• Директор одной из самых больших московских школ Станислава Буробина в программе «Выход в город». Выпуск от 09.09.2022.

    Московские школы

    13:30 Сен. 9, 2022

    Московские школы

    В гостях

    Станислава Буробина

    Директор школы №2048 в Некрасовке

    М.АЛЕКСАНДРОВА: 13 часов 5 минут в Москве. Всем доброго дня. 

    А.СОЛОВЬЁВА: И Марина Александрова. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Программа «Выход в город». Сегодня обсуждать будем очень интересную и актуальную тему — будем говорить о школах. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Это естественно, 1 сентября не так давно было. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Конечно, я же говорю, самые актуальные темы, как всегда, в нашей программе. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Новый учебный год опять начался. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: У нас в гостях директор одной из самых больших московских школ, это школа в Некрасовке, Станислава Сергеевна Буробина. 

    Станислава Сергеевна, здравствуйте! 

    С.БУРОБИНА: Здравствуйте. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Я напомню наши координаты, чтобы слушатели могли нам писать, звонить и задавать вопросы. 

    СМС-портал — +7-925-8888-94-8, Telegram для сообщений govoritmsk_bot, номер прямого эфира 7373-94-8, код города 495. Наш Telegram-канал со всеми последними новостями radiogovortimsk. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Станислава Сергеевна, ваша школа одна из самых больших в Москве. Получается, что создание больших школ это настоящий тренд. 

    А.СОЛОВЬЁВА: А в чём особенность? У вас очень большая школа, насколько я понимаю, расскажите поподробнее. На сколько человек она рассчитана? Как это всё происходит — инфраструктура, логистика… просто столько людей. 

    С.БУРОБИНА: Давайте расскажу сначала про школу, чтобы было понимание, что это такое. Школа построена в рамках инвестиционной программы правительства города Москвы. Открылись мы относительно недавно, пять лет назад, в 2017 году нас открывал мэр. Школу построили в рекордные сроки, всего лишь за десять месяцев. Огромное здание символично построено в форме буквы «М» — Москва, конечно же. Здание общей площадью 30 тыс. кв. метров. Здание рассчитано по проектной мощности на 2100 детей. И мы уже не самая большая школа. Есть школа ещё больше, она находится в районе ЗИЛа, жилой комплекс «Зиларт». Там школа на 2400. В настоящее время в школе учится 5 тысяч детей. У нас три здания дошкольных групп, это три детских сада, там учатся ещё полторы тысячи детей. И традиционно второй год подряд мы открывает 19 первых классов. В этом году приняли на 76 первоклассников больше, чем в прошлом году. Я благодарна родителям, что нас выбирают, к нам идут, мы очень востребованы, популярны. И даже наступил такой момент, что не можем, к сожалению, удовлетворить всех желающих в поступлении к нам в школу. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Я знаю, что вы потомственный педагог. Вы учитель французского языка. И были до этого директором меньшей школы — школы № 2127. Я не ошибаюсь? 

    С.БУРОБИНА: Да. Я сейчас расскажу. 

    А.СОЛОВЬЁВА: И расскажите, в чём отличия? Ведь заметные отличия, скорее всего? 

    С.БУРОБИНА: Расскажу. Потомственный педагог, да. У меня и бабушка была учителем, и папа мой 22 года был директором той школы, которую я окончила, и потом я стала директором этой школы. Школа была небольшая, номер у школы был 1048. Сейчас у школы моей, в которой я директор, номер 2048. И постепенно с течением времени школа тоже преобразовалась в довольно большой образовательный комплекс, путём реорганизации, присоединения и так далее. 

    Отличий как таковых в системе управления я не вижу, потому что у каждого управленца есть свой собственный стиль. Как и у любого человека, есть вкус. Естественно, поменялись задачи. Постольку поскольку школу строили с нуля и я была туда назначена тогда, когда ещё шла стройка и здание было без окон, без дверей, просто стояла коробка бетонная, пришлось осваивать дополнительно профессии инженера, и дизайнера, и проектировщика и так далее. 

    В управлении так таковом разницы нет никакой. По-моему, так говорили в фильме «Москва слезам не верит»: трудно с тремя. А когда научишься организовывать троих, дальше уже значения не имеет. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Там уже и три тысячи, и пять тысяч. А сколько у вас завучей? 

    С.БУРОБИНА: Во всех московских школах единая структура управления — у нас всего четыре заместителя. Это заместитель директора по воспитанию, социализации, дополнительному образованию и безопасности, заместитель директора по содержанию образовательных программ, заместитель директора по управлению ресурсами и заместитель директора по качеству. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Вы сказали, что 1 сентября у вас было 19 первых классов. А сколько человек к вам пришло, если говорить о первых классах? 

    С.БУРОБИНА: Всего мы приняли в этом году 646 первоклассников. Если говорить отдельно про 1 сентября, все спрашивают, как вы линейку организуете, как вы все там собираетесь. Мы организуем линейку традиционно для первых и одиннадцатых классов только. То есть для тех, кто идет в первый раз в первый класс и для тех, для кого этот год будет финальным в этой школе. Поэтому традиционно приходит очень большое количество родителей, потому что первоклассники как всегда идут с мамой, с папой, с бабушкой, с дедушкой…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: С цветами. 

    С.БУРОБИНА: А потом с цветами. 

    А.СОЛОВЬЁВА: У вас, насколько я понимаю, территория большая. 

    С.БУРОБИНА: Территория не маленькая однозначно. Мы умещаемся на линейки на главной нашей площади. У нас в здании три входа больших, которые оборудованы тремя стационарными постами. И со всех сторон здания в школу можно зайти. 

    А.СОЛОВЬЁВА: А сколько у вас учителей работают? 

    С.БУРОБИНА: Всего штат у нас почти 400 человек, 300 из них — педагогические работники. Это если мы берём вместе с детскими садами. А учителей 128, по-моему. 

    А.СОЛОВЬЁВА: А как вы проводите педсовет с таким количеством работников? 

    С.БУРОБИНА: Легко. У нас очень большой актовый зал, у нас их два в нашем здании, и один зал вмещает в себя 775 человек. И я вам больше скажу, когда мы школу открывали в 2017 году, в этом актовом зале проводили городской педагогический совет, и все до одного директора города Москвы были нашими гостями на этом педагогическом совете. Нам есть куда расти, мы ещё будем вмещаться. 

    А.СОЛОВЬЁВА: У вас современное здание, такое большое, оно отвечает всем современным требованиям. И наверняка у вас актовый зал как-то трансформируется? Я знаю, сейчас такие трансформеры делают. 

    С.БУРОБИНА: Да, у нас один актовый зал, тот, который большой, о котором я уже говорила, он стационарный зал, архитектура у него напоминает амфитеатр: большая сцена и стационарные ряды. Есть маленький актовый зал, где 440 посадочных мест, вот он трансформируется. Там трансформируемая трибуна, которая собирается в абсолютно такую небольшую конструкцию, освобождается пол, там мы можем использовать это помещение по-разному — проводить соревнования, можно проводить танцы, ритмику, гимнастику, что угодно. Он трансформируется. И много помещений таких же трансформируемых, которые можно переделать. Где убираются стены, где двигается мебель. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Вы сказали, что во время проектирования вы осваивали новые профессии, были и дизайнером, и инженером. Вы принимали участие в проектировании новой школы? 

    С.БУРОБИНА: В проектировании школы я участия не принимала. Мы имели возможность менять дизайн внутри по своему усмотрению, частично выбирать мебель и так далее. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Станислава Сергеевна, у меня вопрос. Такие масштабы гигантские, такая большая школа. Как чувствовать такую школу единым организмом? 

    С.БУРОБИНА: Мы когда начинали, открывали школу в 2017 году, школа была по численности небольшая — к нам пришло всего 671 первых учеников. Тогда, естественно, были придуманы первые цели, первые ценности, правила, система управления. И самое главное, были придуманы правила, которые будут обеспечивать стопроцентную безопасность детей в этом здании и отсутствии травматизма. Потому что это очень важно, когда большое скопление детей на одной площади. И впоследствии, когда ребята к нам поступали, они перенимали, принимали те ценности, которые у нас есть. И родители точно так же подстраивались. Поэтому сейчас это единый организм — родителей, детей, педагогов. Задача у нас основная — мы любим учить, любим учиться, ставим высокую цель и надеемся, что эффективно её достигаем. 

    А.СОЛОВЬЁВА: У нас есть вопрос от слушателя. Нам пишет Нилс Майкл: какие плюсы у большой школы в сравнении с небольшой и не падает ли качество обучения? 

    С.БУРОБИНА: Качество обучения не падает, потому что мы входим в рейтинг школ города Москвы, показавших высокие образовательные результаты. А самое главное преимущество, меня все об этом спрашивают, и я скорее выделю его одно — это выбор, который мы можем предоставить ребёнку. Потому что если мы с вами вспомним, они и сейчас есть, эти маленькие, камерные, авторские школы, и если мы вспомним с вами стандартную школу, которая была раньше, это, как правило, четыре класса в параллели. Четыре первых класса. Как правило, это два десятых класса и два одиннадцатых класса, которые выпускает школа. Вот в двух десятых и двух одиннадцатых классах школа могла бы предложить максимум два профиля. То есть два варианта направления поступления в дальнейшем. Сейчас, когда классов в параллели 18, а в старшей школе у нас классов сейчас шесть в параллели, то, конечно, здесь выбор разнообразнее. То же самое касается дополнительного образования, без которого не существует основного образования в принципе. Если маленькая школа, где проектная мощность 550 детей, то там можно сколько кружков организовать — 20, 30? Мы можем 400 и более. 

    А.СОЛОВЬЁВА: 40 кружков? 

    С.БУРОБИНА: Да 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть у вас профориентация поставлена… 

    С.БУРОБИНА: Конечно. Мы должны помочь ребёнку определиться с тем, что ему близко, что ему по душе, это в идеале, кем он хочет дальше быть, в какой вуз он ориентированно будет поступать. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Школа, по сути, более универсальна. 

    С.БУРОБИНА: Я бы сказала, что она совсем универсальна. Потому что сейчас мы говорим о том, что ребёнок поступает в школу в три года, в дошкольные группы в детский сад. И там он себя пробует первый раз. Там есть первые лаборатории, там есть первые проекты, там есть первая возможность что-то сделать самому. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А как в вашей школе проходит профориентация? Например, ребёнок понимает, что у него есть тяга к гуманитарным наукам, он хочет что-то писать или хочет поступит в театральный вуз. Ему школа помогает в этом? 

    С.БУРОБИНА: Без вопросов. У нас есть два театра в школе, у нас есть клуб журналистики, всё, что угодно. Это то, что касается дополнительного образования. Если мы будем говорить про основное образование, то профилизацию, профориентацию мы начинаем с седьмого класса для детей. И тогда мы предлагаем, мы поступили в этом году в большое количество городских проектов, помимо тех, кто реализовывали в прошлом и позапрошлом году, предлагаем на выбор различные траектории и различные вертикали. Это математическая вертикаль — ребёнок с седьмого по девятый класс учится по этой программе… 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть он уходит в отдельный класс какой-то, я хочу понять? 

    С.БУРОБИНА: Классы, которые имеют специальную ориентацию. Математическая вертикаль, креативная вертиааль, медиавертикаль, естественно, научная вертикал, которая потом вырастет в медицинский класс, и так далее. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Я так понимаю, у вас есть всё оборудование, оборудованы классы. Какие есть классы? 

    С.БУРОБИНА: Есть абсолютно профессиональные лаборатории инженерного класса и медицинского класса. В медицинском классе есть медицинское оборудование, манекены, тренажёры, и это действительно очень интересно ребёнку посмотреть. То есть это, например, рука искусственная, которая на ощупь как человеческая рука, с такой же кожей, ребёнок учится делать внутривенные инъекции, внутримышечные инъекции. Это «стол Пирогова», он полностью интерактивный. Этот стол — огромный экран, который внутри формирует 3D-модель человеческого тела, всех внутренних органов, систем кроветворения и так далее. 

    В инженерной лаборатории это 3D-принтеры, станки разнообразные, робототехника, прототипирование, квадрокоптеры. 

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть у вас всё прост. Школа-мечта. Я вспоминаю свою школу в своём детстве, там был скелет, стоял скромно в уголочке. 

    С.БУРОБИНА: Скелет есть тоже, конечно. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Театральный кружок где-нибудь в актовом зале ещё был. А сейчас, я думаю, если вы говорите, что у вас два театральных кружка, то есть два разных каких-то направления получается? 

    С.БУРОБИНА: Два разных театра, два автора, которые творят с детьми. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Спрашивает Андрей Васильевич, наш слушатель: 35 детей в классе? Классы – амфитеатры? 

    С.БУРОБИНА: Классы стандартные прямоугольные, с нормальным прямым полом. Классы-амфитеатры у нас не существуют. В класс мы можем принять 34 ребёнка максимум. Это то, что позволяют помещения для того, чтобы ребёнок комфортно там пребывал. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А вы следите за судьбой ребят, которые окончили школу? 

    С.БУРОБИНА: Конечно. Смотрим обязательно, куда они поступили, какой выбор для себя сделали. И здесь тоже можно говорить о том, что профориентация выстроена правильно, потому что 90% ребят, наших выпускников одиннадцатых классов поступают в тот вуз, в который планировали, по тому направлению, по которому учились. 

    А.СОЛОВЬЁВА: У вас ещё пока мало всё-таки было выпусков. Всего четыре выпуска. Это в процессе. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Но потенциал, когда есть возможность попробовать себя в разных областях, определиться. А можно, например, если я понимаю, что сегодня меня потянуло в медицину, в седьмом классе, а в восьмом меня потянуло в журналистику, есть возможность поменять сферу интересов? 

    С.БУРОБИНА: Конечно. Я вам больше скажу, что правильно поменять сферу интересов именно в школе, а не тогда, когда ты отучился в медицинском вузе три года и понял, что это не твоё. Это даже не право на ошибку, это проба профессиональная, которую он совершает сам. И он должен ошибаться, и он должен понимать, его это или не его, подходит —не подходит, нравится — не нравится.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Когда вы сказали, в седьмом классе происходит разделение по классам, по интересам, математический, гуманитарный и так далее, ученик проходит какой-то тест или это просто какое-то устное собеседование или желание родителей или всё в комплексе? 

    С.БУРОБИНА: Если это городские проекты, то есть чёткие критерии поступления. И в Москве существует Московский центр качества образования, который разрабатывает диагностики, комплексные или предметные, которые мы используем при проведении тех или иных измерительных мероприятий. Конечно, дети пишут диагностики, потому что если ребёнок ничего не понимает, условно, он не умеет писать на русском языке… 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А родители хотят, чтобы он что-то писал, настаивают, как в наше время было, когда нам говорили: получили уже нормальную профессию, потом будешь заниматься, чем хочешь. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Всякой ерундой. Типа журналистики. 

    С.БУРОБИНА: Конечно, есть, родители разные. И у всех родители разные запросы, разные потребности, разные ожидания от того, как ребёнок должен учиться. Мы пробуем найти компромисс, разговариваем со всеми, всегда встречаемся и в контакте находимся тесном. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Станислава Сергеевна, вы учитель французского языка. Вы в своей школе преподаёте? 

    С.БУРОБИНА: Нет. Я уже давно не преподаю. Я поступала на иностранный язык, это то, чем я болела, когда была совсем маленькая, потом молодая. Пришла работать в школу в 19 лет, тоже благодаря моему папе, потому что в 90-е годы была такая история, что в школу не шёл работать никто из-за заработной платы. Если сейчас зарплата учителя абсолютно конкурентоспособна, и в школу действительно большой конкурс, большое количество желающих работать, то раньше такой истории не наблюдалось. И я пришла работать в школу и осталась. 

    А.СОЛОВЬЁВА: А французский язык есть у вас? 

    С.БУРОБИНА: Есть. Французский, английский и немецкий. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Три языка получается. Вы упомянули сейчас 90-е годы, у вас прям конкурс в школах? 

    С.БУРОБИНА: Для детей вы имеете в виду? 

    А.СОЛОВЬЁВА: Для учителей. 

    С.БУРОБИНА: Для учителей конечно. 

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть они хотят, они стремятся работать у вас. 

    С.БУРОБИНА: Да. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А конкурс строгий? Сложно к вам попасть? 

    С.БУРОБИНА: Я вам так скажу. Я отбираю учителей и любых работников сама. Я всегда собеседование провожу сама, не передоверяю эту историю никому. Что значит попасть сложно? Здесь помимо профессиональных каких-то компетенций, которыми должен обладать учитель, и здесь тоже спорная такая история, потому что молодые педагоги, например, профессиональным опытом не обладают. Но они обладают бешеной харизмой и невероятным желанием работать. И у нас есть позитивные примеры, когда в этом году учитель начальной школы, она стала финалистом профессионального городского конкурса «Педагоги города Москвы», она молодой специалист. И такой же молодой специалист учитель-логопед, она сейчас готовится к федеральному этапу конкурса, она стала лауреатом. Это бесподобные совершенно люди, которых обожают дети, несмотря на отсутствие опыта при приёме на работы. Человеческие качества, конечно, играют немаловажную роль.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Вы поощряете своих педагогов, чтобы они участвовали в конкурсах, представляли… 

    С.БУРОБИНА: Конечно. Это же профессиональный рост. Это и повышение квалификации. Потом, если есть что показать, надо всегда показать. Зачем стесняться? 

    А.СОЛОВЬЁВА: А что касается детей, они участвуют в каких-то олимпиадах, конкурсах? 

    С.БУРОБИНА: А как же. Обязательно. И в олимпиадах участвуют, и в конкурсах участвуют. Если мы говорим про учебные академические знания, то это прежде всего Всероссийская олимпиада школьников, Московская олимпиада школьников и городские проекты, это предпрофессиональные конференции и олимпиады. Если мы говорим про все остальные навыки, мы же с вами понимаем, что не каждый ребёнок может быть безупречно успешен в учёбе. Кто-то успешен на сцене, кто-то прекрасный организатор и так далее. Для этого тоже Москва предоставляет все возможности. Конкурсов такое количество и такое разнообразие…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Что сложно не раскрыться и не обнаружить у себя какой-то талант. 

    С.БУРОБИНА: Конечно. Здесь очень важно, чтоб был хороший учитель или грамотный педагог-наставник, который поможет, подскажет и направить. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Станислава Сергеевна, в связи с этим у меня вопрос возник. А как найти какой-то индивидуальный подход к ребенку, когда их так много? 

    С.БУРОБИНА: На самом деле, это не так сложно организовать, индивидуальный подход в обучении. Здесь очень важно слышать и слушать и понимать, вовремя выявлять дефициты, если они есть. Давайте разберёмся, что такое индивидуальный подход вообще в принципе. Это не индивидуальное обучение тет-а-тет. Хотя если нужно оно по медицинским показаниям, на дому, например, ребёнку, конечно, мы его организуем. Если нужны какие-то особые условия образования, например, ребёнку с особенностями в развитии, ребёнку с особыми образовательными потребностями, занятия с логопедом, психологом, дефектологом, то это тоже всё легко организуется. 

    Если нужны дополнительные занятия, потому что ребёнок не успешен в каком-то предмете или какой-то части материала или, наоборот, у него есть очень высокая мотивация к изучению этого предмета, тут тоже не вопрос. И здесь главную организующую функцию в этой истории выполняет классный руководитель, который является руководителем класса, он должен знать, понимать и ощущать то настроение, которое есть в классном коллективе среди детей и среди учителей. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Любой ваш ученик может обратиться к классному руководителю, попросить ему подсказать, помочь, поправить… 

    С.БУРОБИНА: Я вам больше скажу, что классный руководитель скорее должен увидеть, что есть где-то проблема, есть какой-то дефицит. Надо его очень быстро компенсировать и дальше всё будет прекрасно. 

    А.СОЛОВЬЁВА: А часто бывает у вас, когда вызывают к вам учеников? Какие-то меры дисциплинарного воздействия? Иванов, к директору! 

    С.БУРОБИНА: Раньше была такая история, директором пугали. Мне кажется, я всё-таки не такая страшная, чтобы меня бояться, но тем не менее. Я вас уверяю, что нет ни одного ребенка, если ему учитель интересен и урок интересен, нет ни одного ребёнка, который целенаправленно идёт в школу для того, чтобы уроки срывать. Такого не бывает. Если происходит какая-то конфликтная ситуация или история, которая требует вмешательства кого-то из администрации, у нас очень много людей, помимо меня. Это и социальные педагоги, и мои замы, и дежурные администраторы. Но уж если очень хочется прийти ко мне, я с удовольствием приму, побеседуем, выясним, в чём вопрос, в чём причина. Но чаще всего визиты ко мне инициируют сами родители. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: О чём они хотят с вами поговорить? 

    С.БУРОБИНА: Мы ведём приём всегда, это система. Всегда принимаем родителей. И как правило, в сентябре и августе это одна тема — приём в школу. Дальше в течение учебного года это какие-то текущие вопросы. Оценки, кружки, допобразование, экскурсии и так далее, такая текущая история. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А в вашу школу могут попасть только жители района Некрасовка? 

    С.БУРОБИНА:  Да. Мы районная общеобразовательная школа для жителей района Некрасовка. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Из других районов, как раньше? 

    С.БУРОБИНА: Мы не можем, к сожалению, удовлетворить всех желающих, потому что первостепенная задача все-так удовлетворить тех, кто в этот район переехал и имеет преимущественное право. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Эту школу специально для них и строили. 

    С.БУРОБИНА: Конечно. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А если говорить о сложностях при использовании учебных ресурсов, например, бассейны, какие-то специальные спортивные залы, учебные кабинеты. Когда такое количество учеников большое, есть ли сложности с логистикой? 

    А.СОЛОВЬЁВА: А у вас бассейн не один, наверное?  

    С.БУРОБИНА: Вот, все спрашивают по бассейн. К счастью или к сожалению, у нас его нет. Есть много других помещений и всевозможных лабораторий. Как мы это используем. Я уже говорила про обеспечение безопасности, это критично важно. И грамотное использование всех помещений это очень четко выстроенная продуманная логистика, которая имеет свой собственный смысл. Помещения все мы группируем по смысловой нагрузке. Например, кабинеты русского языка и литературы и английского языка — это одна группа. Кабинеты, которые имеют отношение к математике, физике, информатике и лабораториям — это другая группа. И так далее. Это чётко выстроенная логистика, гибкое расписание, чтобы никто никому не мешал ни в коридорах, ни на лестничных маршах. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Друзья, я напомню, что у в гостях директор одной из самых больших московских школ в Некрасовке, школы № 2048, которая была открыта в 2017 году в Москве, Станислава Сергеевна Буробина. Сейчас мы прервёмся на новости, а после этого продолжим наш разговор. В студии Анна Соловьёва. 

    А.СОЛОВЬЁВА: И Марина Александрова. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Далее новости на «Говорит Москва». 

     

    НОВОСТИ 

     

    М.АЛЕКСАНДРОВА: 13 часов 37 минут. В студии Анна Соловьёва.

    А.СОЛОВЬЁВА: И Марина Александрова. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Программа «Выход в город». Мы продолжаем. Мы разговариваем с нашей гостьей. У нас в гостях Станислава Сергеевна Буробина, директор одной из больших московских школ в Некрасовке № 2048. Я как раз у Станиславы Сергеевны спрашивала про то, как они называют свои классы. Вот у нас было четыре класса А, Б, В, Г. И Станислава Сергеевна мне сказала, что у них есть класс с буквой Э. 

    С.БУРОБИНА: Это эффективная начальная школа. Это проект ускоренного обучения в начальной школе. Дети, которые не четыре года в начальной школе учатся, а три. Они тоже пишут входную диагностику, и если ребёнок готов к ускоренному обучению, если он научился… потому что сейчас нет требований к первокласснику, что он должен прийти в школу и уметь читать и писать. Нет. Прежде всего он должен быть способен 30 минут непрерывно концентрировать своё внимание на учителе, выполнять команды учителя, например, взять ручку, закрыть тетрадку, отложить. Соблюдать порядок на столе, в портфеле и так далее. Такие вот вещи, они обязательны. А читать и писать — нет. Но есть родители, которые очень пристальное внимание уделяют подготовке к школе, и ребёнок читает, пишет, кто-то уже учит иностранный язык в детском саду. Поэтому такие детки, конечно, хотят учиться и учатся в классах ускоренного обучения. Поэтому «Э» — это эффективная начальная школа. 

    А вот букву «Г» мы не употребляем. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Так же как и мягкий знак. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Не очень звучит буква «Г». Я напомню, что школа была открыта в 2017 году, пять лет назад. Здание площадью 28,5 тыс. кв. метров. 

    С.БУРОБИНА: 29,5. 

    А.СОЛОВЬЁВА: 29,5 тыс. кв. метров. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Плюс – минус. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Нет, это прилично. Расположена на участке в 2,6 гектара. Школа возведена в форме буквы «М», символично. Ещё написано в справке, чтобы освещение соответствовало нормативам. Это специально ещё сделать надо? 

    С.БУРОБИНА: Есть строительные нормы, когда не может класс находиться всё время, весь день на солнечной стороне. Или наоборот быть в тени. Есть у здания свой собственный тепловой контур, своя теплоотдача. Это такие инженерные истории. А про букву «М» я скажу таким образом. Когда мы первый раз в это здание зашли, я не одна всё это делала, у меня блестящая команда людей, с которыми мы думаем и говорим об одном и том же. Мы очень долго думали над брендом школы, над логотипом школы, над тем, с чем его ассоциировать. Естественно, с формой здания. И в центре здания, если смотреть схематично, например, на план БТИ, мы видим такое центральное ядро, это две столовые, на первом этаже актовый зал, на втором этаже актовый зал, большой спортблок. На третьем этаже у нас огромная библиотека со вторым светом в полторы тысячи кв. метров. И если смотреть на схему, это центральное ядро выглядит как такой большой бриллиант. Мы таким образом сассоциировали наш логотип, это буква «М», Москва, московский бриллиант наша школа и так далее. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Очень креативно. Вы сказали, столовые. Две столовые у вас в школе. Расскажите подробнее, как всё устроено в столовых и как сейчас организовано питание учеников. 

    С.БУРОБИНА: Питание мы организуем на основании договора с комбинатом питания, который выигрывает государственный контракт. Полностью всё питание, во всех зданиях, включая детские сады, у нас готовят из сырых продуктов. Это столовая-доготовочная называется, у нас нет никакого готового питания. Есть завтрак, обед, полдник, в детских садах организован ужин в семь часов вечера. В детских садах пятиразовое питание, в школе это двухразовое питание. Если необходимо родителям, дети, например, в начальной школе остаются на продлёнку, то это полдник. У нас одна большая кухня, где готовят. И по обеим сторона от этого пищеблока две столовые. Одна столовая для средней и старшей школы, и в ней же обедают учителя, она рассчитана на 660 человек. И вторая столовая для малышей на 440 посадочных мест. 

    А.СОЛОВЬЁВА: 660 человек. Просто она огромная!

    С.БУРОБИНА: Так у нас одних первоклассников 646. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А можете поподробнее о меню рассказать, очень интересно, чем кормите начальную школу, чем кормите ребят постарше? 

    С.БУРОБИНА: Вы меня застали врасплох, потому что меню наизусть я не помню. Меню цикличное, оно повторяется. На завтрак это горячее блюдо и напиток. На обед это первое, второе, обязательно салат и напиток. В этом году вводится новая система меню выбора ребёнком. Например, вместо горячего блюда супа всегда ребёнку предлагается бульон с сухариками. И ребёнок самостоятельно принимает решение, что он будет кушать — суп или бульон. То же самое касается выбора напитка на завтрак, что он будет: какао или чай, например. Меню всегда размещается на сайте, заранее. И родители всегда могут видеть, чем ребёнка будут кормить. Более того, оно размещается и в личном кабинете у мамы или папы на mos.ru и точно так же, потому что оплата питания всегда происходит по безналичному расчёту с использованием карты Москвёнок, и родители сами могут контролировать, что их ребёнок будет кушать или не будет кушать. Плюс буфет. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Я напомню наши координаты. СМС-портал +7-925-888-94-8. Telegram для сообщений govoritmsk_bot, номер прямого эфира 7373-94-8, код города 495. Наш Telegram-канал со всеми последними новостями radiogovortimsk. 

    Вопрос директору, СМС-сообщение пришло. «Станислава Сергеевна, как стать вашим замом?»

    С.БУРОБИНА: К счастью, у меня нет открытой вакансии заместителя. Но процедура назначения заместителя директора в Москве очень простая, она всем известна. Можно зайти на сайт департамента образования, можно зайти на сайт Московского центра развития кадрового потенциала образования, ознакомиться с условиями назначения на эту должность. Заместителя директора в московской школе всегда согласуют учредитель, то есть департамент образования и науки города Москвы. Нужно пройти аттестацию, нужно получить соответствующее образование, и после этого пробовать свои силы. Необязательно ко мне, школ в Москве немало. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Раньше считалось… но раньше школы были не таких масштабов, директор должен стоять на пороге и знать каждого ученика в лицо. 

    С.БУРОБИНА: Наверное, раньше это была оправданная история. Раньше и к директору тоже вызывалив качестве устрашающей меры. Сейчас, конечно же, я ребят всех по имени не знаю. И такой задачи нет. Самое главное… ещё раз, главная функция здесь у классного руководителя — он должен знать, понимать, чем класс дышит, о чём волнуются родители и так далее. 

    Конечно же, я к ребятам выхожу. Я и в детские сады хожу, и очень часто выхожу к нашим старшеклассникам, с которыми мы обсуждаем те или иные проекты, может быть, у них есть какие-то идеи. Но знать по имени каждого не представляется возможным в таких масштабах. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Ещё вопрос. Поскольку Некрасовка… в принципе, это же новый район, если брать старую Москву, это новый район. У вас состав… какие у вас ученики? Что это за люди, какие у них родители? Есть какие-то особенности? 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Целевая аудитория вашей школы. 

    С.БУРОБИНА: Родители и дети все очень и очень разные. Кто-то меня спрашивает, какие они, новые москвичи? Они отчасти своей не новые, потому что зачастую, поскольку в этом районе действительно доступное по цене жильё, люди хотят улучшить свои жилищные условия и продают меньшую квартиру в центре Москвы и покупают большую в районе новом, строящемся, развивающемся. То есть это москвичи. Конечно же, Москва притягательна для регионов и сюда приезжают люди из регионов тоже жить. Достаточное количество военнослужащих, которые получают служебное жильё и также в этом районе живут. То есть очень разные. 

    Если говорить про детей, то дети в любой школе разные всегда. Но все способные. Нужно уметь найти в ребёнке то, чем он дальше будет выделяться, гордиться, с чем он дальше пойдёт. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Давайте ещё поговорим о распорядке дня в вашей школе. Во сколько у вас начинается учёба, когда начинаются различные кружки, секции? Вы упомянули, что у вас есть ещё продлёнка. Как можно воспользоваться этой услугой, сколько это стоит, может быть, и каждый ли родитель может оставить своего ребёнка на продлёнку? 

    С.БУРОБИНА: Про распорядок дня. У нас в школе действует гибкий график, с тем чтобы было безопасно и чтобы каждый класс комфортно в кабинете размещался. Есть профильные кабинеты, в которые приходят дети на определённые предметы. Это лаборатории физики, химии, медицинская лаборатория, инженерная лаборатория, классы информатики. Самый первый урок начинается в 08:10. Далее по графику, по параллелям, по разным входам дети заходят в здание до девяти часов утра. То есть у кого-то урок начинается в 08:10, у кого-то в 08:20, у кого-то в 08:30, в 08:45 и так далее. Самое позднее, когда начинаются уроки в гибком графике, это час дня. Во второй половине дня организованы кружки для всех желающих, включая спорт. Продлёнка организована точно так же до шести вечера и до семи вечера дежурная группа для тех, у кого есть такая потребность. Присмотр, уход за детьми этоплатная услуга, она необязательная для родителей, стоит она 180 рублей в день.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А если ребёнок находится уже не в начальной школе, такого среднего возраста и в принципе самостоятельный, получается, он может прийти к восьми утра в школу, отучиться, где-то в час-два заканчиваются уроки.  

    С.БУРОБИНА: В два-три. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: В два-три. Остаться на какие-то дополнительные занятия и вечером уже отправиться домой или дождаться, когда его заберут родители. 

    С.БУРОБИНА: Так и происходит. 95% детей именно в таком графике и находятся в школе. То есть они в школе находятся целый день. Утром пришли, это основные занятия, а дальше дополнительные занятия по интересам, сколько угодно. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Вы ещё упоминали вопрос безопасности в вашей школе. Можете поподробнее рассказать? 

    С.БУРОБИНА: Что касается обеспечения безопасности. Про входы я уже вам рассказывала. Это три больших стационарных входа, которые оборудованы турникетами. Абсолютно вся школа оборудована видеонаблюдением. В каждом учебном классе точно так же стоит видеокамера. Видеокамер нет только в санузлах, всё остальное оборудовано видеокамерами. У нас в штатном расписании введена единица дежурного по зданию, это человек, который точно так же отвечает за обеспечение безопасности и курирует по зданиям, у каждого есть своя зона ответственности, которая за ним закреплена, смотрит за тем, чтобы никто не хулиганил, не бедокурил и так далее. Такая функция. Обязательное дежурство учителей. У нас в школе разведены потоки движения по лестницам, чтобы не сталкивались дети. Есть лестницы на подъём, есть лестницы на спуск. Этих же правил придерживаются и учителя.

    А.СОЛОВЬЁВА: Навигация есть в школе соответствующая, да? 

    С.БУРОБИНА: Есть навигация. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Если просто не молодой человек, а ученик в первый класс попадает к вам в школу, наверняка как-то сложно ориентироваться, он не совсем понимает. Или все уроки проходят в одном классе? 

    С.БУРОБИНА: У начальной школы все уроки проходят в одном классе, за исключением физической культуры, потому что это спортивный зал. Далее с пятого класса ребята уже, конечно, расходятся по кабинетам и сами по школе передвигаются. Я вас уверяю, что даже первокласснику непривычно, не то что невозможно или страшно, а непривычно первую неделю ориентироваться. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А потом он осваивается, находит себе новых друзей и всё в порядке. 

    Кстати, можете поподробнее рассказать о залах физической нагрузки так называемых, спортивных залах. Я вспоминаю свои залы для занятий физкультурой, и это какие-то были соревнования в прыжках, пионербол, что-то такое. 

    С.БУРОБИНА: Это тоже всё нужно и здорово и обязательно должно быть. У нас шесть спортивных залов, есть отдельный зал хореографии, где постелен паркет, зеркала, станки, где девчонки и мальчишки могут заниматься таким направлением деятельности. Есть отдельный гимнастический зал, где ребята готовятся к соревнованиям, например, к президентским состязаниям, где гимнастика один из видов спорта, которым они должны владеть. Либо готовятся к Всероссийской олимпиаде для школьников. Это и кольца, и маты, всё оборудование, которое есть. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Прыжки через козла. Любимое детское. 

    С.БУРОБИНА: Да. Все залы имеют трансформируемую стенку, которую можно собирать и разбирать. Это делается очень быстро, особенно учитывая то, что почти все наши учителя физической культуры красивые молодые мужчины. Для того чтобы зал поделить на две части или наоборот сделать такой большой open space. Но один из залов, я не готова назвать сейчас метраж, не помню, он настолько большой, что мы принимаем профессиональные соревнования нашего района, межрайона и окружные соревнования, по футболу, например, потому что он большой. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Соревнования имеются в виду детские, конечно? 

    С.БУРОБИНА: Конечно. Но дополнительным образованием в школе точно так же занимаются и взрослые. Спортом особенно. И «Московское долголетие», бабушки и дедушки. 

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть они приходят к вам, да? 

    С.БУРОБИНА: Конечно. Им интересно, они к нам приходят. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Ещё такой вопрос о районе, в котором вы находите. Чем этот район, Некрасовка, помогает школе, а школа району? 

    С.БУРОБИНА: Мы для района являемся социокультурным центром. Район молодой, район развивающийся. У нас только в следующем году будет открыт большой спортивный комплекс, в настоящий момент ничего этого нет. Поэтому мы являемся таким сосредоточением дополнительных занятий для детей и взрослых. Чем район помогает школе? Здесь можно сказать так философски. Что самое главное в школе? Сердце школы какое? Это дети. Вот благодаря этому району мы живём и работаем с невероятно огромным сердцем. 

    А.СОЛОВЬЁВА: А что касается всяких дополнительных занятий… я так поняла, хореография это же не основное, это как раз допы? Это родители, которые хотят своих детей… 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Направить в русло хореографии. 

    С.БУРОБИНА: Либо заниматься дополнительно спортом, потому что это физическая нагрузка. Основные занятия это уроки и внеурочная деятельность. А дополнительные занятия это кружки, либо предметные, либо по интересам. У детей интересы все разные. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Вы ещё сказали, что у вас какая-то совершенно потрясающая библиотека? Супероснащённая. 

    С.БУРОБИНА: Да. У нас большая библиотека с большим книгохранилищем. В этой библиотеке мы проводим встречи, читательские клубы, литературные вечера. В этой библиотеке есть большой такой блок, это медиатека, где стоит компьютерная техника, и дети таким образом изучают литературу. Есть маленький зал, оборудован таким образом, что там лежат пуфы на полу и проецируется на белую стену кино, рассказ, ещё что-то. Она никогда не бывает пустая, она всегда наполнена детьми. Если у детей группа продлённого дня, они точно так же могут туда прийти, поиграть, почитать книжки. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Такое тусовочное место, да? 

    С.БУРОБИНА: Можно и так сказать. Вся школа целиком тусовочное место.  

    А.СОЛОВЬЁВА: «Получается, что у уроков разное время, значит, звонков нет. А как же пошуметь на перемене?» — спрашивает наша слушательница Елена. 

    С.БУРОБИНА: На перемене нужно обязательно пошуметь, потому что у детей должна быть двигательная активность, особенно у детей начальной школе. Точно так же звонков нет, но есть чёткий режим у учителя, который контролирует эту историю. Дети, которые постарше, они уже сами понимают… 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Звонок для учителя, как обычно говорят. 

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть никаких сигналов вообще нет? 

    С.БУРОБИНА: Звонков нет. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Дети уже знают, что в 08:10 у меня урок… 

    С.БУРОБИНА: Конечно. И приходят к этому времени. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А если опаздывают? 

    С.БУРОБИНА: Ничего страшного. Опоздал, постучался, зашёл. Нет проблем. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Ещё хочется узнать про медицинский кабинет. Анна спросила, когда ребята бегают, наверняка бывает, кто-то столкнулся, либо температура поднялась, что-то такое произошло в школе. Как у вас происходит процесс приёма в медицинском кабинете, как всё оборудовано? 

    С.БУРОБИНА: Мы работаем по договору с поликлиникой нашей территориальной. У нас работают медики, которые относятся к этой поликлинике. Это не мои работники, а работники поликлиники. У нас два медицинских кабинета, у нас всегда находятся три медицинские сестры и один педиатр. Всегда, постоянно, весь учебный день они находятся в школе. Дети могут прийти самостоятельно либо провожает дежурный администратор, либо дежурный учитель. Если это какая-то травма или что-то случилось или требуется экстренная помощь, то это, конечно, вызов скорой медицинской помощи. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Станислава Сергеевна, я хочу просто абстрагироваться от этой темы. Меня заинтересовало, вы же потомственный учитель, и папа у вас был директором школы. Как вы считаете, сильно отличается сейчас ваша работа от работы вашего отца? В нынешних условиях, в это время, в 2022 году? 

    С.БУРОБИНА: Если говорить глобально, то нет, это работа с людьми. И прежде всего то работа с детьми. Если говорить про те задачи, которые мы решаем, конечно же, они с течением времени поменялись. В 90-е годы были одни задача и люди преследовали одни цели. И даже был закон об образовании другой. Сейчас это другие задачи, которые мы решаем. Конечно, это разные ресурсы. Это разные дети. Сейчас дети это всё-таки цифровое поколение. Это дети, которые умеют, в отличие от меня, когда я училась, они умеют делать триста дел одновременно, ещё находясь при этом в социальных сетях, слушая учителя. В глобальном смысле, нет, это работа с людьми. Самое главное в этой работе — подходить к решению любой проблемы и задачи с точки зрения простого человеческого и абсолютно честного подхода. Честен с человеком, с ребёнком и самим собой — всё будет хорошо. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Чем вас в последний раз рассмешили ваши ребята? Может быть, какие-то забавные случаи были в вашей практике? 

    А.СОЛОВЬЁВА: А капустники? Капустники вы проводите? 

    С.БУРОБИНА: Сейчас по-другому все эти истории называются. Конечно, проводим и концерты, и различные выступления, и конференции. И проектные конференции, когда дети свои проекты самостоятельно презентуют, учатся искусству самопрезентации. Смеяться можно много и часто, наверное, каждый день. Но давайте я лучше расскажу такую трогательную историю, которая меня тронула до глубины души. 

    У нас есть один из театров, о которых я уже говорила раньше, там маленькие дети, они сейчас учатся в третьем классе. Вот они пришли ко мне как к школе после 1 сентября поздравить с наступившим новымучебным годом. Всё это было с частушками, в русском народном стиле, с прибаутками. И подарили нашей школе с пожеланиями добра, мира, счастья и здоровья куклу, которую они сделали своими руками. Я никогда не знала, что есть такие куклы, которые называются крупенички. Это кукла, которая наполнена крупой, по старым русским традициям, и она сделана… детские руки её сделали, которые очень старались. Я была тронута до глубины души, честно вас скажу. Эта крупеничка живёт теперь у меня в кабинете.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Мы, кстати, тоже не знали. Марин, ты знала? 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: У меня был такой предмет, назывался русская народная культура. И на этом предмете… мне лет десять, наверное, тогда было, и мы как раз делали похожие куклы, вышивали им одежду. И мы изучали различные русские народные обряды, обычаи, и даже ткали. Такой у нас предмет был. Понятно, что это не во всех школах было. Но кукол мы тоже делали. И ещё какие-то поделки из глины. Нас приучали работать руками. Уроки труда своего рода. 

    С.БУРОБИНА: Вот крупеничкой я была тронута до глубины души. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Это дети вместе с родителями так скреативили? 

    С.БУРОБИНА: Вместе с руководителем театра.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А часто вас ученики и родители благодарят? Что они вам говорят? 

    С.БУРОБИНА: Говорят, что рады тому, что учатся в этой школе. Здесь нельзя говорить о том, что благодарят всегда. Чаще всего, конечно, ко мне в кабинет приходят с проблемой, с вопросом, который я должна решить. Но и благодарные родители тоже, конечно, есть. Которые не могут сдержать восторг по той или иной причине, они об этом говорят. Но так устроен человек, что когда всё хорошо, он об этом не говорит. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Хочется, чтобы чаще хвалили и как-то поддерживали и помогали. 

    С.БУРОБИНА: Нас поддерживают. Мы очень дружим с нашими родителями, у нас замечательные родители. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: У нас в гостях была директор одной из самых больших московских школ в Некрасовке — школы № 2048 Станислава Сергеевна Буробина. Станислава Сергеевна, большое вам спасибо. Успехов и развития. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо. 

    С.БУРОБИНА: Спасибо. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: В студии была Анна Соловьёва. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Марина Александрова. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Далее новости на «Говорит Москва».  

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено