• Заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по физкультуре и популяризации здорового образа жизни, директор Государственного музея спорта Елена Александровна Истягина-Елисеева в программе «Умные парни» на радиостанции «Говорит Москва». Выпуск от 8 июля 2022 года.

    15:00 Июль 8, 2022

    В гостях

    Елена Истягина-Елисеева

    заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по физкультуре и популяризации ЗОЖ , директор "Государственного музея спорта"

    А.СОЛОВЬЁВА: 15 часов 5 минут в российской столице. У микрофона Анна Соловьёва. Здравствуйте. Это программа «Умные парни». У нас сегодня в гостях заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по физкультуре и популяризации здорового образа жизни, директор Государственного музея спорта Елена Александровна Истягина-Елисеева. Добрый день. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Добрый. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Можно я буду называть вас Елена?

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Конечно. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо. Соответственно, обсуждать мы сегодня будем спорт во всех его проявлениях, благо сейчас достаточно новостей у нас. Я обозначу наши координаты: SMS-портал +7-925-8888-94-8; Telegram для сообщений — govoritmskbot; номер прямого эфира 7373-94-8, код города 495; Telegram-канал с последними новостями radiogovoritmsk, там же в эти минуты идёт прямая видеотрансляция эфира, где вы можете посмотреть нас. Ещё одна такая же трансляция прямо в эти минуты в социальной сети «ВКонтакте», в официальной группе радиостанции «Говорит Москва».

    Елена, начнём. Не могу я не спросить, не можем мы обойти скандал, связанный с вратарём хоккейного клуба ЦСКА Иваном Федотовым. Может быть, у вас есть какие-то подробности, что в реальности происходит. Журналисты до сих пор пытаются выяснить. Была информация, что якобы он пытался уклониться от армии, он пытался купить военный билет. Где он сейчас находится до конца непонятно: в госпитале не в госпитале, забрали его в армию не забрали. Что в реальности происходит, можете рассказать?  

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Обычно в реальности  о перспективном спортсмене заботится федерация, клуб. И, конечно, воинская обязанность — это его конституционная обязанность. Здесь происходит такая любопытная ситуация. Я приведу пример: впервые у Федерации синхронного плавания возникла подобная проблема. Подрос молодой человек, талантливый, который уже и чемпион мира, и чемпион Европы, и необходимо что-то решать по армии.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Кстати, сейчас неожиданный пример — синхронное плавание. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Вот представьте, синхронное плавание. Они говорят: мы никогда не сталкивались с такой проблемой, что делать-то надо? У нас в стране есть спортивные роты, у нас есть альтернативная гражданская служба. И, соответственно, к спортсменам всегда относились лояльнее по одной простой причине — за один или два года они потеряют квалификацию, если будут уходить полноценно. Это принималось во внимание. Обычно спортсмены шли в спортивные роты. Почему не сделал уважаемый хоккеист этого до того, как у него истёк контракт, не понятно. Это юридическая недоработка, и не только юридическая, его предыдущего клуба, его личная прежде всего. Потому что, конечно, подобные вопросы — это вопросы персональные. Что касается, почему возникло? Коллеги говорят о некоем личном конфликте с клубом, скорее всего, который имел место. 

    Как будет разворачиваться? Понятно, что молодой человек сейчас мечется в поиске разнообразных возможностей, это не всегда красиво выглядит. Я думаю, самое забавное, что он бы сто процентов не ушёл в армию, если бы его, что называется, забрали и осудили как человека, уклоняющегося от военной службы. Тогда по закону человек, имеющий непогашенную судимость, в армию идти не может. Это, конечно, возможность не та, которая ему нужна. Как-то этот конфликт разрешится. Я думаю, в юридическом поле будут договариваться его представители, адвокаты. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Просто не хотелось бы терять. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Я думаю, этот актив мы уже потеряли. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Всё, да?

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Судя по тому, что происходит, я буду рада ошибиться, но думаю, что скорее этот актив приобретёт Америка на постоянное место жительства. Это сугубо моё личное мнение. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Ему же придётся отслужить год сначала. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Это посмотрим. 

    А.СОЛОВЬЁВА: А за год он немножко может потерять спортивную форму. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Совершенно верно. Собственно, в этом и есть основная суть конфликта. Что касается, кто прав, кто виноват. Я считаю, как бы то ни было, кто бы ни был обязан позаботиться о спортсмене, он, прежде всего, гражданин Российской Федерации, имеющий свои права и обязанности. И понимая, что у него подходит срок службы, он должен был заранее решать этот вопрос. Тем более он не первый спортсмен, который существует в истории нашей страны. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Просто сейчас в связи с этим скандалом появилось много информации о том, что ещё какие-то хоккеисты уклоняются от службы, что игрок «Миннесоты» Кирилл Капризов якобы тоже купил военный билет. Не знаю, насколько это правда или нет.  

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Мы, наверное, не будем говорить, что он точно купил. Всё-таки это преступление — покупать военный билет. То, что он убыл оперативно с места отдыха в Российской Федерации на место своего настоящего контракта в Соединённые Штаты.

    А.СОЛОВЬЁВА: А, то есть Капризов всё-таки уехал?

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Говорят, что да. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Комментатор Георгий Черданцев вообще предложил отменить призыв для профессиональных спортсменов в России.

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Вы знаете, наши коллеги из других профессий очень оппонируют резко достаточно: скажите, пожалуйста, чем ваш хоккеист или другой спортсмен отличается от другого профессионала, который, выходя из учебного заведения, идёт служить? Он также будет терять квалификацию и так далее. Чем ваши лучше? Наши не то чтобы лучше, просто для спортсмена очень короткий век. Но государство уже предусмотрело возможности и для спортсменов, и для музыкантов, и смягчило к ним требования. Это не значит, что можно сделать вид, что ничего не происходит, и что их это не касается. Это очень некрасиво. У граждан есть обязанности, так же как и права и, конечно, необходимо нести эти обязанности достойно. А что касается нормативно-правового решения — отменить, я не вижу здесь резона.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Я лично думала, но, видимо, я ошибалась, что когда спортсмены-мужчины играют за ЦСКА, то они уже проходят службу, это же Центральный клуб советской армии. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Не совсем правильно. Сейчас хоккейный клуб ЦСКА имеет мало отношения к министерству обороны и к военной службе, как это было действительно в СССР. Сейчас это открытое акционерное общество «ПФК ЦСКА» и учредителем этого общества является на 80% ООО «РН-ТРЕЙД», насколько я понимаю, одна из «дочек» «Роснефти», и на 20% ФАУ МО ЦСКА.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Переходя от последних скандалов, поговорим о том, что вообще сейчас происходит в спорте в связи с последним событиями происходящими.

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: У нас два года уже эта формулировка бытует — «в связи с событиями».  

    А.СОЛОВЬЁВА: Нас продолжают от всего отстранять. В итоге нас уже отстранили просто от всего. Премьер Михаил Мишустин сказал, что в России важно создать независимую систему спортивных соревнований.  

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Суверенная система спортивных соревнований — это отличная идея, при всём уважении к премьеру, не новая. Потому что с двадцатых годов до пятьдесят второго года прошлого века наша страна существовала фактически в экосистеме собственной, ситуативно участвуя в международных спортивных мероприятиях. И только в 1952 году впервые начала участвовать в Международном спортивном олимпийском движении. И сразу же в 1952 году наша команда завоевала второе общекомандное место, а на следующей Олимпиаде уже первое. Поэтому когда коллеги мои спортивные говорят: «всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает», мы никогда не выберемся из этого и потеряем квалификацию; я говорю: нет, вы знаете, у нас уже были времена, когда было нечто подобное, и ничем плохим это не закончилось. 

    Я не призываю закрываться, не призываю — давайте мы сами с собой будем играть. Совершенно нет. Я хотела бы уточнить несколько моментов. Первое, когда эта патетика звучит, всё время говорится: мы не можем выступать в мире. В мире мы можем выступать. В мире больше 250 стран, если я правильно помню. От нас отказались тридцать, сорок, пятьдесят, допустим, со всеми приближёнными сателлитами — семьдесят. Это не весь мир. Второе, нам всё равно необходим суверенный спорт. Для чего? Для чего нам вообще нужны спортсмены высокой квалификации, как вы думаете?

    А.СОЛОВЬЁВА: В смысле, для чего?

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Для чего государству, для чего нам с вами, как гражданам, все эти олимпийские чемпионы? 

    А.СОЛОВЬЁВА: Они пример хороший подают. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Вот. И основная функция чемпиона в нашей стране всегда была именно социальной. Деньги вкладывались не в золотой кругляш и не для того, чтобы показать, как человек дивно прыгнул, длиннее всех или выше всех, или пробежал, или переплыл. Формировался образ чемпиона, героя, который благодаря своему труду, таланту, прежде всего труду (много пословиц на эту тему было), достигает какого-то результата. И приводя малышей, ему показывали — вот, видишь, это же такой человечище, он упорно трудился, он достиг таких высот; будь как он. И более того, на спортсмена накладывались в Советском Союзе ещё определённые морально-нравственные обязательства — быть достойным. 

    Собственно, это очень много для государства, гораздо больше, чем кажется. Потому что дегероизация, которая произошла в нашей стране в девяностые годы, как раз дала то, что мы имеем сейчас — спортсмена, который желает монетизировать себя, монетизировать свой бренд; на всё остальное ему «до Макаркиных именин». И получается, что это просто ещё одна профессия. Нет. Если это просто ещё одна профессия, то никаких преференций. А если это те люди, отодвигают границы физически возможного, которые будут чемпионами, которые будут примерами, тогда это другой разговор, о них немножко говорим по-другому.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Мишустин об этом тоже говорит — о том, что профессиональные спортсмены должны помочь увеличить число занимающихся спортом граждан России. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Это действительно такая взаимозависимая система — спорт высших достижений привлекает поклонников, мотивирует, в конце концов, преодолеть себя и хотя бы приподняться с дивана и пошевелить ногой. Не говоря уже о детях. Массовый спорт и спорт высших достижений не живут друг без друга. Вчера слушала своего коллегу-оппонента, и он говорил: вот, надо всё срочно в массовый спорт, ну его этот спорт высших достижений; зачем вообще мы им платим? Я говорю: знаешь, мы им платим, чтобы они были героями, чтобы те самые люди в массовом спорте захотели прийти. Потому что ни строительство спортивной инфраструктуры, хоть ты всё дворцами спорта обстрой, ни невероятные медийные плюшки, не дадут внутри человека желания заняться, желания привести ребенка на корт, на ковёр, на легкоатлетическую дорожку и так далее. Это всё внутренняя мотивация, внутренняя потребность.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Я по себе могу сказать, когда ты смотришь какие-то соревнования, тебе тоже хочется чем-то позаниматься.  

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Бодрит.

    А.СОЛОВЬЁВА: Да, это бодрит. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: ММА.

    А.СОЛОВЬЁВА: Да. Но для этого надо всё-таки, чтобы соревнования были, какая-то была бы конкуренция.   

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Это действительно так. Какой вид спорта любите?

    А.СОЛОВЬЁВА: Eurosport нам выключили без нашего ведома. Я смотрела велогонки. Это просто прекрасно, это красота!  

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Это крутой вид спорта, который привлекает большое движение велогонщиков. Есть, по-моему, даже велодвижение всероссийское, оно возникло буквально в течение последних нескольких лет. Это и вид досуга, когда ты можешь поехать, посмотреть. Единственное, безопасность на дорогах оставляет желать лучшего. Это отдельная тема для разговора. Внутренняя система отечественного спорта должна быть выстроена, но тем не менее, я уверена, что и от международных соревнований мы отказываться не будем.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Какие международные соревнования?

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: По-разному, на самом деле. Например, теннисисты, маленький инсайд, судя по треку переговоров, Ассоциация теннисистов-профессионалов, которая осудила политические телодвижения на Уимблдоне, они сказали: ребята, нам не надо такого, мы ничего против не имеем. Некоторые федерации вообще сказали: мы тоже против этого. Где какая честная игра будет на этой поляне.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Что касается тенниса, они молодцы, они реально выступили против сегрегации, которую пыталась устроить Великобритания. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Понятно, у них большой опыт. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Тем не менее, всё-таки они выступают не под российским флагом.

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Это плохо. Я очень люблю слушать в этом смысле Александра Александровича Карелина, нашего великого чемпиона. Он никогда не отказывается встретиться с детьми, рассказать им о своём спортивном пути. Это на самом деле очень важно. Он каждый раз говорит, что у нас на груди был герб, мы выступали не за деньги или за что-то ещё, мы выступали за страну, и это наполняло особым трепетом, гордостью и обязанностью быть достойным. Конечно, нынешняя ситуация мне как человеку, который всю жизнь работает в сфере физической культуры и спорта, не нравится. Без флага, без гимна — это неправильно.  

    А.СОЛОВЬЁВА: А это сделано специально, чтобы нас деморализовать? 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Чтобы нас деморализовать, чтобы нас стереть со спортивной карты. Кто эти ноунеймы? Какие-то серые ребята из непонятной команды. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Я сразу не вспомню, какая-то федерация подавала апелляцию и, по-моему, выиграла. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Многие федерации, федерация фехтования. Достаточно большое количество федераций, которые воспротивились подобному чудовищному решению, просто фашистскому, когда одни светло-зелёные, а другие тёмно-зелёные. Это очень напоминает уже пройденные и Англией, и Америкой пути, к которым их притягивает обратно.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Это англосаксы, у них какая-то страсть к сегрегации.  

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Менталитет такой. 

    А.СОЛОВЬЁВА: В Госдуме заявили, что Россия и через пятнадцать лет может не вернуться в мировой спорт.  

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: В Госдуме у нас любят заявлять, и дай бог им здоровья. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Такие прогнозы не очень хорошие. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Печально нам будет через пятнадцать лет. Если ничего не делать, если сидеть ровно и стонать о том, как всё плохо и как нас обидели, конечно, ничего не будет. В каком ключе? В смысле того, что мы потеряем квалификацию? Нет, не потеряем, если будем работать. В Советском Союзе (хотела бы сделать отсылку) они вообще первый раз приехали на Олимпиаду, они не видели, как это работает, они правила читали по бумажке; они не видели, как у других, техник, методик. Ну приехали, сделали, мы не глупее других. Наша советская школа в шестидесятые-семидесятые годы была самой востребованной школой. Спорт — это сложный конгломерат наук медико-биологического порядка, психолого-педагогического. Это методики, которые надо разрабатывать. Давно заняться наукой в том числе.   

    А.СОЛОВЬЁВА: Знаете, что на самом деле характерно, что как раз эти спортсмены, которые вышил в 1952 году на мировую арену и тут же заняли второе место в общекомандном зачёте, они же вышли из массового спорта. Это был массовый спорт при Сталине. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Нет. Они были с подготовкой массового спорта, имеется в виду, что они были изначально спортивные ребята. И в Советском Союзе была создана пирамидальная система, где в основе, в широкой части — в хорошем смысле пылесос, затягивающий всё население в занятие спортом. Было из кого выбрать. И понятно, что самые талантливые, самые способные, экспериментаторы, волевые ребята пробивались наверх. Многие спортсмены уже изначально были заточены, ориентированы как спортсмены, ну не профессионалы, тогда они все были любителями, но тем не менее как спортсмены высоких достижений. 

    Например, Виктор Чукарин, молодой гимнаст, до войны — в семнадцать лет он попал на фронт — занимался гимнастикой; был прекрасным начинающим перспективным гимнастом. То есть он не из двора пришёл обратно. Потом попал на фронт, практически сразу попал в плен, прошёл шестнадцать концентрационных лагерей, попал на «Баржу смерти», которую чудом не взорвали. Союзники её выловили, три дня носило в заливе. В 1946 году у него закончились фильтрационные лагеря, фильтрационные мероприятия. В 1952 году он уже становится четырёхкратным олимпийским чемпионом. Это, конечно, гений. На следующей Олимпиаде он завоевал ещё три золотые медали. Он признан одним из самых выдающихся, мне кажется, вообще людей в истории спорта. Но нельзя сказать, что этот парень из двора. Это был спортсмен, который целенаправленно тренировался, занимался в техникуме, в училище, потом всю свою жизнь связал со спортом.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Всё-таки надо признать, что при Сталине спорту уделялось огромное количество времени. Он был поставлен, по сути, во главу угла. На самом деле, была активная пропаганда здорового образа жизни и спорта. «Здоровый дух требует здорового тела!» 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Вы знаете, что касается «при Сталине». На самом деле, ещё в 1918 году одни из первых указов советского правительства — это формирование института физической культуры для подготовки массовых тренеров. Для того, чтобы всю рабоче-крестьянскую массу привести к какому-то состоянию работоспособности, физической активности, профилактике девиантного досуга, чтобы после рабочей смены люди не выпивать шли, а спортом заниматься. Для этого было сделано много всего ещё до Сталина. В том числе комплекс «Готов к труду и обороне», который в 1931 году был сформирован, но предыдущее десятилетие — было десятилетие экспериментов, было огромное количество этих комплексов от «Осоавиахима» до «Ворошиловского стрелка» и многих других. И вот как венец этих экспериментов был сформирован комплекс ГТО, который фактически стал системой подготовки нашего народонаселения к физической активности. 

    Этот комплекс был составлен очень гибко. Чтобы пройти испытания, надо было развить все физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость. То есть нельзя было просто так сдать все испытания. Ты обязательно, сдавая их, развивал себя гармонично. Плюс ко всему гигиена, умение оказать первую медицинскую помощь, вождение транспортного средства, и я больше всего люблю это испытание — знание основ физкультурно-спортивного движения в Советском Союзе и за рубежом и умение провести беседу в группе до тридцати человек. Действительно это такая большая пропагандистская машина, которая работала не только в спорте, но и, например, ещё в культуре. 

    Формировался образ героя, причём образ мирный, кто бы что ни говорил. Это проходило лейтмотивом через искусство того периода. И более того, в послевоенное время уже целенаправленные программы по заказу. Допустим, по нуждам спорта ведомство культуры давало распоряжение, госзаказ о создании скульптур, картин, песен, книг на спортивную тематику. Приведу пример: с 1963 по 1983 год существовала программа создания спортивной скульптуры.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Их до сих пор много, они до сих пор стоят. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Конечно, они до сих пор стоят, но это всё государственная политика, друзья. Это не просто «а давайте сделаем кого-то с веслом», нет. Это формирование образа, к чему надо стремиться, современной Венеры или атлета.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Спортивные объединения же были в колхозе, в учебном заведении, на предприятии. Везде были свои спортивные команды и свои объединения. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: У меня в Государственном музее спорта есть набор методических материалов, толстенький такой набор, 1946 года, «Деревенский физкультурник». То есть как активисту, без особого образования, самому… Там есть раздел «Спортивные самоделки»: как сшить купальник; как сделать бутсы; как расчертить волейбольное, футбольное, баскетбольное поле или легкоатлетическое; как козла сделать.   

    А.СОЛОВЬЁВА: Сейчас, слава богу, купить можно всё это. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Сейчас у нас программа импортозамещения, так что «спортивные самоделки» вполне могут быть актуальны.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо, Елена. У нас сейчас подходит к концу время первой получасовки. Во второй получасовке мы поговорим об общественном здоровье. Это программа «Умные парни». У нас сегодня в гостях Елена Истягина-Елисеева — заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по физкультуре и популяризации здорового образа жизни, директор Государственного музея спорта. С вами Анна Соловьёва. 

    НОВОСТИ 

    А.СОЛОВЬЁВА: 15:35 минут в российской столице. У микрофона Анна Соловьёва. Снова здравствуйте. Это программа «Умные парни». У нас сегодня в гостях заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по физкультуре и популяризации здорового образа жизни, директор Государственного музея спорта Елена Истягина-Елисеева. Ещё раз, Елена, добрый день. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Добрый день, Анна. Мы сегодня умные парни. Будем считать, что мы самые умные парни. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Вы сегодня в виде умного парня, у нас так бывает. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: У нас гендерное равенство. 

    А.СОЛОВЬЁВА: У нас все одинаково умные. Продолжаем тему спорта, популяризация спорта массового и здорового образа жизни. Напомню наши координаты: SMS-портал +7-925-8888-94-8; Telegram для сообщений — govoritmskbot; номер прямого эфира 7373-94-8, код города 495; Telegram-канал с последними новостями radiogovoritmsk, там же идёт прямая видеотрансляция эфира. Ещё одна такая же видеотрансляция в нашей официальной группе в социальной сети «ВКонтакте». Продолжаем мы тему спорта. И я знаю, что вы занимаетесь сейчас темой общественного здоровья. Об этом вы говорили на Петербургском экономическом форуме.  

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: На Петербургском экономическом форуме не только я говорила на тему общественного здоровья. Вообще стоит запомнить этот термин.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Что такое «общественное здоровье»?

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Если у нас раньше был ЗОЖ — здоровый образ жизни и физическая культура, то после ковида мы требуем больше реабилитации болезней, больше философских идей, как это должно быть, куда идти. И общественное здоровье в целом состоит как из профилактики вредных привычек, курения, алкоголя; привитие пищевых полезных привычек. Кстати, на питерском форуме чудовищная цифра прозвучала: 30% детей в России с ожирением. Не просто полные, а с ожирением, то есть уже в степени. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Уже треть!

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Это чудовищно, на самом деле. Это влечёт за собой не только изменение эстетики, кстати говоря о философском, бодипозитив и всякое разное такое, но прежде всего, такого рода ребёнок — нездоровый ребёнок, он формирует систему здравоохранения, которая центрична вокруг больного человека. Становится выгодно на нём зарабатывать бесконечно и всё в такому духе. Необходимо сменить парадигму. Вывести общественное здоровье, здоровый образ жизни в ряд правильных, здоровых привычек, физическую активность и, конечно, ментальное здоровье. Поэтому здоровый образ жизни, новый термин, который в широком обиходе появился не так давно, я думаю, что в ближайшие несколько лет он будет доминировать на площадке обсуждения социальных векторов.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Что касается детей, эта цифра ужасающая просто.

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Чудовищная! У нас, говорят, в школах здорового ребёнка почти не встретишь. Это как вообще возможно? 

    А.СОЛОВЬЁВА: Что делать?

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Прежде всего, изменение сознания, пропаганда, о которой мы говорили только что. Она всё-таки должна лежать не столько в сфере «иди в спорт», сколько в сфере «будь активным».  

    А.СОЛОВЬЁВА: Тут пропаганда должна работать на родителей, прежде всего. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Конечно, на родителей. Но, честно говоря, я думаю, что не только на родителей. Это весь спектр взрослых людей, которые формируют, прежде всего, наши законы, кстати, о депутатах, об исполнительной власти. Они тоже все родители. Приведу простой пример. В школах стали доступными, допустим, нездоровая еда: шоколадки, чипсы. Причём очень низкого качества по относительно небольшой цене. И ребёнок даже если дома этого не ест, то под влиянием большинства, под влиянием ситуации, под влиянием того «на, возьми, твой друг же ест это, чипсами хрустит, иди тоже похрусти».   

    А.СОЛОВЬЁВА: Елена, у нас есть звонок, давайте пообщаемся со слушателями. Добрый день. 

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Вадим, Подмосковье. Я хочу поддержать именно в конкретном смысле, конкретное высказать предложение. Роль физкультуры в школе абсолютно нулевая в плане оценки. Вот математика, язык, ещё что-то. А то, что дети. Я долгое время подрабатывал при школе и наблюдал, как деградируют поколения, особенно с внедрением гаджетов. Как они начинают становиться горбатыми, слепыми и так далее. Я хочу сказать, что физкультура должна стать практически основным предметом в оценке успеваемости ученика, так же как математика и всё остальное. А иначе мы получим… я не знаю, что мы получим, все могут догадаться. Ещё хочу сказать, что это нужно продолжить на взрослое состояние. Приходит, например, какой-нибудь толстяк по полису медицинского страхования, с трудом поднимается на второй этаж, а он с похмелья, а он ещё и курит, и ему те же самые прерогативы, что и человеку, ведущему ЗОЖ. Вот об этом надо думать, о целостной системе. Спасибо.  

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Спасибо большое. Действительно «лыко в строку». Я вас поддержу насчёт школьных проблем. Нельзя сказать наверно, что физическая культура должна быть основным предметом, скорее некий комплект гигиены. Вспомните неоднократно упомянутое советское время. Не то чтобы я так сильно ностальгирую, просто это хорошие практики, которые мы позабыли. Были методические плакаты, наверняка многие помнят, где расписан день дошкольника, день школьника; что у него должно быть; у него как минимум две прогулки в день, зарядка обязательно, обязательно физическая активность, помимо всего.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Такой проблемы не было с ожирением. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: С ожирением проблемы не было, потому что был режим. Сейчас многие родители не успевают или считают, что главное, чтобы ребёнок занимался, был очень умным, а то, что у него горб растёт или сколиоз будет, это уже вторичная штука. Или пойдём в секцию — и этого достаточно. Недостаточно. Потому что должна быть действительно ещё гигиена, режим дня и так далее. Этому посвящено много научных статей и обоснований, мои коллеги-педагоги об этом бесконечным образом говорят. Но сейчас учитель поставлен в такие условия, когда он становится менеджером образования, когда он даёт задание и отправляет в светлую жизнь вечером с родителями осваивать материал. 

    Когда мы говорим об общественном здоровье, что это больше, чем ЗОЖ, мы сейчас открываем глаза на целый ряд идеологических, социокультурных, философских, если хотите, помимо экономики и всего прочего, проблем выстраивания нашего будущего. Мы сейчас должны понять вектор, куда мы движемся. Я здесь не с той точки зрения, что давайте вернёмся в советское прошлое, но в советском прошлом был вектор, куда люди шли. Они идентифицировали себя с каким-то идеалом, у них был пример, как надо, методически обоснованный. Кстати, на производствах тоже не абы как занимались физической культурой. А целые научные группы, которые делали заборы воздуха, профилактику той среды, в которой трудятся рабочие. Это же не детские шутки.

    Вчера буквально медики выступали и про демографию в очередной раз: вот у нас три траектории. Сейчас реальная траектория — это 1,9 ребёнка. Если будет меньше, чем 1,5 ребёнка на семейную пару, то это невозвратно.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Мы к этому уже движемся. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: К 2050 году тогда наша страна станет с невозвратно убывающим населением. Это уже страшно. И что в идеале, вкачивая все средства государства, мы должны хотя бы достичь показателя 2,1 ребёнка на семейную пару. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Елена, у нас очень много звонков. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Видимо, я чего-то такого наговорила.

    А.СОЛОВЬЁВА: Геннадий, здравствуйте. 

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Геннадий, Москва. Обстановка формирует человека. Ну как вы сделаете здоровым ребёнка, я уже не говорю про контроль государства за здоровым питанием, какие продукты у нас продаются. Что сейчас вспоминать то, что было? Вы понимаете, дети же смотрят на своих родителей. Приходят родители с работы, работают по двенадцать часов, потом ещё дома дорабатывает, в компьютере что-то делают. Получается, что быть здоровым очень дорого.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо, Геннадий. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Что касается «что вспоминать советское прошлое». Не для того, чтобы туда возвращаться, а для того, чтобы понять. Я всё-таки профессор Высшей школы экономики, всегда первое, что идёт, это изучение материала — что было до тебя. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Оттуда тоже можно взять что-то хорошее, на самом деле.

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: То есть те методики, которые были не только в нашей стране, позитивные и негативные, к чему они привели. Это первое. Второе, что касается семьи, вы прекрасно сказали. Сегодня День семьи, любви и верности. Всех поздравляю! Хотелось бы отметить, что образ советской семьи и образ современной сегодняшней семьи — это разные образы. В идеальной советской семье, по исследованиям моих коллег психологов и социологов, мама, папа, дети должны были быть активными. Что такое активность? Это, прежде всего, спорт и активный досуг. В современной семье активность семьи — это совместный отдых и воспитание детей, то есть «совместно полежим на диване».  

    А.СОЛОВЬЁВА: Совместно сходим в торговый центр. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: И здесь наша всеобщая работа базового уровня, и методистов, и учителей, и преподавателей, и тренеров. И понятно, что наших государственных деятелей, наших уважаемых депутатов, они любят у нас «а давайте запретим». Вчера слышала мнение: чтобы у нас семьи не распадались (у нас 80% разводов), давайте запретим разводы. Я говорю: да ладно, правда что ли, как это?

    А.СОЛОВЬЁВА: Мы любим слово «запретить», «запрет». 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: «Надо запретить, вот раньше не разводились». Поэтому здесь, конечно, будут ошибки, будут всякие фестивальные варианты предлагаться. Давайте мы праздник очередной сделаем, хотя я тоже за праздники, но такие, которые не отрывают от рабочего процесса, как руководитель вам говорю. Но будут ошибки при поиске подходов, но тем не менее «дорогу осилит идущий».  

    А.СОЛОВЬЁВА: «Больше секций надо бесплатных. У меня дочь ходит на гимнастику художественную. Не каждый может себе позволить. Бьёт по карману ощутимо», — пишет наш слушатель Давид. 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Не каждый себе может позволить, согласна. Более того, опять же тут философский вопрос, как мы будем это делать. У нас бесплатно даже в СДЮШОРах (детско-юношеских школах олимпийского резерва) только базовый набор. Почему? Не потому что такие коррупционеры тренеры или директора, а потому что система спортивной подготовки имеет определённую методику. В рамках этой методики, условно говорю, четыре часа на ОФП, шесть часов на тренировку такую-сякую, но современному спортсмену нужно больше. А больше тренер ему не предоставит, он на ставке стоит в этой школе. И поэтому начинаются доплаты, подкатки и всякие разные другие варианты. 

    Что касается бесплатного, разделите: спортивное или физкультурное. Если физкультурное, для активности, то к ребёнку должен быть… Мне нравится подушевое финансирование у министерства просвещения на дополнительное образование детей. Вот такое же должно быть для физической культуры, когда у него есть мешочек денег, которые ему выдаёт государство. Некоторое количество времени, два часа я могу потратить, со своим сертификатом прийти в эту секцию, и государство им заплатит за мою физическую активность.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Из этого следует вывод, что государству нужна масштабная программа.

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Комплексная, затрагивающая все социальные ведомства, проектирующая политику общую, включающую в себя и культуру, и спорт, и образование, и медицину.   

    А.СОЛОВЬЁВА: Потому что делать действительно что-то нужно. «А летом ребёнка куда девать, если нет бабушек-дедушек? На одного-то летний лагерь и няня — неподъёмны», — Данила, Санкт-Петербург.   

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Даже если бабушки есть, наши бабушки активны и работают. Они такие современные бабушки, которые говорят «вы сами родили, сами с ним и конопатьтесь». 

    А.СОЛОВЬЁВА: Да, но в моём детстве было огромное количество лагерей. У нас было гигантское количество лагерей. Проблемы отправить ребёнка летом, и он там как раз занимался физической активностью, не было. А сейчас всё-таки такая проблема есть. И это тоже, может быть, должно решать государство?  

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Ребята, мы тоже такие милые люди все, вначале строили коммунизм, потом резко сказали «нам коммунизм не нужен», мы пошли в капитализм, а теперь пришли в капитализм и сказали «фу, нам здесь не нравится». Ну давайте тогда выберем государственную идеологию. А то хотим, чтобы мы в капитализме, но плюшки нам давали как при коммунизме. Нет, так не получится.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Тогда надо, как правильно сказал нас слушатель Геннадий, в школе делать физкультуру главным предметом.

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Сейчас мои коллеги из других сфер скажут: да вы тут со своей физкультурой нам все показатели портите, стране нужны программисты и учёные разного порядка. И, наверное, отчасти будут правы. Но в мировой практике, мы много раз упоминали Советский Союз, например, у китайцев, и не только у них, у многих стран, принята физическая активность в течение дня, между уроками. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Так у них традиция такая. Китайцы просто на улицу выходят, в парки, у них цигун.

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Да, мне очень понравилось. Я неоднократно была в Китае. Надеюсь, ещё поеду, делиться опытом, смотреть. Это было больше двенадцати лет назад, я первый раз была в Китае. И меня действительно шокировало, когда выходят вечером пожилые люди в парк или даже не вечером, и начинают своё эффектное цигунистое делать. Я вспомнила наших бабушек и дедушек, которых выгнать на улицу прилюдно делать всё это. Я посмотрела и думаю: а я бы пошла? И сейчас через двенадцать лет я говорю: да, я бы пошла. То есть это всё равно работа с сознанием, в том числе людей, которые становятся старше.   

    А.СОЛОВЬЁВА: Я хочу сказать, что в Москве что-то делается, есть программа «Московское долголетие».

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Это прекрасное образцовое, образцовое — не то, что лишённое недостатков, а то, что может быть образцовым для других регионов и есть. Программа, которая работает со старшим поколением, которая показывает, что жизнь не закончилась, что есть социализация, активность и что качество жизни после пенсии должно быть выше. Потому что человек должен отдыхать, должен хорошо себя чувствовать, быть активным, здоровым, общаться, а не просто ползти в сторону кладбища самозакапываться, как нам во время самоизоляции велели.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Ещё давайте послушаем звонок. Добрый день. 

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Вы говорили относительно советского периода. Я хочу сказать из личного примера моей родной сестры. Она закончила школу с серебряной медалью, но тянула на золотую. И почему ей не дали золотую, из-за того что у неё было четыре или три по физкультуре. Это вам к тому, что обязательно нужно вводить этот предмет как один из основных. Больше того, из своей жизни. Вот четверостишие: «Мы писали, мы писали. Наши пальчики устали». Это сейчас есть у первоклашек? Они все горбатые, они только сидят в этих гаджетах. Это от кого зависит?   

    А.СОЛОВЬЁВА: От родителей в том числе. 

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Не надо родителей, родители родителями. Школа. Я не застала, откуда ваша гость, кто это. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Это Елена Истягина-Елисеева, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по физкультуре и популяризации ЗОЖ.

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Где она раньше была, Елена Елисеева? 

    А.СОЛОВЬЁВА: В смысле раньше? Спасибо большое.

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Я раньше была в университете. Я университетский преподаватель 25 лет и пережила все трансформации нашего вузовского пространства. И сейчас я там же, на своём рабочем месте, улучшаю программы жизни наших студентов и так далее. Помимо своей обычной профессиональной деятельности, директора Государственного музея спорта, человека, который создал фонд спортивно-исторического наследия нашей страны. Именно я тот человек, который за все годы советской и постсоветской власти, благодаря административной поддержке наших министров, но именно в этом учреждении в период моего директорства был, наконец, собран фонд, коллекция нашего спортивно-исторического наследия. 

    И вот помимо своей профессиональной деятельности, я поняла, что надо что-то делать и пошла работать безвозмездно (там денег не платят) в Общественную палату Российской Федерации, в орган общественного контроля, который поднимает сложные, проблемные и профессиональные вопросы и обращается к органам исполнительной и законодательной власти с настоятельной рекомендацией. Мы не можем приказать, мы всего лишь общественники, но настоятельно просим: решите проблему этого человека, этой организации, эту отраслевую проблему. Иногда мы привлекаем депутатов, иногда мы подаём какие-то законодательные инициативы. Мы экспертируем разные законы, которые пишут наши депутаты, безвозмездно делая это. 

    И хочу вам сказать, уважаемые коллеги, я наработала свою профессиональную экспертизу за последние 25 лет. И сейчас зарабатываю деньги не только для своей семьи, но и стараюсь на ниве общественной деятельности что-то изменить к лучшему. Потому что мои дети, мой мальчик и девочка, будут жить в этой стране, и я хочу, чтобы они жили хорошо. Я не могу говорить за все вопросы: образования, медицины, культуры и так далее, но я выбрала себе профильную деятельность — физическая культура и спорт. И в этом направлении стараюсь делать многое, чтобы изменить действительно жизнь к лучшему.  

    А.СОЛОВЬЁВА: У нас остаётся сорок секунд, даже меньше. Совсем коротко: есть ли у жителей нашей страны достаточно возможностей вести здоровый образ жизни? 

    Е.ИСТЯГИНА-ЕЛИСЕЕВА: Если человек хочет — да. Ты можешь надеть майку-трусы, выйти в сад, выйти на беговую дорожку, выйти в парк и побегать. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Согласна. Было бы желание. Это была Елена Истягина-Елисеева — заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по физкультуре и популяризации здорового образа жизни, директор Государственного музея спорта. Обсуждали мы различные темы: темы спорта, здоровья, и профессионального, и массового. Спасибо вам большое, Елена.  

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено