• Директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин в программе «Выход в город» на радиостанции «Говорит Москва». Выпуск от 18 ноября 2022 года.

    150-летие Государственного Исторического музея

    13:00 Ноя. 18, 2022

    150-летие Государственного Исторического музея

    В гостях

    Алексей Левыкин

    Директор Государственного Исторического музея

    М.АЛЕКСАНДРОВА: 13 часов 7 минут в Москве. Всем доброго дня. В студии Анна Соловьёва.

    А.СОЛОВЬЁВА: И Марина Александрова.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: В эфире программа «Выход в город» и подготовлена она при помощи программы мэра Москвы «Мой район». Сегодня у нас не просто выход в город, а выход в музей, в самый центр Москвы. И у нас в гостях директор Государственного Исторического музея Алексей Константинович Левыкин. Алексей Константинович, здравствуйте.

    А.СОЛОВЬЁВА: Добрый день.

    А.ЛЕВЫКИН: Здравствуйте.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Сразу хотим перейти с места в карьер. В этом году Государственный исторический музей отмечает своё 150-летие. Хочется поговорить об идее создания музея, как всё это произошло 150 лет назад?

    А.ЛЕВЫКИН: Начиналось это с идеи создания, проведения политехнической выставки знаменитой московской. Которая была посвящена 200-летию со дня рождения такого выдающегося государственного деятеля нашей страны, как Пётр I. И в Москве, на территории Московского Кремля, на территории Красной площади, на территории районов, которые окружали Московский Кремль, было принято решение создать огромную выставку, которая бы рассказывали и об истории государства, и о тех событиях, которые происходили на территории России в течение длительного времени, в том числе, конечно, показывались современные для того времени достижения. Потому что Пётр всегда представлялся как император-новатор, создавший эту огромную, могучую империю, которая из достаточно сильного государства Московского царства превратилась в настоящую ведущую мировую державу того времени.

    И вот группа общественных деятелей, учёных, которые работали над созданием так называемого крымского либо севастопольского павильона этой выставки, который был посвящён в том числе недавним событиям Крымской войны, они выступили с идеей о создании в Москве особого музея. Музея, который, по их идее, должен был представлять не просто деяния монархов или государственных деятелей, он должен был представлять жизнь народа во всём многообразии её проявлений. И связать те события, которые происходят в России или происходили в России в современности на тот период времени, на 1872 год, с теми событиями, которые происходили в прошлом. То есть они сразу ставили идею создания музея, который представляет историю государства российского и вообще историю цивилизации на просторах Российской империи. Имена их очень хорошо известны, это граф Алексей Уваров, сын того знаменитого Уварова, который создал эту триединую сущность идеологии: самодержавие, народность, православие. Это министр двора Зеленной. Это общественный деятель полковник Шпилевский  . И близкий к ним известный очень историк, человек, который, кстати, в своей деятельности был не только исследователем быта Москвы, быта царского двора, но человек, который был очень тесно связан с музеями, потому что он начинал свою карьеру как историк в государевой Оружейной палате, которая уже существовала как музей, это Егор Забелин, один из ярких таких исторических деятелей эпохи XIX – начала XX века.

    И я хочу обратить ваше внимание на то, что мы всегда говорим: от Политической выставки пошла история двух национальных музейных собраний, которые находятся в Москве — это Политехнический музей и Исторический музей. Но всё-таки Политехническая выставка открылась летом, а вот эта инициативная группа свою деятельность начала чуть-чуть пораньше, и она уже, я так думаю, первые обращения к государю императору об идее создания такого музея начались ещё с 1871 года. Причём у них был очень сильный проводник. У них был человек, который, наверное, разделял их взгляды, разделял их идеи и конечно же, помог в решении этой главной задачи — одобрение со стороны государя императора, которое произошло 9 февраля 1872 года создать такой музей. Это был цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III. Поэтому Государственной Исторический музей первую часть своей истории назывался Российский Императорский музей имени цесаревича Александра Александровича. Он был первый председатель музея. Тогда не было такой должности директора, а более такая яркая должность — председатель музея, главный попечитель. Это был он.

    Мы знаем и правление Александра III, он всегда был склонен и к изучению истории, истории родной страны, и он был склонен к созданию музеев, неслучайно, да. Мы можем назвать ещё один музей, который был создан в период его правления — это Русский музей. Исторический музей, Русский музей, Политехнический музей — они создаются в этот момент в Москве. Конечно же, после этого, это было просто принятие решения, в дальнейшем последовали очень важные шаги выбора проекта музея, места его расположения. И музея для своих посетителей, первая часть его коллекции была открыта тоже в очень знаковый период для нашей страны, он был открыт в дни коронационных торжеств императора Александра III, это была весна 1883 года.

    Кстати, очень огромную роль в создании Исторического музея сыграла Москва. И общество московское. Потому что неоднократно рассматривалось то место, где он должен был находиться. Многие даже не знают, что первоначально архитектор Шервуд, который создавал эскиз здания, он предполагал несколько другое место. Это место примерно там, где находится сейчас мавзолей. И мы в своём собрании имеем эскизные решения, которые отображают здание Исторического музея именно в этой точке. Но Московская городская дума, общество московское, которая для себя уже приобрела участок тоже очень знаковый, потому что там находился и земский приказ, там находился аптекарский приказ, там находилось здание Первого Московского университета и Первого государственного университета, который был создан в период Елизаветы Петровны, — знаменитый Московский государственный университет им. Ломоносова, и Московская городская дума принимает решение о передаче этого участка именно под создание Исторического музея. Первый, кто об этом узнал, был цесаревич Александр Александрович, который тут же сообщил об этом своему отцу, императору Александру II.

    А.СОЛОВЬЁВА: Алексей Константинович, какое было понимание того в те годы, что показывать в музее? Вот Исторический музей, какие там должны быть экспонаты?

    А.ЛЕВЫКИН: Сама идея, которая была, прежде всего, этот музей должен был представлять историю. И вы современно правильно говорите, какие должны быть экспонаты, потому что музей начинается с коллекции. И был период, когда коллекция Государственного Исторического музея была не столь велика, как сейчас. Это сейчас наша коллекция около 5 миллионов единиц хранения. У нас есть главные инвентарные книги, которые фиксируют предметы под номером один. Это была коллекция, которую в Исторический музей передавал граф Уварова, это были уникальные памятники северокавказской кобанской культуры, и они до сих пор у нас хранятся и представлены в экспозиции Исторического музея. Но вопрос был один — конечно, представлять историю.

    Поэтому если вы придёте в Исторический музей, пройдёте по его залам, вы обратите внимание, особенно это характерно для залов первого этажа, потому что на втором этаже это сделать не успели, каждый зал представляет собой эпоху. То есть в тот период, когда не было современных технологий, мультимедийных, которые должны были бы открывать время для посетителей музея, давать им дополнительный информационный материал, это решалось художественно. И поэтому одни из самых красивейших залов нашего музей, например, зал, где сейчас расположена выставка «Золото — металл богов». И когда вы заходите, вы оказываетесь в интерьерах, правда, конечно, нереальных всё-таки, а в воссозданных интерьерах знаменитой Софии Константинопольской. Либо залы, которые посвящены древнерусским княжествам — Владимиро-Суздальскому, Новгородскому. И это помогало людям, где представлялись экспонаты, понять то время, понять ту красоту, ту культуру, и таким образом понимать ту жизнь, которую проходила наша страна на протяжении того времени. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Алексей Константинович, у меня такой возник вопрос. Я просто вспомнила своё детство, меня принимали в пионеры в Музее Ленина. А Музей Ленина это же ведь часть Исторического музея?

    А.ЛЕВЫКИН: Сейчас это часть Исторического музея.

    А.СОЛОВЬЁВА: А что сейчас там?

    А.ЛЕВЫКИН: Сейчас это часть музея. Причём она намного многообразнее… кстати, моя карьера в музее начиналась с Центрального музея Ленина. Во-первых, там расположен наш выставочный комплекс основной, это площадка, которая где-то примерно 1200 кв. метров. Это даёт нам возможность решать любые выставочные проекты. Во-вторых, во внутреннем дворе этого музея в 2012 году нами был создан Музей войны 1812 года, это один из самых современных музеев, который расположен в Москве, с очень интересной экспозицией, с очень хорошей насыщенностью мультимедийной, информационной. Так что я вам советую и слушателям вашим посетить его. И в-третьих, у нас находятся там фонды Исторического музея, фонды металла, фонды археологии, фонды дерева и фонды тканей.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Возвращаясь к истории музея, когда музей создавали, к кому был обращён этот музей? Точнее, кого там хотели видеть в качестве посетителей?

    А.ЛЕВЫКИН: Я бы сказал, может быть, вас не удовлетворит этот ответ, но я бы сказал очень общее, потому что наш музей, в отличие от очень многих музеев, есть музеи, в которых главным посетителем является турист, тем более иностранный турист. Исторический музей — это музей для россиян. И когда одного из его создателей и потом руководителей музея Егора Забелина спросили о сути Исторического музея, он сказал, что Исторический музей это не место свободного времяпровождения, это место для развития самопонимания и самоутверждения россиянина. То есть попав туда, человек начинает понимать, что жизнь страны началась не вчера и не позавчера, что этому предшествовали огромное количество цивилизаций и эпох, которые сменяли друг друга и которые оставляли в нас частичку своей памяти, частичку своей культуры. О том, что это история, которой можно гордиться. Можно гордиться не только деяниями выдающихся и крупных государственных деятелей, которые являются для нас примером, но можно гордиться деяниями простого народа. Так что именно россиянин, вне зависимости от его социального статуса, вне зависимости от его образовательного уровня, вне зависимости от его возраста, является и являлся всегда тем посетителем, который приходил в Исторический музей. Поэтому наш посетитель многообразен. Мы всегда считали, что его основная масса это школьники, но на самом деле это глубоко не так. Мы думали о том, что он привлекает больше людей старшего возраста, пенсионного, это совсем не так. Сейчас мы видим, что Исторический музей посещают все категории посетителей. В том числе он становится всё более и более интересным даже для иностранцев, которые приезжают в нашу страну. И честно говоря, перед периодом, когда весь мир оказался в условиях пандемии и ограниченным, я могу сказать, что 25% посетителей музея были иностранцы.

    А.СОЛОВЬЁВА: Виртуально?

    А.ЛЕВЫКИН: Нет, реально. Сейчас нам сложно сказать, потому что туристический поток намного снизился. Всё-таки действуют ограничения именно пандемийные. Но накануне, в тот момент, когда мы такую туристическую деятельность международную приостановили, 25% это были иностранные посетители.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это внушительная цифра.

    А.ЛЕВЫКИН: Да.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я ещё вот что хотела спросить. Как менялся музей за все годы своего существования? Октябрьская революция 1917 года, что тогда происходило, как менялась коллекция?

    А.ЛЕВЫКИН: Спасибо вам за вопрос. Я опять ещё раз вернусь к этой знаменитой фразе о том, что Исторический музей это не место свободного времяпровождения, а место для развития самопонимания и самоутверждения россиянина, русского человека. Это особенность музея, что бы ни происходило в стране, какая бы власть ни менялась, он выполнял свою главную функцию — это было место для развития самопонимания, самоутверждения русского, если хотите, на протяжении где-то около ста лет советского человека. Он всегда выполнял эту функцию. Конечно же, были разные эпохи, потому что, наверное, для активных марксистов и большевиков с 1917 до 1934 года этот музей был достаточно консервативен. Может быть, им не нравилось, что он представлял не ту самую историю. Но когда пришло понимание в руководстве страны о роли истории, и когда в 1934 году было принято знаменитое постановление об изучении истории в школе, он опять возвращается к своей главной функции. Когда на Красной площади произнесены были слова о том, что «пусть вас осенит знамя великих побед ваших предков», то тогда там стояли люди, которые это знали. И в этом тоже была заслуга Исторического музея.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А может ли история быть объективной?

    А.ЛЕВЫКИН: История всегда объективна. По одной маленькой причине — потому что событие, которое произошло, оно объективно, оно закончилось, и вы никогда не сможете его изменить. Оно произошло. Необъективной бывает его оценка. И в этом есть своеобразие исторической науки. Потому что оно объективно по сути, всё уже произошло. Санкт-Петербург возник в 1703 году, Москва — столица нашей родины. Все эти события, они происходили. Оценки бывают субъективные. Но если исследователь хочет быть по-настоящему историком, он стремится к объективности.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Виталий Фили нам пишет, наш слушатель в Telergam: «Спасибо Историческому музею за счастливое детство, с удовольствием ходил в детские кружки музея примерно с 2006 по 2012 год. До сих пор с теплотой помню всех руководителей этих кружков: археолога Шполянского Сергея Владимировича и нумизмата Шерякова Игоря Владимировича. Надеюсь, практика кружков в музее продолжается».

    А.ЛЕВЫКИН: Продолжается. И в них так же сложно попасть, как это было. Очередь, запись проходит очень быстро.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А эти кружки для детей? Или для взрослых тоже существуют?

    А.ЛЕВЫКИН: Мы в какой-то степени обращены именно к детской аудитории в кружках. Может быть, это занятия для детей, но дети проходят там очень большую школу, начиная фактически с первого класса и заканчивая выпускниками школы. И мы с гордостью можем сказать, что, наверное, если не 50%, то очень существенный процент выпускников кафедры исторического факультета археологии это члены археологического кружка Исторического музея.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Вашего кружка. Это приятно.

    А.ЛЕВЫКИН: Во всяком случае, у нас в составе нашего одного из самых таких традиционных отделов — отдела археологии и хранения, наверное, практически большинство сотрудников, кто работает, все они проходили сначала через кружок, потом через…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А с какого возраста к вам можно присоединиться?

    А.ЛЕВЫКИН: Там у нас разные возраста. Сейчас мы начинаем работать и с первым классом. И даже до школы, с дошкольниками. Мы начинаем работать буквально с первого класса и дальше.

    А.СОЛОВЬЁВА: Давайте поговорим о хранилищах ваших. Это проблема? До сих пор? 

    А.ЛЕВЫКИН: Очень большая проблема. Всегда была проблема.

    А.СОЛОВЬЁВА: Потому что просто не хватает места, чтобы хранить все экспонаты.

    А.ЛЕВЫКИН: Я вам уже сказал, наша коллекция — это около 5 млн экспонатов.

    А.СОЛОВЬЁВА: И насколько я понимаю, у вас сейчас строится депозитарий… 

    А.ЛЕВЫКИН: К сожалению, это проект остановлен. Потому что предполагалось в Коммунарке построить хранилище для Третьяковской галереи, для Русизо, для музея Победы и Исторического музея, хотя там мы полностью не решали многих проблем, но всё-таки для нас это была хорошая поддержка. Так что сейчас мы опять переходим на новую стадию.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И насколько я знаю, в постоянной экспозиции в здании на Красной площади вмещается только полпроцента от общей коллекции.

    А.ЛЕВЫКИН: Да. 0,7%.

    А.СОЛОВЬЁВА: А где всё остальное хранится?

    А.ЛЕВЫКИН: В фондах. Во-первых, мы должны привыкнуть, у нас постоянно звучат слова о том, что музеи, они как скупые рыцари, сидят над огромными сокровищами… это глубоко не так. Потому что, как правило… есть, конечно, музеи, где вся коллекция представлена на экспозициях. Я вам могу, например, назвать музей Национальная галерея Лондона. Там четыре тысячи экспонатов, практически все они находятся… Но Исторический музей особый. Он формирует свою коллекцию на протяжении очень… то есть он должен представлять историю на протяжении очень большого количества времени. С другой стороны, ни один музей не может показать всё, что он хранит, в одном месте. Это было бы непонятно и тяжело. Сейчас вам не хватит ни одного дня, ни недели, ни месяца для того, чтобы пройти внимательно по всей экспозиции Исторического музея. У нас немножко другой путь. Мы сейчас активно занимаемся цифровизацией, мы активно занимаемся созданием банка графических изображений. Если вы сейчас выйдите, например, на сайт Исторического музея, вы сможете ознакомиться с коллекцией где-то примерно около 1 млн 700 тысяч экспонатов. Вам понадобится очень много времени для того, чтобы пролистать это всё.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А вы ещё работали в Оружейной палате долгое время. И мне интересно узнать, как вы считаете, есть ли какая-то энергетика у экспонатов, например, когда вы держите какой-нибудь меч-кладенец в руках, что вы испытываете?

    А.ЛЕВЫКИН: Конечно. Я вам так скажу. Естественно, ведь что такое музейный экспонат? Очень часто для многих музеев принято считать, что это произведения искусства, произведения культуры. Для исторического музея это может быть просто предмет, который был когда-то бытовым, предмет оружия, предмет доспеха, предмет посуды. Что бы я хотел сказать. Это источник, это очень хороший источник, который даёт нам возможность оценить и технологический, и культурный уровень тех людей, которые им пользовались, которые его изготовляли. И конечно же, как каждый предмет нашего обихода, он очень хорошо характеризует человека, того или иного. Я был хранителем оружия, и я очень хорошо видел, когда брал, как вы правильно говорите, ну, меч-кладенец я не брал, но другие предметы, и я мог оценить, насколько человек, который владел этим предметом, насколько был искусный фехтовальщик, например, потому что его оружие несло следы, причём достаточно искусного фехтования. Так что вы правы, действительно, энергетика есть у каждого предмета.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Какую-то гордость наверняка испытывали, да?

    А.ЛЕВЫКИН: Конечно. Потому что когда ты берёшь… мне посчастливилось брать в руки очень многие яркие предметы, причём не только из музейных собраний нашей страны, но и из зарубежных собраний. Музейщики это такая корпорация, достаточно уважающая друг друга и тесная.   

    М.АЛЕКСАНДРОВА: О выставках в Государственном Историческом музее мы поговорим сразу после выпуска новостей. У нас в гостях Алексей Константинович Левыкин, директор Государственного Исторического музея.

    Анна Соловьёва.

    А.СОЛОВЬЁВА: Марина Александрова.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Далее новости на «Говорит Москва».

     

    НОВОСТИ

     

    М.АЛЕКСАНДРОВА: 13 часов 36 минут в Москве. Всем доброго дня. В студии Анна Соловьёва.

    А.СОЛОВЬЁВА: И Марина Александрова.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: В эфире программа «Выход в город». Подготовлена она совместно с программой мэра Москвы «Мой район». У нас в гостях директор Государственного Исторического музея Алексей Константинович Левыкин. Алексей Константинович, здравствуйте.

    А.ЛЕВЫКИН: Здравствуйте ещё раз.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Я хотела напомнить нашим слушателям, что помимо самого здания Исторического музея, в музейное объединение входят ещё и храм Василия Блаженного, Музей Отечественной войны 1812 года и Палаты Романовых.

    А.СОЛОВЬЁВА: И  это ещё не всё, да?

    А.ЛЕВЫКИН: Да. Во-первых, я бы хотел назвать, кстати, мы готовились к открытию очередного выставочного проекта в нашем филиале в Туле, который всё больше и больше пользуется популярностью и у жителей этого региона прекрасного, и у всё возрастающего количества тех туристов, которые в Тулу прибывают. Потому что Тула сейчас меняется на глазах, становится очень привлекательным городом для посещения. Кроме того, мы сейчас работаем на уровне проектирования над созданием ещё двух музеев. Это музей истории российского казачества, который будет расположен в центре Москвы на пересечении Денежного и Малого Лёвшинского переулков, и сейчас идет проектирования создания экспозиционно-выставочного центра нашего музея рядом с Новодевичьем монастырём, где будет очень красивая экспозиция, посвящённая истории монастыря, русской православной культуре, истории Русской православной церкви. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Планы грандиозные.

    А.ЛЕВЫКИН: Мы немножко расширяемся. И кроме того, наш музей находится и в Измайлове. Там находится очень важная такая структура музея — это реставрационные мастерские наши.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А ещё я знаю, что вы планируете создать музейный квартал. В него войдут исторические здания между площадью Революции и Никольской.

    А.ЛЕВЫКИН: Да. Тоже мы продолжаем… кстати, сейчас продолжаются две проектные работы. Первая проектная работа связана с проектом реставрации главного здания Исторического музея, потому что он требует серьёзных реставрационных работ. И сейчас идёт проектирование музейного квартала. Идёт очень сложно, потому что место это очень интересное, но очень сложное. Там целая смесь эпох. Потому что попадая на эту территорию музейного квартала, он находится между Никольской улицей и площадью Революции, вы сразу можете попасть и в эпоху московского средневековья, потому что там располагался Монетный двор московский старый, и видеть прекрасную, например, архитектуру конца XVII века, там же классицизм, там же модерн. В общем, мы постараемся из этого места сделать место отдыха, рекреации, место проведения различных мероприятий нашего музея и просто попытаемся открыть это место для москвичей. Потому что даже старожилы московские, наверное, уже не помнят, как эта площадка выглядела.

    А.СОЛОВЬЁВА: Что касается обмена музейного с зарубежными партнёрами, он вообще сейчас производится?

    А.ЛЕВЫКИН: Нет. Сейчас он пока что приостановлен. Вы знаете, все эти события, которые были, санкции, которые обрушились на нашу страну со стороны «недружественных» стран, и те сложности, наверное, вы слышали, с какой тревогой мы ожидали возвращения наших картин с различных выставок. Так что сейчас это приостановлено. Но это не означает, что приостановлена наша международная деятельность. Потому что мир не только замыкается на Соединённых Штатах Америки и Европе. У нас очень тесные отношения с музеями Китая, у нас хорошие отношения с музеями других стран. Я думаю, что сейчас, когда весь мир уже после пандемии будет возвращаться к каким-то действиям, мы сейчас постоянно контактируем. И я думаю, что в будущем будут происходить и международные выставки у нас и за рубежом.

    А.СОЛОВЬЁВА: Алексей Константинович, а есть такая вероятность, что Гохран откроет и покажет то, что раньше не показывал?

    А.ЛЕВЫКИН: Подождите-подождите. Гохран открыл и показывает с 1967 года потрясающие…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Может быть, что-то осталось?

    А.ЛЕВЫКИН: Дело в том, что… спасибо вам за вопрос, потому что нас с этой организацией, очень уважаемой и важной, и с Алмазным фондом нашей страны связывают очень хорошие и дружеские отношения. Мы провели совместно две выставки и показывал то, что Гохран никогда раньше не показывал. Сейчас у нас выставка, посвящённая Минфину, которая была и на которой тоже были представлены экспонаты, которые раньше из Гохрана не были. Я надеюсь, что в недалёком будущем мы ещё раз произведем проект очередной совместный и представим те экспонаты, которые хранятся в Гохране или которые туда поступают. Так что будем работать с этим.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Давайте ещё поговорим о выставках, которые сейчас у вас проходят. Например, я вижу «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города», «Сны Сибири».

    А.ЛЕВЫКИН: Да, у нас сейчас работают две очень красивые выставки, очень яркие выставки, которые пользуются очень повышенным интересом посетителей. И я вам советую не дожидаться, когда наступят дни завершения их работы. Они очень оригинальные, они очень своеобразные, они очень хорошо дизайнерски выполнены. Это действительно выставка. «Кринолин. Жакет. Свитшот», посвящена истории моды и истории страны. Потому что мы чётко определили рамки хронологические от 1861 года, то событие, которое происходит, кстати, достаточно близко к созданию нашего музея, это отмена крепостного права, когда жизнь россиян меняется резко совершенно. Появляется понятие такой свободной моды, более демократичной, но вместе с тем всё-таки моды уже. И мы попытались проследить, как она развивалась в различных слоях социальных на протяжении от 1861 года до нынешних дней. Там в том числе представлены и работы современных дизайнеров моды наших российских. А выставка «Сны Сибири» очень красивая, она такая же таинственная, она такая же красивая, как сама Сибирь. Потому что Сибирь, там очень часто звучали слова Распутина, который называл Сибирь Вселенной всегда в своих произведениях. Это реально, кто там был, это Вселенная. Она многообразна, она обладает огромной историей, потому что, попадая на эту выставку, люди наконец узнают о том, что это не просто такой безлюдный холодный край. И наиболее яркие древние поселения цивилизации в истории нашей страны, которые уводят нас на много тысячелетий назад, они как раз формировались именно в Сибири.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это ещё не всё. У вас же сейчас юбилейный год, и я читаю: в юбилейный год Исторический музей предлагает посетить 150 увлекательных вечеров в музейном комплексе.

    А.ЛЕВЫКИН: Это вечера, которые связаны и с посещением Государственного Исторического музея, различных экспозиций, различных экскурсий, и как очень давно стало принято в музеях, это сопряжено с определёнными программами лекционными, в том числе и с музыкой, выступлением различных концертных коллективов, которые можно посетить.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть буквально через день можно в течение года ходить в музей, на выставки.

    А.ЛЕВЫКИН: Да. Можно ходить. Следите, внимательно отслеживайте на нашем сайте, достаточно удобном, хорошем, те программы, которые у нас есть, лекционные программы, и посещайте их. Они пользуются повышенным спросом. И как мне очень часто говорят мои знакомые и друзья, которые просят об организации экскурсий, что попасть сейчас в Государственный Исторический музей с организованной экскурсией очень сложно. Нужно сильно заранее стараться. Потому что на самое ближайшее время, тем более на ближайшее время каникул, которые грядут, практически все программы уже раскуплены.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Может быть, тогда аудиогидом можно воспользоваться, если хочется.

    А.ЛЕВЫКИН: Есть аудиогид, можете, да. Но надо всё-таки поспешить и постараться забронировать своё посещение музея.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Я вижу, у вас очень много выставок, о которых мы поговорили. За один день возможно посмотреть, например, историю кринолина и «Сны Сибири»?

    А.ЛЕВЫКИН: Можно. Выставку, посвящённую моде, и «Сны Сибири» можно посмотреть, потому что они находятся рядом друг с другом, занимают одно и второе крыло выставочного комплекса. Но мы прекрасно знаем, практически невозможно физически, если вы хотите нормально провести время, ознакомиться с экспозицией главного здания или музея 1812 года или пойти, например, на Покровский собор, это реально тяжело. Всё-таки Исторический музей —музей не однодневного посещения.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Лучше разнести на несколько дней, да?

    А.ЛЕВЫКИН: Кстати, последнее время я думаю о том, чтобы ввести практику билета…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Абонемент какой-нибудь. Это отличная идея.

    А.ЛЕВЫКИН: На несколько посещений.

    А.СОЛОВЬЁВА: Интересно. За какой-то период ты можешь посетить несколько выставок.

    А.ЛЕВЫКИН: Это удобно, человек может планировать. Хотя сейчас тоже с точки зрения тех возможностей технических, которые существуют, тоже, если ты готовишься посетить, ты можешь, используя онлайн-покупки билетов, можешь заказать и экскурсию, и посещение, как-то планировать.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Возвращаясь к фонду музея. Помогают ли какие-то, может быть, благотворители, потомки русской эмиграции первой волны?

    А.ЛЕВЫКИН: Для музея это очень важный вопрос. Дело в том, что огромную роль в создании Исторического музея сыграли его донаторы. Мы совершенно недавно мы говорили о знаменитой коллекции Щукина, связанной с живописью. Но мало кто знает, что вот эту мощную коллекцию Исторического музея создал его брат, Пётр Иванович Щукин. Который обладал огромный музеем древностей, который находился в районе нынешнего Белорусского вокзала, в Грузинах. Там до сих пор осталось это прекрасное здание, там находится музей Тимирязевский, знаменитый тоже и очень интересный московский музей. Коллекция его тогда превосходила в несколько десятков раз коллекцию Исторического музея. Это были дары и других московских купцов — Морозовых, Бахрушиных знаменитых. Они сыграли выдающуюся роль. И сейчас наши партнёры, с которыми мы работаем, фонды ЛУКОЙЛа, фонды «Северстали», фонды нашего генерального спонсора — Промсвязьбанка, они нам помогают для пополнения нашей коллекции. А во то, что вы сказали, эмиграция первой волны, ну, там все эмигранты второго поколения уже, как известно. Тот интерес, который был, например, в 90-х годах – начале нулевых, он уже там остановился. Для нас очень важно, я имел возможность посетить в Париже прекрасный музея лейб-гвардии казачьего полка, но к сожалению, я думаю, что его участь печальна. Либо вещи там находятся в очень тяжёлом состоянии, потом, конечно, есть большая опасность, что он будет распродан. А те памятники, которые хранятся, они прежде всего интересны нам, россиянам. Потому что это часть нашей истории, дореволюционная и в том числе революционная.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Наш слушатель Адам спрашивает: занимаются ли учёные поисками библиотеки Ивана Грозного? Или точка поставлена?

    А.ЛЕВЫКИН: Так как я работаю в Историческом музее, а свою активную музейную жизнь я провёл, в том числе, и в Оружейной палате, и считаю, что библиотека Ивана Грозного давно найдена. И если кто-то её хочет посмотреть, тех сокровищ, которые удивляли иностранцев, которые посещали нашу страну в XVI – XVII веках, я советую сходить ему в Государственную Оружейную палату. И всё там увидеть.

    А.СОЛОВЬЁВА: Алексей Константинович, вы потомственный директор Исторического музея, у вас же отец тоже возглавлял этот же музей?

    А.ЛЕВЫКИН: Да, мой отец возглавлял этот музей.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И ваша дочь тоже музейщик?

    А.ЛЕВЫКИН: И моя дочь, да, тоже работает, она реставратор.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Что отличает потомственного музейщика?

    А.ЛЕВЫКИН: Я не знаю. Наверное, понимание того, где ты работаешь. Правда, мы по-разному становились. Для отца моего предложение стать директором Исторического музея было неожиданным, он его принял. Это произошло в 1976 году, а он к этому времени был преподавателем исторического факультета Московского университета, классический историк. И для него это было неожиданно. Для меня тоже в какой-то мере был случай, я мог и не работать в музее. Но к счастью, меня судьба привела в музей, и я прошёл весь путь музейщика, потому что я начинал работать в Центральном музее Ленина экскурсоводом, лектором. А прошёл все этапы — и хранителя, и заведующего сектором, и отделом Оружейной палаты, и научным руководителем. А дочь моя уже выбирала чётко. На последнем курсе исторического факультета обозначила, что она хочет стать реставратором.

    А.СОЛОВЬЁВА: А реставратором чего?

    А.ЛЕВЫКИН: У неё такой достаточно широкий профиль. Потому что она работала и в реставрации ткани, что является признаком достаточно высокой категории. Она работала со стеклом. А сейчас она руководит мастерской металла. Вроде не очень женская профессия, но… она работает и с ювелирными изделиями, и с металлом.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А такая любовь и у вас, и у вашей дочери, потому что вы насмотрелись на своего отца, впитывали его знания, смотрели, что вот он… он вас как-то направлял или вы сами направлялись?

    А.ЛЕВЫКИН: Наверное, да. Отец, конечно же… что значит, направлял или нет, он оказывал всегда очень большое влияние. Но я хочу сказать, что, например, мой родной брат совсем не историк, он физик.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И физики, и лирики буквально.

    А.ЛЕВЫКИН: Так что здесь выбор может быть достаточно широкий. Наверное, да. И супруга моя заканчивала исторический факультет. Наверное, мы как-то влияли на дочь в этом отношении.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Если вы оба историки, конечно, дочери…

    А.СОЛОВЬЁВА: Деваться уже просто некуда.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Возвращаясь к истории музея, известно, что архитектор Ле Корбюзье предлагал убрать здание с Красной площади, так как считал, что оно нарушает архитектурный ансамбль.

    А.ЛЕВЫКИН: Да. Хороший вопрос задали. Потому что, как правило, считают, что виновниками слома многих исторических памятников являются власть предержащие. На самом деле, очень часто люди, которые вроде бы высокой культуры, архитекторы, они считают, что это соответствует или не соответствует данному месту. Но я вас немножко, наверное, разочарую, потому что реальных, документированных фактов, что Исторический музей либо такой очень часто легендарный вариант, как собор Василия Блаженного, Покровский, Покрова что на Рву, всё-таки документальных моментов о том, что было желание их убрать, мы не находим.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это легенда скорее?

    А.ЛЕВЫКИН: В большей степени. Хотя, может быть, есть какие-то устные моменты. Но документальных подтверждений, что кто-то хотел… вообще, для архитектора это странно, потому что Исторический музей, конечно же, Кремль определял, но именно строительство Исторического музея дало это движение, вектор создания этого пространства Красной площади, потому что за его созданием тут же последовали новые Гостиные ряды, что мы знаем, ГУМ. И вместе с Покровским собором они образовали одно из самых красивых мест Москвы.

    А.СОЛОВЬЁВА: Кстати, я с трудом представляю, чтобы Исторический музей располагался на месте мавзолея, то есть вдоль Кремлёвской стены.

    А.ЛЕВЫКИН: Я боюсь, что если бы он там оказался, то тут бы он находился под очень сильной угрозой, потому что тогда бы у тех же самых архитекторов возникало бы постоянно желание его убрать, чтобы почистить этот вид Кремля. Но факты есть факты, приходите, мы покажем вам эскизы.

    А.СОЛОВЬЁВА: Мы придём обязательно.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Завтра уже, мне кажется, отправимся.

    А.ЛЕВЫКИН: Более того, вот тут определённый подарок под названием Красная площадь, вы можете его открыть и посмотреть, как на самом деле всё это есть.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Ой, очень интересно. А вы как директор Государственного Исторического музея сами часто ходите в другие музеи? Может быть, когда путешествуете, у вас есть какой-то план определённый?

    А.ЛЕВЫКИН: Вы же понимаете, есть моя работа, в том числе включает в себя те командировки, которые идут в зарубежные музеи и в музеи нашей страны. Мы обязательно посещаем музеи, смотрим экспозиции, обмениваемся опытом. Это очень важно. Причём это на каждой стадии есть. Корпорация музейная достаточно очень такая… это очень хорошее сообщество. И я даже будучи хранителем, встречался с таким моментом, что, например, если ты просто хранитель, если ты оказался где-то в музейном собрании, тебя обязательно встретят, с тобой обязательно поговорят, потому что это тоже включает в себя определённый профессиональный обмен. Тебе обязательно покажут коллекцию, чтобы ты высказал своё мнение, потому что это помогает в атрибуции очень многих предметов. Такие контакты у нас постоянно. У нас потрясающий Союз музеев России, который возглавляет Михаил Борисович Пиотровский. Совсем недавно у нас было общее собрание в Санкт-Петербурге, там присутствовали практически все руководители музеев не только федеральных, но и региональных. Совсем недавно я был в прекрасном музее Росфото, и в Эрмитаже. Видел потрясающей красоты выставку, сейчас новое пространство выставочное, называется «Кабель порт», там потрясающая выставка, посвящённая Балабанову.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да-да, слышала про неё. Но ещё не посетила.

    А.ЛЕВЫКИН: Тем более мне было интересно, потому что автором этой выставки была Агния Стерлигова, мы с ней очень тесно сотрудничаем в выставочных проектах.

    А.СОЛОВЬЁВА: Алексей Константинович, а как сейчас вообще меняется концепция музеев во всем мире? Она же меняется.

    А.ЛЕВЫКИН: Всё течёт, всё изменяется. Приходят новые технологии, приходят новые возможности. Да, наверное… ведь музей никогда не был просто местом, где хранятся музейные экспонаты. Люди очень часто ошибаются. Это только часть деятельности музея. Потому что настоящим музеем может называться институция, которая, во-первых, хранит экспонаты, имеет коллекции, показывает их. Хранить и показывать невозможно без изучения, то есть ведёт научную работу. И в конце концов она даёт музею дальнейшую жизнь, продолжает комплектование музейного собрания. Особенно для нашего музея это очень важно, мы же должны передать в руки тех людей, которые будут работать в нём, в том числе и свидетельства нашей с вами истории.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Сейчас просто говорят о том, что музей превращается в своеобразный хаб, музей-фабрику, который становится местом встречи, социальным пространством, потому что сейчас лекторий, образовательные программы, кино показывают, кафе, магазины.

    А.ЛЕВЫКИН: Я вам скажу так. Если сейчас брать классическое построение музея, если, например, создавать новое музейное пространство, то 60% от того пространства, которое будет создано, это будет зона приёма посетителя. Не фонды и не экспозиция, а зона приёма, которая даст возможность человеку и посетить музей, и отдохнуть, и сходить в библиотеку, ознакомиться с какими-то информационными материалами. Музей должен создавать эти условия. Очень часто это сложно сделать, например, у нас в Историческом музее, потому что наше здание историческое. Сейчас мы проектируемся, и те намётки, которые есть, они говорят о том, что наши проектанты создают в том числе возможность для расширения именно этой зоны, зоны посещения.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть музей это уже как образ жизни какой-то.

    А.СОЛОВЬЁВА: Есть же и виртуальная деятельность у музея, есть сайт. У вас прекрасный сайт.

    А.ЛЕВЫКИН: У нас уникальный медиапортал. У нас есть потрясающая, недавно мы открыли, студия, где можно вести программы, где можем обращаться онлайн, создавать свои программы. И я знаю, что это пользуется большой популярностью.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Друзья, все срочно в музей! У нас в гостях был директор Государственного Исторического музея Алексей Константинович Левыкин. Алексей Константинович, большое спасибо, было интересно.

    А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо вам.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: В студии была Анна Соловьёва.

    А.СОЛОВЬЁВА: Марина Александрова.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Далее новости на «Говорит Москва».

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено