал, первое, основное — это учиться на хорошо и отлично.

    А.СОЛОВЬЁВА: Хорошо учиться — это главное.

    Е.АНДРИЕНКО: Хорошо учиться.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: На четыре и на пять.

    Е.АНДРИЕНКО: Да, хорошо учиться. Быть активными, участвовать в различных мероприятиях общественно значимых, ну и, наверное, любить свой город.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: В Москве очень активно развивается медиасфера, проект «Первое студенческое агентство» и «Спецкор». Они помогают развивать медианавыки? И вообще, в чём различия этих проектов?

    М.ТРОФИМОВА: Да, проект помогает развивать. На самом деле один проект породил другой. А история его была такова. В 2016 году мы начали взаимодействовать со студенческими СМИ нашим центром и, таким образом, было создано сообщество, которое называется «Спецкор». В него входили более 70 студенческих СМИ. Мы создавали такой некоторый стандарт. Потому что во всех вузах было развито на совершенно разном уровне.

    Далее по инициативе ребят мы поняли, что необходима одна единая площадка, где они могли бы следить друг за другом, за своими достижениями, за качество работ. И ребята предложили создать проект «Первое.Онлайн», это Первое студенческое агентство.

    В 2018 году мы организовали встречу с Сергеем Семёновичем Собяниным, где он поддержал данный проект, ребята рассказали ему про этот портал. И после этого мы смогли реализовать данную задумку.

    Портал живёт и сейчас. На данный момент это достаточно массовое, популярное молодёжное СМИ, называется «Первое.Онлайн». На нём могут писать как молодые журналисты, нынешние спецкоровцы, которые там практикуют свои навыки, так и любой желающий может зарегистрироваться и стать частью редакции. Вот.

    А «Спецкор» сейчас занимается тем, что привлекает в сообщество молодых журналистов, они посещают блог-туры мероприятия, они могут попробовать себя в фотосъёмке, видеосъёмке и, безусловно, это всё происходит с поддержкой наших коллег, которые курируют данное направление.

    А.СОЛОВЬЁВА: Насколько я понимаю, вот это первое студенческое агентство, вы сказали, называется «Первое.Онлайн».

    М.ТРОФИМОВА: Да, всё верно, сайт «Первое.Онлайн».

    А.СОЛОВЬЁВА: А у них есть ещё какие-то ресурсы?

    М.ТРОФИМОВА: Конечно. «ВКонтакте».

    А.СОЛОВЬЁВА: «ВКонтакте» есть, да?

    М.ТРОФИМОВА: Да.

    А.СОЛОВЬЁВА: В соцсетях. Что там в основном публикуют?

    М.ТРОФИМОВА: Там публикуют новости: новости о городе, новости о студенчестве, студентам рассказывают о событиях в своих университетах. Любой желающий может также поделиться каким-то молодёжным контентом. Всё это приветствуется.

    Е.АНДРИЕНКО: Новости, анонсы.

    М.ТРОФИМОВА: Может пройти практику, да. У нас налажено сотрудничество с журфаками университетов.

    А.СОЛОВЬЁВА: Также у вас есть проект «Школа лидера». Что это такое? Как там учат лидерству?

    М.ТРОФИМОВА: Да, наверное, будет отсылка к предыдущему спичу Евгения Витальевича. Это те самые Soft skills, где ребята могут практиковать свои навыки выступления, уметь коммуницировать, общаться в команде. Потому что, наверное, одно из главных навыков — это уметь работать в команде в нашей жизни.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А каким образом там учат лидерству?

    М.ТРОФИМОВА: Ребят делят на группы, проводят с ними занятия, тренинги, работают индивидуально. Учат их выступать, дают личные задания. То есть мы стараемся точечно подходить к данному подходу.

    А.СОЛОВЬЁВА: Вот вы сами как считаете (вопрос и к Евгению, и к Марии), какие лидерские качества помогают в жизни, в частности, вам обоим?

    Е.АНДРИЕНКО: Лидерские качества, они помогают человеку идти к цели, вести за собой других людей и самое главное — добиваться результата, добиваться успеха. Помимо этого, лидерские качества необходимы в повседневной жизни, чтобы достойно выходить из различных трудных житейских ситуаций, иметь выдержку, ну и, опять же, добиваться тех целей, которые ты перед собой ставишь.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Мария, вы как считаете?

    М.ТРОФИМОВА: По моему мнению, это возможность качественно подбирать себе команду и уметь видеть сильные стороны этой команды, таким образом и распределять правильно ответственность между людьми и поддерживать их сильные стороны. Вот мне кажется, это очень помогает добиваться результата.

    А.СОЛОВЬЁВА: Скажите, пожалуйста, кто у вас учит лидерству? Это какие-то специальные люди?

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Специальные лидеры?

    А.СОЛОВЬЁВА: Лидеры.

    М.ТРОФИМОВА: Специальные специалисты.

    А.СОЛОВЬЁВА: Да.

    Е.АНДРИЕНКО: У нас есть коучи, которые, скажем так, ведут определённую программу. «Школа лидера», она чем интересна? Это программа в несколько этапов, где студенты начинают с азов и потом уже могут реализовать какой-то свой проект.

    Помимо этого, у нас часто приезжают различные спикеры, которые тоже делятся и своим жизненным опытом, и ребят накачивают вот этими необходимыми знаниями.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Я знаю, что у вас ещё есть студенческие парламентские клубы. Это, получается, место, где растят будущих политиков. Да? Я права?

    М.ТРОФИМОВА: Это растят тех, кому интересна политика. Не факт, что каждый из них станет, но мы, безусловно, хотели бы, чтобы у ребят были достижения в данном направлении.

    У нас, да, в 53 вузах Москвы есть студенческие парламентские клубы. Как они себя называют, они уже больше, чем клуб, они семья. Сложно с этим поспорить, потому что ребята всё своё свободное время посвящают проекту, посвящают развитию, они сами приходят, инициируют новые направления проекта. Поэтому даже не успеваем мы реализовывать мероприятия, так как ребята придумывают новые.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А можете рассказать об их мероприятиях, чем они занимаются.

    М.ТРОФИМОВА: Да, конечно. У нас есть одно из направлений — это «Дебат-нокаут». Это универсальный формат «боёв без правил», так сказать, на словах, мы делаем турниры, когда ребята могут посоревноваться в мастерстве слова. Их победитель выявляется шумометром. То есть, кто больше всех приведёт группу поддержки, кто лучше всех выступит. Таким образом мы показываем, что можно быть, конечно, хорошим оратором и выступать отлично, но если у тебя нет команды, которая тебя будет поддерживать, соответственно, поддержки, то, наверное, это недостойно быть лучшим оратором.

    Также у нас есть направление «Школа злословия». Это наши ребята создали из вуза, они проводят и тренируются в выступлениях в сложной жизненной ситуации, когда тебе задают сложные вопросы, они учатся на них отвечать. Вот.

    Есть у нас направление «Политкухня». Очень интересно. Рекомендуют. На YouTube можете посмотреть. Мы приглашаем к себе гостей, которые в той или иной степени являются представителями либо законодательной, либо исполнительной власти, депутаты, и они в неформальной обстановке, так сказать, рассказывают студентам всё, что они у них спрашивают. Зачастую даже ребята получают какие- то инсайты заранее, какие-то вещи могут быть где-то озвучены в СМИ или в других…

    А.СОЛОВЬЁВА: Это очень интересно, кстати, на самом деле для нас.

    Е.АНДРИЕНКО: Начала с «Политкухни», а так на самом деле ребятам очень интересно ещё живое общение с представителями законодательной и исполнительной власти, где они могут задать вопросы, вживую получить на них ответы и, скажем так, разобраться в тех или иных ситуациях, что и как, и для чего происходит в городе и в стране.

    М.ТРОФИМОВА: Да, для студента, который стремится попасть в эту сферу в будущем, может быть, даже до конца не осознавая, чего он хочет, эта возможность прикоснуться, посмотреть, то это или не то, чего тебе хочется, но если то, то, конечно же, погрузиться с головой.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это прекрасная практика для того, чтобы понять действительно, твоё это или не твоё.

    М.ТРОФИМОВА: Да, мы счастливы.

    Е.АНДРИЕНКО: По практике ещё можно сказать, ребятам очень хорошо заходят экскурсии и в Московскую городскую думу, и в Государственную думу. У нас есть ещё один проект «Один день с депутатом», когда наш самый лучший студент, который себя проявил, один день находится рядом с депутатом или Московской думы, или Государственной.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Смотрит то есть на его распорядок дня.

    М.ТРОФИМОВА: Весь рабочий день, с утра до ночи, да. Именно до ночи.

    Е.АНДРИЕНКО: Встречи с жителями, какие-то комиссии законотворческие и тому подобное.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть буквально погружается в жизнь.

    М.ТРОФИМОВА: Да. Ещё коротко добавлю ещё одно направление, которое ребятам очень важно, сейчас мы его развиваем — это законотворческая комиссия. Мы тоже приглашаем представителей Московской городской думы, Государственной думы, где ребята перед ними выступают, рассказывают свои законодательные инициативы. У нас даже есть практика, когда эти инициативы могут быть далее вынесены в Госдуме. То есть у нас такой процесс налажен, и мы стремимся, чтобы голос молодёжи был услышан.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А ещё этим летом в московских районах вы проводите состязания мастеров словесных баталий «Дебат-нокаут».

    М.ТРОФИМОВА: Да, есть такое.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Что это такое, расскажите, пожалуйста.

    А.СОЛОВЬЁВА: Ещё какие мероприятия у вас происходят?

    М.ТРОФИМОВА: Да, про «Дебат-нокаут» я рассказала.

    Е.АНДРИЕНКО: Это новый формат.

    М.ТРОФИМОВА: Да. Но именно в этот раз, в это лето, мы решили сделать турнир, на новых крышах место встречи, нам показалось это такой классной идеей, когда на свежем воздухе, на городских пространствах новеньких мы будем.

    Е.АНДРИЕНКО: Место встречи — это кинотеатры с эксплуатируемой крышей. Новый антураж, нам кажется, тоже привлечёт новых спикеров и создаст движуху, как говорят студенты.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Что там будет, можете рассказать? Какие движухи, как вы говорите?

    А.СОЛОВЬЁВА: И где, собственно, информацию об этом можно найти?

    М.ТРОФИМОВА: Да, информация будет опубликована в группе «Студенческие парламентские клубы» и на интернет-ресурсах. Первое мероприятие состоится 24 июня, место встречи — «Рассвет», это по улице Зои Космодемьянской 23. И последнее мероприятие, пятое, у нас состоится 30 сентября. То есть это будет летний турнир, в финале победят лучшие.

    Е.АНДРИЕНКО: На крышах-то да, зимой не подискутируешь.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Там сойдутся лучшие ораторы московских вузов. Всё верно?

    М.ТРОФИМОВА: Да, студенческих парламентских клубов.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И о чём они будут говорить?

    А.СОЛОВЬЁВА: Ну вот мы узнаем скоро.

    М.ТРОФИМОВА: Мы не будем раскрывать всех тайн, но темы будут актуальные конкретно в тот момент, когда они проводятся. То есть мы заранее темы не планируем, у нас повестка сейчас быстро меняется, сегодня актуально одно, завтра другое.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я знаю, что сейчас есть всякие интересные способы вот такие новые, как узнать свой город, познакомиться с ним поближе. Раскройте, пожалуйста, секрет.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Посоветуйте.

    Е.АНДРИЕНКО: Чтобы узнать свой город, свой район, мне кажется, нужно гулять по нему и пешком, на велосипеде, на роликах, изучать историю этого района, узнавать о тех людях, которые эту историю создали, а ещё лучше — самим что-то сделать для своего двора, для своего района. И вот как раз именно поэтому наши активисты придумали проект общественно-просветительский, называется «Знатоки района», где они проводят мероприятия как раз во дворах, на спортивных площадках и рассказывают жителям об интересных фактах о районе, об округе, то есть о той территории, где люди проживают.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А почему вы выбрали такое название — «Знатоки района»?

    А.СОЛОВЬЁВА: Потому что знатоки.

    М.ТРОФИМОВА: Мы долго думали, что может иметь ассоциацию между студентами, между такой просветительской деятельностью и районами Москвы.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Как это можно объединить.

    М.ТРОФИМОВА: И решили, что да, «Знатоки» — это самое подходящее, тем более, что мы работаем с такой интеллектуальной молодёжью, и шапочка магистра, и такое название наиболее подходят нам.

    А.СОЛОВЬЁВА: С программой же «Мой район» это связано.

    М.ТРОФИМОВА: Да, с программой «Мой район» это связано.

    Е.АНДРИЕНКО: Мы взаимодействуем с «Моим районом». Это позволяет нам как раз выбирать лучшие локации, которые благоустроены и на которых просто приятно проводить время.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А какие сейчас районы наиболее востребованы для проведения такого проекта, как «Знатоки района»?

    М.ТРОФИМОВА: Мы стараемся выбирать со своей стороны спальные районы, потому что именно там меньше проводится мероприятий, точнее, они менее массовые. Потому что центр у нас, конечно, перенасыщен.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это правда.

    М.ТРОФИМОВА: А так, конечно, мы рады проводить в любых районах. Есть даже практика, когда к нам сами обращаются, и мы по запросу проводим мероприятия там, где даже не планировали. Мы всегда рады предоставлять свою площадку и участвовать в мероприятиях тоже.

    А.СОЛОВЬЁВА: Как жители могут, собственно, узнать об этом проекте, узнать о мероприятиях, которые пройдут в ближайшее время?

    М.ТРОФИМОВА: Мы развешиваем афиши, безусловно, размещаем информацию в районных ресурсах и взаимодействуем со СМИ, чтобы о проекте писали, о нём говорили. Ближайшие мероприятия мы сейчас проводим в пятницу, субботу, воскресенье, ближайшее у нас будет 17 июня в районе Войковский и в районе Даниловский. Всех ждём. Выходные тоже у нас будут насыщенные, будет по шесть мероприятий в день. Поэтому надеемся всех охватить.

    Е.АНДРИЕНКО: Самое главное, чтобы была хорошая погода.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Будем надеяться.

    А.СОЛОВЬЁВА: Вроде обещают хорошую в ближайший уикенд.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Мы продолжаем обсуждать студенческую Москву, какая она, вместе с директором ГБУ города Москвы «Городской центр профессионального и карьерного развития» Евгением Андриенко и Марией Трофимовой, заместителем директора ГБУ города Москвы «Городской центр профессионального и карьерного развития». Ещё раз здравствуйте.

    Давайте поговорим теперь о другом проекте, который вы реализуете, «Мосдонор», донорские акции, которые там проходят. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

    Е.АНДРИЕНКО: Да, этот проект у нас уже существует шесть лет. Также он был инициирован нашими активистами из медицинских вузов, которые понимают необходимость проведения подобных акций. Ежегодно мы проводим две акции. Первую акцию мы всегда проводим приблизительно в начале лета. Она приурочена ко Дню защиты детей. И вторую акцию по сбору крови мы проводим в декабре, когда кровь перед длительными новогодними праздниками наиболее востребована городом.

    Стараемся на этих акциях дополнительно проводить какие-то интересные мастер-классы для наших активистов — это и оказание первой медицинской помощи, это и интересные курсы, интересные мастер-классы по здоровому питанию, ну и вообще как оставаться здоровым.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Сейчас, мне кажется, это очень актуально.

    А.СОЛОВЬЁВА: А кровь сдают же не только студенты, видимо?

    Е.АНДРИЕНКО: На наших акциях кровь сдают в основном студенты, хотя мы там никому не отказываем. Другое дело, что по статистике у нас, например, из 150 студентов кровь по медицинским показаниям могут сдать, как правило, сдают человек 40-50.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А те, кто не могут сдавать кровь…

    А.СОЛОВЬЁВА: Они просто худые очень?

    Е.АНДРИЕНКО: Ну там есть ограничения по весу, по здоровью, по, скажем так, тем операциям, которые ребята перенесли, если такие были.

    М.ТРОФИМОВА: Для этого у нас есть движение «Московский донор». У нас есть группа «ВКонтакте», и студенты сами, по своей инициативе, ведут там просветительскую деятельность в своих университетах по тому, каким должен быть донор, что можно сдавать, потому что помимо крови можно сдавать ещё плазму. И ведут такие просветительские лекции, мастер-классы для того, чтобы люди знали, что для того, чтобы прийти стать донором, нужно сколько-то часов не пить, сколько-то не кушать, покушать утром нежирную еду, прийти и быть действительно полезным, а не просто потратить своё время.

    Ну, а для тех, кто не имеет возможности сдавать кровь по некоторым показаниям, мы организовываем мероприятия, где они могут научиться оказывать первую медицинскую помощь, где они могут получить информацию, передать её потом своей семье, друзьям, чтобы у нас общество было осознанным в отношении донорства.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А как центр развития помогает именно привлекать молодое поколение к здоровому образу жизни, к спорту? Вот вы рассказали, что у вас лекции проходят как раз по здоровому питанию, по оказанию первой медицинской помощи. Может быть, ещё как-то вы привлекаете молодёжь?

    Е.АНДРИЕНКО: Да, студенты, а также наши активисты создали проект «Москва в движении». Причём он был создан более пяти лет назад и сначала он был как проект, посвящённый альтернативным видам транспорта. Мы так называем велосипеды, ролики, скейтборды.

    А.СОЛОВЬЁВА: Самокаты.

    Е.АНДРИЕНКО: Самокаты, дальше электросамокаты. Вот на тот момент эти темы заходили очень хорошо. Наши студенты, например, огромное внимание уделяли безопасности использования как раз всех этих видов транспорта. Мы снимали видеоролики специально про велосипеды, проводили для детишек мастер-классы и тому подобное.

    Дальше этот проект расширился и теперь, помимо, например, покатушек на велосипедах в выходные по центру города, ребята проводят зарядки, ребята проводят какие-то другие спортивные мероприятия. Последнее, например, крупное мероприятие у нас было в начале июня в парке «Яуза». Отличное место. Там забег был на несколько сот человек.

    А.СОЛОВЬЁВА: Парк «Яуза», кстати говоря, это парк, который сейчас активно развивают, его реновируют.

    М.ТРОФИМОВА: Да.

    Е.АНДРИЕНКО: Да, мы тоже очень хорошо с ними взаимодействуем. Можно сказать, что они наши партнёры. Хорошая территория, Яуза опять же.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Располагает, да.

    Е.АНДРИЕНКО: Располагает река, не закрытая бетонными берегами.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я знаю, что есть такой экологический проект под названием «Газон».

    М.ТРОФИМОВА: Всё верно.

    А.СОЛОВЬЁВА: Что это вообще такое? Почему у него такое название? И как он улучшает наш двор? Почему именно «Газон»?

    М.ТРОФИМОВА: Да, проект наши ребята создали. Они занимаются экологией, в основном это экологи, которые учатся по направлениям в вузе и находятся в активе нашего центра. Они долго думали, с чем провести аналогию, занимаясь экологией, и вот решили, что это должно быть всё зелено, и назвали его «Газон».

    На данный момент мы ведём активную работу по участию в субботниках. Нас регулярно приглашают на мероприятия. Буквально пару недель назад мы очищали пруд в Ясеневе, это уже второй год подряд. Делаем тоже акции по экологическим забегам, например. Мы делали в прошлом году в Чертанове. И, помимо этого, ребята…

    Е.АНДРИЕНКО: Прям несколько слов. Экологический забег или плогинг, как его называют, это совмещение пробежки со сбором мусора на той или иной территории. Акция хорошо заходит студентам…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это сейчас очень популярно, да.

    Е.АНДРИЕНКО: Здесь они занимаются и своим здоровьем, и какую-то пользу оказывают городу.

    М.ТРОФИМОВА: Да, водили ребят тоже на экскурсию в экоцентр «Сборка». Я думаю, многие слышали об этом центре. И, соответственно, это сейчас модно в том числе, давать вторую жизнь вещам.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Осознанность.

    М.ТРОФИМОВА: Да, осознанно потреблять те или иные продукты. Я вот сама, например, стараюсь не брать никогда пакеты в магазинах, если позволяет всё унести в руках.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это здорово.

    А.СОЛОВЬЁВА: Согласна с вами полностью.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Давайте вспомним советское время. Тогда государство активно привлекало студенческие силы к общественному труду. Молодёжь ездила в стройотряды, на знаменитую картошку. А есть ли сейчас что-то подобное?

    А.СОЛОВЬЁВА: Мария, я тебя хочу спросить, ты ездила?

    М.ТРОФИМОВА: Нет.

    А.СОЛОВЬЁВА: А вот я ездила, на морковку только. Собирали морковь мы в Подмосковье. А сейчас что?

    Е.АНДРИЕНКО: Сейчас такого обязательного, как картошка, нет направления. Но стройотряды существуют. Любой может вступить в российские студенческие отряды. Я, например, на опыте своего вуза — Российский университет транспорта — могу сказать, что существуют студенческие отряды проводников, так это железнодорожный вуз в основном. Например, студенческий отряд каждое лето ездит помогать благоустраивать Иосифо-Волоцкий монастырь под Волоколамском.

    Например, в нашем университете существует военный учебный центр. В июле месяце стройотряд должен поехать на строительство БАМа. Да, прямо такое какое-то…

    А.СОЛОВЬЁВА: Прям уже такой, да.

    Е.АНДРИЕНКО: Да. И при этом для студентов это считается большим почётом и привилегией — туда отправиться.

    А.СОЛОВЬЁВА: Слушайте, ну это даже просто интересно. Вот ты молодой, тебе интересно всё посмотреть. Представляете, поехать, не знаю, БАМ строить — ну это же круто на самом деле. Ну правда.

    Е.АНДРИЕНКО: А так вообще, наверное, самое основное из общественного труда — это добровольчество или волонтёрство.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Вообще сейчас молодёжь активно отзывается на подобные акции, мероприятия.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я вам хочу сказать, знаете, я заметила, собственно, два года назад, когда вся эта была история с пандемией, самый разгар, студенты очень активно помогали: лекарство покупали, продукты. Вот были как раз студенты в Москве.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: История с волонтёрством, да.

    М.ТРОФИМОВА: Да, безусловно. Я даже могу поделиться таким инсайтом, что есть некоторые мероприятия, на которые иногда мы приглашаем ребят, не нами проводимые, а просто внешние, мы приглашаем их сходить, посмотреть, и зачастую, когда мы их просто приглашаем посетить, меньше желающих, чем если мы говорим, что нужно прийти туда помочь. Причём помочь, какую-то элементарную помощь оказать, посетителям на регистрации, встретить гостей, раздать подарки. Люди хотят быть сопричастны, с этим спорить сложно. Поэтому волонтёрское движение, оно имеет такое развитие.

    А.СОЛОВЬЁВА: В общем, надо развивать эмпатию, это очень хорошо.

    Насущная такая тема, вот это обычное, когда, знаете, нам нужен сотрудник, но желательно опыт 15 лет и желательно, чтобы ему было ни больше 25-ти. Это я так утрирую, конечно, но примерно как работодатели хотят.

    Как студенту устроиться на первую работу, когда везде требуется опыт? Что делать?

    Е.АНДРИЕНКО: Мы всегда своим студентам, своим активистам советуем за время учёбы в вузе проявлять максимальную активность. Заниматься общественной деятельностью, не бояться предлагать какие-то свои проекты и в вузе, и на каких-то других площадках. Как раз можно сказать, что наш центр является одной из таких площадок, где ребята могут всё это пройти. И при трудоустройстве это не только будет являться важным опытом, но и хорошей строчкой в резюме, на что сейчас очень многие внимание обращают.

    Ну и конечно, за время обучения прохождение различных практик, стажировок приветствуется.

    М.ТРОФИМОВА: Да. И, наверное, ребятам нужно порекомендовать, особенно тем, кто не находится нашими активистами, не являются, не находятся в нашем центре, это браться за любую работу и искать любой работе возможности. Потому что искать проблемы, негативные какие-то черты может каждый, а вот найти что-то ценное в любой работе — это возможно. Просто главное — это искать.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Главное — пробовать и не бояться этого.

    М.ТРОФИМОВА: Да, пробовать, перебирать бесконечно, пока ты не найдёшь то, что тебе важно и то, где ты сможешь развиваться.

    А.СОЛОВЬЁВА: Собственно, это и есть практический совет, который вы сейчас дали.

    М.ТРОФИМОВА: Да. На самом деле это сейчас звучит легко, когда ты это говоришь. Для многих школьников, студентов это может показаться какими-то общими словами, но на самом деле это истина, вот она в этом состоит, что просто пробуйте, пробуйте бесконечно. И главное — никогда не откладывать на завтра. Потому что есть студенты, которые говорят: ну сейчас я выпущусь и буду востребован всеми. Не будете. Учитесь и работайте сразу.

    Е.АНДРИЕНКО: Надо и пробовать, и надо готовиться хорошо и к собеседованиям. Мы как раз даём здесь навыки, как правильно написать резюме, что нельзя говорить на собеседовании, как произвести первое впечатление, потому что у тебя второй раз не будет возможности.

    М.ТРОФИМОВА: Да. И вообще должен быть минимальный пакет навыков, так сказать, которым должен обладать любой человек, который планирует прийти на работу. Потому что, когда студент приходит и не может элементарно рассказать о себе или не может написать…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Презентовать себя.

    М.ТРОФИМОВА: Да, презентовать или написать качественное резюме, даже не имея большого опыта, его можно просто оформить красиво. Это с нашими современными технологиями и телефонами, и возможностями элементарно. Но многие об этом не задумываются и думают, что они сами по себе классные. Конечно, классные, но надо стараться.

    А.СОЛОВЬЁВА: Просто об этом никто не знает.

    М.ТРОФИМОВА: Да, об этом никто не знает, не задумываются, но должны задумываться.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть, таким образом вы помогаете студентам и выпускникам с трудоустройством, да?

    М.ТРОФИМОВА: Безусловно. Мы стараемся прикладывать к этому все возможные силы, давать им и опыт, и знания. Главное, чтобы они сами к этому стремились.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Чтобы они сами этого хотели.

    Е.АНДРИЕНКО: Ещё, что здесь можно сказать? Вот у нас, например, в учреждении больше половины сотрудников — это те активисты, которые участвовали в тех или иных наших программах. Соответственно, у нас есть хорошая практика, прохождение практики как в своём учреждении и подобно нашему учреждению, так и мы стараемся ребятам помогать пройти практику в органах исполнительной власти Москвы. Это могут быть и департаменты, могут быть и управы, и префектуры.

    Также с Московской городской думой у нас есть в этом плане опыт сотрудничества. И здесь важно, что ребята могут почувствовать, попробовать, вот исполнительная власть — это их стезя или им нужно что-то посмотреть другое. Это первое направление.

    Потом ещё у нас, скажем так, за весь период работы выпустилось достаточно много ребят, кто-то хорошо трудоустроился, и постоянно наши выпускники имеют какие-то вакансии, ищут, кого туда принять, и когда они берут наших активистов, они получают, скажем так, проверенных людей с неким знаком качества.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть часто люди, ваши студенты, которые проходили практику, они остаются на постоянную работу, трудоустраиваются.

    А.СОЛОВЬЁВА: В Московскую городскую думу.

    М.ТРОФИМОВА: Если есть вакансии, то у нас в основном к себе и трудоустраиваем.

    А.СОЛОВЬЁВА: Прямо к себе.

    М.ТРОФИМОВА: Да, мы к себе в центр берём ребят.

    Е.АНДРИЕНКО: Мы как бы взаимодействуем с территориальными органами исполнительной власти, тоже от них определённые запросы приходят. Также мы стараемся для тех, кому не подходит, как им кажется, работа в органах исполнительной власти, проводить дни карьеры. Мы приглашаем туда какие-то партнёрские организации коммерческие, некоммерческие, ребятам это интересно, они приходят, они могут пообщаться, они могут понять, что, куда можно приложить свои силы, где попробовать себя на той или иной работе.

    А.СОЛОВЬЁВА: Для тех, кому, собственно, только предстоит поступать в высшие учебные заведения Москвы, расскажите, пожалуйста, вот есть наверняка какая-то статистика, какие профессии сейчас самые востребованные на рынке.

    М.ТРОФИМОВА: Сейчас все говорят про сферу IT, сферу медицины, здравоохранения. Безусловно, всё это важно. Но всё равно рекомендую каждому прислушиваться к своему сердцу, потому что насильно мил не будешь. И если тебе какие-то науки не даются, то не нужно себя к этому принуждать. В любой сфере можно быть успешным.

    Но, безусловно, хочется, чтобы у нынешних студентов либо будущих абитуриентов была какая-то фундаментальная база. То есть, чтобы была профессия, на которой человек может быть профессионалом по-настоящему. Потому что многие учатся и получают диплом для галочки, к сожалению, а хочется, чтобы они так не думали, не воспринимали так своё образование, а старались его ценить и стремиться в будущем развивать эти компетенции. Потому что именно из-за них они могут быть ценны.

    Вот сейчас элементарно даже не хватает рабочих рук на заводах, на предприятиях. Казалось бы, это же элементарно. Но когда все учились, вот в моё время, было немодно быть столяром или ещё кем-то, а сейчас такие люди очень нужны. И поэтому хочется добавить важность этим профессиям и чтобы у нас данные специалисты не обесценивались. Это должно быть тоже модно, престижно, интересно, если тебе это нравится.

    А.СОЛОВЬЁВА: Ну да, сейчас же будет, собственно, восстанавливаться реальный сектор промышленности, и все эти люди очень будут востребованы.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да.

    М.ТРОФИМОВА: Потому что быть на удалённой работе СММщиком или фрилансером — это очень круто и интересно, и, может быть, даже дано, но хочется, чтобы наша страна, конечно, развивалась и имела высокопрофильных специалистов.

    А.СОЛОВЬЁВА: Знаете, что меня удивило, то, что вы говорите, что до сих пор есть люди, которые получают диплом для галочки.

    М.ТРОФИМОВА: Да.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это удивительно как бы в современных реалиях.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Может быть, им родители сказали, что давай ты сейчас получишь…

    А.СОЛОВЬЁВА: Ну ладно, в советское время было понятно, образование…

    М.ТРОФИМОВА: Да. Но, учитывая, что не все имеют возможность поступить на бюджет, многие действительно ищут для галочки самый недорогой вуз либо самую немодную специальность, на которую есть возможность поступить.

    У меня даже была практика такая, одноклассница со мной училась, она была просто умная девочка, я не могу сказать, что у неё были какие-то знания в той или иной степени склонны, ей родители сказали, что в МГУ на факультет биологии меньше конкурса. И вот они её с класса восьмого начали просто натаскивать на это поступление. Она, безусловно, молодец, она туда поступила, но скажу честно, это была не её мечта, это была не её цель. Как сложилось дальше, я не знаю. Но если есть возможность у студентов, выбирайте сами и выбирайте осознанно.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Сердцем, как вы сказали.

    М.ТРОФИМОВА: Сердцем.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Сейчас на рынок труда выходит поколение Z. Это первое поколение, выросшее в интернете и в социальных сетях. Чем сегодняшняя молодёжь отличается от своих предшественников?

    Е.АНДРИЕНКО: Отличие, в первую очередь, в мышлении. Это поколение родилось в период, когда уже интернет существовал, им не нужно было к нему привыкать, под него настраиваться, какие-то гаджеты — это их стихия, они выросли в 3D, в VR-реальности. То есть они фактически стали какими-то цифровыми людьми, которые всё делают в интернете — и учатся, и общаются, и делают покупки, обращаются за какими-то сервисами. Мне кажется, у них новое мышление и какие-то в связи с этим новые возможности.

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть у них такое цифровое мышление.

    Е.АНДРИЕНКО: Во многом да, цифровые люди.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Ну и в связи с этим, мне кажется, у них какие-то другие навыки есть, которые могут им пригодиться в дальнейшей жизни.

    Е.АНДРИЕНКО: Да. Но самое главное, чтобы у них были всегда навыки, которые нужны в жизни, если у тебя нет телефона и нет цифры…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Но я думаю, вы в этом можете помочь им, рассказать, как можно применить свои профессиональные навыки, как-то поменять сферу своих увлечений на что-то другое.

    Е.АНДРИЕНКО: Конечно. Процесс этот постоянно происходит. Мы даже по своим сотрудникам видим и активистам, что ребятам что-то интересно новое, есть возможность поступить, получить второе образование.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Ну, может быть, раньше как-то другое поколение по-другому относилось к образованию, как-то не так хотело, например, окончить университет, получить какую-то специальность. А сейчас, наоборот, все хотят поступить и учиться там, как Анна сказала, где им хочется учиться, а не туда, куда их отправили родители.

    Е.АНДРИЕНКО: Знаете, я могу сказать про своё поколение, как его иногда называют, поколение летящего лома…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это 90-е.

    Е.АНДРИЕНКО: У нас была заложена программа, мы должны были эту программу реализовать. Сейчас, мне кажется, у ребят несколько другое понимание жизни, они ищут себя, они ищут то, где им комфортно, чем им хотелось бы заниматься. Надеюсь, большинство находят себя.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Просто мне кажется, раньше считалось, если, например, ты окончил институт, университет в 23-24 года, то всё, эта профессия с тобой навсегда. А сейчас, если, например, профессия тебе не подходит, ты можешь её всегда поменять. Вот как Мария говорила в начале программы, можно пройти профориентацию, какие-то, может быть, другие скиллы получить, навыки.

    М.ТРОФИМОВА: Вообще можно всё, если захотеть. Потому что даже посмотреть на другие государства, я думаю, многие знают, что в некоторых странах люди учатся до 30 лет и только тогда они начинают задумываться о семье. У нас совершенно другой менталитет. Мы раньше заканчиваем обучение. Я вообще в 20 лет вуз закончила, в пять в школу пошла. Мне так хотелось, я хотела учиться. Мне было интересно. А в других государствах не везде так. Вот. И у нас, конечно, круто, что можно переучиться, и ты будешь принят обществом. Это всё равно специфика нашего государства. Поэтому никогда не поздно начинать.

    Кстати, хочется порекомендовать не только молодёжи, но есть старшее поколение, которое называет время упущенных своих возможностей, кто-то когда-то не доучился, сейчас стыдно пойти сдать ЕГЭ и сидеть за одной партой с молодёжью. Но не стыдно. Если хочется, то это нужно делать.

    А.СОЛОВЬЁВА: Вообще есть такая тенденция, да, когда взрослые люди?

    М.ТРОФИМОВА: Да, тенденция есть. У меня сейчас сестра учится в финансовом университете на заочной форме. С ней учится молодой человек, ему 35 лет. Вот они вместе ходят на пары, это его первое образование. Я горжусь такими людьми, что они, несмотря на, может быть, какие-то косые взгляды общества, хотя я не понимаю, почему, всё равно идут и занимаются, и строят своё будущее так, как они хотят.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А какие условия работы хотят сейчас новые кадры? И что они ищут на рынке вакансий?

    М.ТРОФИМОВА: Самое популярное после COVID — это, наверное, удалёнка. Потому что все почувствовали вкус, все почувствовали то, что есть возможность работать и дома, и все возможности в целом технические для этого есть. И сейчас, наверное, молодые кадры, которые приходят, особенно работать за небольшую зарплату, они считают чуть ли не обязательным, что они не обязаны тратить время на дорогу, если они имеют возможность выполнять объём работы из дома. Это ни хорошо, ни плохо. Везде свои условия труда. Если работодатель готов ему их предоставить, то, конечно, это прекрасно.

    А.СОЛОВЬЁВА: Но вы знаете, что сейчас намечается обратная тенденция, что людей всё-таки из дома начинают постепенно вытаскивать в офисы. Это не только у нас.

    Е.АНДРИЕНКО: Вы знаете, мы почувствовали это на своих студентах. Потому что были ограничения ковидные до приблизительно февраля месяца. И когда их сняли, извините за такое сравнение, мы ребят не могли выгнать из своего здания. Потому что у них была потребность общаться, у них была потребность быть в социуме.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Коммуницировать.

    Е.АНДРИЕНКО: И что они только ни придумывали…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: …чтобы не уходить.

    М.ТРОФИМОВА: Да.

    Е.АНДРИЕНКО: Чтобы не уходить.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Студенческая Москва живёт, всё продолжается. У нас в гостях был Евгений Андриенко, директор ГБУ города Москвы «Городской центр профессионального и карьерного развития» и Мария Трофимова, заместитель директора ГБУ города Москвы «Городской центр профессионального и карьерного роста».

    В студии была Анна Соловьёва.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это была программа «Выход в город». Марина Александрова.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus