• нейрофизиолог, ведущий научный сотрудник Института скорой помощи им. Склифосовского и заведующий кафедрой медицинских технологий Пироговского университета Михаил Синкин в программе «Врачи и пациенты» от 08.02.2025

    Мозг и его возможности

    18:00 Фев. 8, 2025

    Мозг и его возможности

    В гостях

    Михаил Синкин

    клинический нейрофизиолог, ведущий научный сотрудник института скорой помощи им. Склифосовского и заведующей кафедрой медицинский технологий Пироговского университета

     Н.ТРОИЦКАЯ: Это программа «Врачи и пациенты». В студии Наталия Троицкая. Здравствуйте.

    Сегодня мы поговорим об уникальном органическом компьютере, хочу так сказать, возможности которого даже ещё не совсем изучены. Говорят, изучен только на десятую или двадцатую часть. Тема эфира — мозг и его возможности.

    Об этом будем говорить с нашим гостем: врач функциональной диагностики, клинический нейрофизиолог, ведущий научный сотрудник Института скорой помощи имени Склифосовского, заведующий кафедрой медицинских технологий Пироговского университета Михаил Владимирович Синкин. Здравствуйте.

    М.СИНКИН: Добрый день.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Михаил Владимирович, давайте начнём вообще с мозга. Расскажите о нём. Что он из себя представляет вообще? Видео вы мне показывали, операцию на мозге, я уже вижу, но слушатели не понимают.

    М.СИНКИН: Хорошо. Это вопрос и сложный и простой одновременно. С одной стороны, мозг — это важнейший орган человека. Это тот орган, который интегрирует в себя всю человеческую сущность. Известно, что без мозга человек существовать не может. Например, все знают про успехи трансплантологии, можно пересадить сердце, можно пересадить лёгкие даже, много чего, но нельзя пересадить мозг. Почему? Потому что в мозге сосредоточена человеческая жизнь, человеческая сущность.

    Если говорить обычным языком, это орган центральной нервной системы, который расположен внутри черепной коробки, и он управляет жизнедеятельностью всего нашего организма.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Как он вообще развивается, если человек только-только родился, малыш? У него он такой же большой или ещё маленький? Мне просто интересно, в черепной коробке что происходит? Я просто знаю, на какой-то день, через неделю точно, УЗИ головного мозга делают ребёнку, когда он наблюдается уже в поликлинике и так далее. Что он из себя вообще представляет? Он вообще в течение жизни растёт?

    М.СИНКИН: Головной мозг растёт вместе с ребёнком до определённого возраста. Он начинает развиваться ещё внутриутробно и к моменту рождения он уже может управлять человеком настолько, то есть он настолько сложно к этому моменту уже устроен, что может управлять дыханием, сердцебиением и какими-то базовыми движениями. Когда ребёнок рождается, все знают, что он не может ходить, ничего особо делать не может, и в процессе развития, как раз в процессе роста мозг и увеличивает свою массу, и появляются новые функции. То есть растёт не только количество клеток, но и растёт количество связей между этими клетками. Таким образом, мозг начинает всё более и более правильно функционировать. Наверное, к взрослому возрасту, да, уже можно сказать, что он полностью сформировался.

    Хотя, думая о том, что дальше, в какой момент он прекращает развиваться, это вопрос, наверное, дискутабельный. Потому что где-то до 20-30 лет мозг ещё развивается, и чем старше человек становится, тем сложнее ему развиваться.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Давайте тогда про строение мозга поговорим. Какие части мозга и за что они отвечают? Вы сейчас говорили, за речь отвечает, за двигательную активность, ещё за что-то. Это же много всего. Мозг вообще изученная структура до конца? Я просто читала разные исследования, возможности мозга, вообще мы какую-то маленькую часть используем, а мы же и летать, наверное, можем, если вдруг когда-то об этом мечтает человек, может мысли читать и всё остальное.

    М.СИНКИН: На самом деле о том, что мы используем только малую часть мозга человека, это, конечно, миф.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Спасибо, конечно, ну ладно.

    М.СИНКИН: Да. Конечно, даже сидя с вами в студии, и у вас, и у меня мозг работает на полную, все участки мозга работают. Но если делить более грубо, если мы берём в анатомических частях, то в мозге выделяют ствол мозга, это такие древние структуры, которые отвечают за дыхание, управление сердцебиением, различные вегетативные центральные функции организма, глотание, такие общие функции мозга, и кору больших полушарий, в которой сосредоточены функции мозга. Функции — это как раз те функции организма, например, зрение, слух, обоняние, формирование мыслей, формирование движений, которые рассредоточены в мозге. Считается, что каждый участок мозга относительно специфичен для выполнения этих функций. Но при этом, если несколько десятков лет назад считалось, что это очень строгое такое явление, кроме того, что каждый участок мозга отвечает за какую-то функцию, кроме этого, есть ещё и связь между разными участками мозга и без них мозг тоже не работает. Особенно это касается, наверное, в первую очередь, сознания.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Как интересно. Есть такое серое вещество. Правильно? Его в мозге много. Знаете, что это за поговорка, что не хватает серого вещества? Эта поговорка ещё из школы идёт от учителей некоторым ученикам. Что это такое? Там ещё белое же есть.

    М.СИНКИН: Да, всё правильно, есть и серое, и белое вещество. Насчёт того, что не хватает серого вещества, действительно это похоже на школьный буллинг со стороны учителей. Но на самом деле разделение на серое и белое вещество — это лишь визуальное, это то, что видит патологоанатом.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Спасибо, конечно.

    М.СИНКИН: Да, так и есть, который видит в целом серое вещество — это клетки, тела нейронов, потому что там очень сложные сети нейрональные, разные виды и подвиды этих клеток, а белое вещество — это проводники, которые соединяют разные участки мозга, в том числе соседние извилины, и разные полушария, и разные доли мозга.

    Как раз этому сейчас посвящено очень много исследований. Потому что как раз исследования связей мозга, этим занимается очень много учёных во всём мире, потому что оказалось, что это, наверное, более важный показатель, чем физическое количество серого вещества. То есть важнее, не сколько, больше или меньше серого вещества, а как оно связано между собой, как связаны между собой извилины, как связаны между собой разные доли мозга, разные полушария и так далее.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Как раз вы сказали про вот эту связь, об этом не только учёные всего мира говорят и думают, и какие-то исследования проводят, но даже психологи, логопеды, дефектологи, которые говорят, вам нужно ребёнку… Много же проблем у детей сейчас, может, в связи даже с гаджетами. Эту тему мы обязательно поднимем, как это всё влияет на мозг, на развитие мозга либо тормозит это развитие. То есть у детей есть проблемы с развитием речи и так далее и тому подобное. И об этом постоянно говорят: надо обязательно развивать, налаживать нейронные связи. Слушайте, а до какого возраста, с какого вообще может человек, грубо говоря, после 60 лет вот эти нейронные связи развивать?

    Ещё какой момент. Я общалась с тренером, он говорит: вы знаете, я развиваюсь, даже китайский язык на всякий случай учу, потому что много исследований учёных прочитал, что вообще даже человеческий организм не будет так стареть, будет в прекрасном тонусе, если человек каждый раз какие-то приобретает новые навыки, и мозг чего-то там. Это же ленивая субстанция, кстати, мозг, он чего-то начинает трудиться. Или не ленивый, просто так пинают на него? Если что, всё сбросили на мозг, это он виноват, есть, на кого свалить.

    М.СИНКИН: Изначально, как мы с вами говорили, в мозге сосредоточена суть каждого из нас. Поэтому, если человек ленив, то можно сказать, да, наверное, мозг ленив. Но есть как раз участки мозга, которые отвечают, наверное, это не лень, а за начало каких-то движений.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Заторможенность какая-то существует или это особенность человеческого строения, интеллекта, гены какие-то, может, передаются. Вот есть человек такой, он по жизни флегматичный, все не спеша.

    М.СИНКИН: Это не заторможенность. Это, правильнее сказать, спонтанность и аспонтанность. Потому что, если человек, вот он сидит и вдруг решает, что ему надо чем-то заняться, это же не просто так возникает. Просто какие-то люди сидят и не хотят ничем заниматься, а какие-то люди, у кого развито… В частности, за это отвечает один из участков лобной доли, так называемая премоторная кора, которая находится перед корой, которое отвечает за движение. Как раз этот участок мозга отвечает за ту самую спонтанность, когда человеку нужно, пожалуй, что-то сделать.

    Есть люди, которые более активны, более спонтанные, есть, которые менее активны, но их считают, наверное, более ленивыми. Потому что просто их часть коры, эта премоторная кора, она не так развита, как другие участки. Но мы все разные, у всех разное развитие мозга.

    Возвращаясь к теме об этих связях нейрональных, коннектом, такой термин используется…

    Н.ТРОИЦКАЯ: Что это?

    М.СИНКИН: Коннектом — это как раз термин, который объединяет вот эти нейрональные связи внутри мозга между полушариями и между разными участками мозга.

    Конечно же, он прогрессирует, у нас нейрональные связи всё время образуются. Каждое запоминание какого-либо события — это образование нейрональных связей. Они формируются на какое-то короткое время, но часть из них закрепляется и превращается в долговременную память. Например, вот эта память сконцентрирована в определённых отделах в височных долях, гиппокамп, отличаются левое и правое полушарие, например, по развитию памяти и по концентрации памяти. Это формируется всю жизнь.

    Но надо понимать, что с возрастом скорость формирования этих связей постепенно снижается, как и вообще наш метаболизм, как известно. Потому что, чем человек старше, у него ослабевает гормональный фон, снижается метаболизм, примерно так же уменьшается скорость формирования нейрональных связей. Поэтому человеку выучить новый язык, когда ему, допустим, 10 или 15 лет, значительно проще, чем когда ему 50 лет или 70 лет. В 70 лет ещё сложнее.

    Но есть работы о том, что постоянное формирование связей, то есть постоянное изучение каких-то новых процессов, они, конечно, замедляют вот этот процесс старения мозгового, наверное, если так выразиться.

    Н.ТРОИЦКАЯ: А вообще наша память — это же великолепная вещь, но у кого-то памяти вообще нет, ну практически, бывает, не знаю, как рыбка, что-то сделал и забыл, ни номер телефона не вспомнит, ничего. А у кого-то память идеальная просто, то есть он помнит, что было лет 15 назад, куда он приезжал, с кем он общался и прочее. От чего это зависит? Можно ли как-то с этим не то, чтобы поиграться, научить мозг хорошей памяти? Или то, что дано, то дано, извини, друг.

    М.СИНКИН: Я думаю, что всё-таки это связано действительно со способностью к формированию этих нейрональных связей, которые отличаются от человека к человеку. Если у человека изначально сложности к запоминанию, это не значит, что он глупый и так далее, это значит, что у него вот такая особенность, ему, конечно, сложно это развить. Хотя если тренировать, потому что, опять же, у мозга есть, так называемый термин нейропластичность, если тренировать какую-то функцию, то, конечно, её можно улучшить. Но, так или иначе, я думаю, что все знают, и в профессиональном спорте есть, кто рождён стать чемпионом, и если человек не рождён стать чемпионом, всё равно, сколько бы он ни тренировался, он не сможет им стать. Он добьётся больших успехов, но не станет лучшим, потому что какая-то генетическая предрасположенность, она, так или иначе, есть, и отрицать это бессмысленно.

    То же самое касается и нейрональных связей. Но это, повторюсь, не значит, что надо опускать руки и не пытаться тренироваться. Надо как-то максимально компенсировать и, конечно же, надо загружать мозг какими-то функциональными заданиями для тренировки соответствующих функций, потому что память — это тоже функция мозга, такая же, как зрение, слух, речь.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Кстати, по поводу всяких разных БАДов, каких-то трав, чего-то придумывают. Насчёт упражнений понятно, что они развивают как раз, может быть, какие-то интересные упражнения развивают работу коры головного мозга или вот этих связей. А по поводу, улучшает кору головного мозга, улучшает память, это всё ерунда, получается, какие-то препараты? Я понимаю, есть какие-то лекарственные при каких-то, может быть, заболеваниях или реальных, серьёзных проблемах. Одно дело — какую-то травушку попить, муравушку или витаминку какую-то для мозга. Вообще, действует это всё? Дорогие анализы, как у нас многие врачи говорят.

    М.СИНКИН: Это вопрос очень актуальный. Я думаю, что и радиослушатели всё время слышат по радио рекламу таких чудодейственных веществ. Если мы говорим о разрешённых препаратах, то я не знаю, чтобы какой-либо препарат улучшал память. Потому что, если мы говорим о препаратах с точки зрения медицины, основанной на доказательствах, так называемой доказательной медицины, не просто, если производитель сказал, что я сейчас изобрёл супервещество, вы его выпьете, сразу ваша память улучшится, если говорить с научной точки зрения, таких препаратов нет.

    Можно сказать, что есть психостимуляторы. Психостимуляторы, которые могут действительно на какое-то время улучшить мозговую активность, но большинство этих психостимуляторов, конечно, запрещены. Они относятся к допингу. Я думаю, все знают разработки пятидесяти-, шестидесятилетней давности, в частности, военные разработки, которые были по сути психостимуляторы, чтобы люди могли долго, активно вести какую-то жизнь. Но все психостимуляторы могут на какое-то время улучшить, но потом происходит истощение, потому что мозг должен отдыхать. Если всё время его стимулировать, как загнанную лошадь, если всё время загонять лошадь, она в какой-то момент просто упадёт и умрёт. Поэтому применение этих психостимуляторов — это просто опасно, и не зря они включены в список запрещённых препаратов.

    Хотя, конечно же, формально можно сказать, что такие вещества есть, которые могут на какое-то время, на долгое, короткое, недолгое в любом случае, на какое-то время могут улучшить функционирование мозга. Но я, конечно, категорически не рекомендую их применять, потому что результат будет плачевный.

    Н.ТРОИЦКАЯ: А что вообще любит мозг и что он не любит? Вот по поводу работы, он же у нас круглые сутки работает. Он за всем наблюдает, следит, всё везде организовывает в организме, чтобы всё работало как надо. Понятно, что есть препараты, мы об этом сказали, это нет, ни в коем случае. Но, например, некоторые люди спят по три-четыре часа, ну по пять, вот такой ритм жизни. Это вообще круглогодично, вот эта загнанность, в принципе, для организма. Не знаю, мозг всё равно восстанавливается, всё нормально, я добираю каким-то отдыхом или что-то. Или ещё какие-то абсолютно разные моменты жизненные. Вот что влияет вообще на мозг? Что он любит?

    М.СИНКИН: Я так скажу, у каждого мозг любит что-то своё, и каждый из нас знает, что его мозг любит больше всего.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Поесть, поспать.

    М.СИНКИН: Кому-то поесть, кому-то поспать, кому-то кое-что другое. Это индивидуальные особенности.

    Что касается такого сна, это тоже индивидуальный вопрос. Действительно есть люди, которым достаточно три-четыре часа спать. Я могу им только позавидовать.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Достаточно?

    М.СИНКИН: Да, есть такие люди, которым достаточно три-четыре часа спать, они высыпаются, их работоспособность полностью восстанавливается. Обычно такие люди достигают очень больших высот, потому что в их рабочем графике получается значительно больше времени активной работы, но это, конечно, единицы. И когда мы говорим о семи-восьми часах сна, это, конечно, среднее значение и для большинства это действительно так. Но если вам не хватает восьми часов, а вам надо поспать десять, это не вы плохой, это ваша особенность, значит, надо подстраивать свою жизнь под такой график.

    А если вам повезло и вам достаточно трёх часов, хорошо, ничего в этом сверхстрашного нет. Мозг во сне, конечно же, в определённой степени работает, он действительно следит за состоянием внутренних органов, но и одновременно без сна, без вот этого отдыха, то, что мы считаем отдыхом, конечно, человек существовать не может. Вот это насильственное прекращение сна — это одна из серьёзных…

    Н.ТРОИЦКАЯ: Пыток…

    М.СИНКИН: В том числе и пыток, такое сильнейшее воздействие на человека, которое, в принципе, может привести к гибели, если человеку не давать спать, опять же, по-разному. Так что это тоже важная часть ритма, функционирования человека.

    Н.ТРОИЦКАЯ: А вот женский от мужского мозга отличается чем-то либо нет? Вот мужчины любят говорить: женщины выносят мозг. Почему женщины выносят мозг? Мы на самом деле не выносим. Может быть, как-то мужчина по-другому воспринимает. Всё уже понятно, мы все разные, мужчины разные, женщины, у них вообще гормональная система зашкаливает и всё остальное, и мозг, наверное, по-другому тоже работает. Хотя и у мужчин, наверное, тоже. Вообще разница есть в каких-то процессах?

    М.СИНКИН: Услышать от женщины, что мужчины выносят мозг, я не удивлён. Потому что я слышал, когда мужчины говорят, что женщины выносят мозг.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Да.

    М.СИНКИН: Так что это, в общем-то, обоюдная история совершенно.

    Касаемо мозга, я вернусь к вопросу коннектома. Как раз вот эти нейрональные связи, действительно есть публикации, которые показывают, что есть отличия именно в этих нейрональных связях. Нельзя сказать, что это хорошо или плохо, какой-то мозг лучше или хуже. Это всё сейчас находится, наверное, в состоянии изучения. Конечно, я думаю, что отличие есть, но оно связано не с весом, а скорее именно со строением этих связей, которые можно, в общем-то, отследить, но пока это сейчас является предметом изучения, поскольку мозг, наверное, самый сейчас изучаемый орган в мире, и попытки его изучить продолжаются. Хотя, если смотреть более глобально, на мой взгляд, мы полностью никогда не поймём, как он устроен. Потому что, чтобы понять, как устроена какая-то система, надо быть более сложно устроенным, чем та система, которую ты изучаешь.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Искусственный интеллект поможет, нет, интересно. Он ещё пока слабенький, у него с мозгом, говорят, ещё пока на уровне трёх-пяти лет, хотя он растёт. Или нет?

    М.СИНКИН: Искусственный интеллект — это такая фигура речи, которая очень красиво про него рассказывает. На самом деле то, что у нас называют искусственным интеллектом, это большие языковые модели, обученные на множестве разных фраз, публикаций и так далее. Поэтому эти языковые модели просто повторяют то, что сказали многие люди до них. Интеллекта как такового у этих моделей нет, и кто пытался с их помощью, например, написать какую-нибудь статью и провести поиск какой-то информации, знает, что этот искусственный интеллект так называемый прекрасно галлюцинирует и выдаёт совершенно ненастоящие сведения. Поэтому доверять этому искусственному интеллекту я бы не рекомендовал в отличие от настоящего, человеческого интеллекта.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Вот. Кстати, спорт, ещё что-то может улучшить работу мозга? Потому что многие спортсмены говорят, призывают к этому, без движения не работает нормально мозг. Так это или нет? А некоторые говорят, умы просто великие, что «я лежал очень много часов, десять, пятнадцать, двадцать, мне пришла такая мысль» или «открыл какой-то закон» и прочее, прочее, прочее. Что тут, как? Движение есть жизнь.

    М.СИНКИН: Опять же вопрос индивидуальный. Конечно же, спортсмены, которые всё время занимаются спортом, им кажется, что без спорта их мозг не работает. Человек, который, назовём так, лежит на диване и…

    Н.ТРОИЦКАЯ: Умственные способности развивает.

    М.СИНКИН: Знаете, как это сейчас называется, диванные эксперты. Вот диванный эксперт, лежащий на диване, к нему мысли приходят именно на диване. Поэтому он и говорит, что ему именно диван помогает мыслить.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Но какие-то данные есть? То есть спорт не влияет, получается, на работу мозга?

    М.СИНКИН: Спорт влияет на работу мозга. Если мы говорим, например, о двигательной активности, то, конечно же, он влияет в первую очередь на двигательную активность, на двигательную кору. Конечно, у спортсменов происходит перестройка тех участков мозга, которые отвечают за движение. Это совершенно доказанная история. А, например, у музыкантов, у них же тоже музыкальное движение, сложные движения кистями, вообще, чтобы производить музыку, тоже влияет на мозг, и происходят изменения вот этих функциональных зон мозга, вот этого коннектома. Это всё очень влияет.

    Но сказать, что спорт улучшает, для кого-то улучшает, а для кого-то не улучшает. Спорт — это обязательная вещь, потому что он во многом улучшает сердце, кровоснабжение мозга, в частности, и даёт здоровье.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Отлично.

    Тема эфира — мозг и его возможности. Об этом говорим с нашим гостем. Врач функциональной диагностики, клинический нейрофизиолог, ведущий научный сотрудник Института скорой помощи имени Склифосовского, заведующий кафедрой медицинских технологий Пироговского университета Михаил Владимирович Синкин.

    В первой части эфира обсуждали, вообще из чего мозг состоит, что такое нейронные связи, если правильно я сказала, потому что кто-то говорит, нейронные, кто-то говорит, нейрогенные.

    М.СИНКИН: Нейронные правильно.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Нейронные всё-таки связи.

    М.СИНКИН: Нейрогенные — это другое.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Это о другом. Собственно, узнали, что спорт кровоснабжает мозг, вообще всю сердечнососудистую систему кислородом.

    М.СИНКИН: Если мы говорим о спорте физическом.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Но не больших достижений. Мы говорим про обычный здоровый образ жизни.

    М.СИНКИН: Физкультура. Потому что шахматы — это же тоже спорт.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Кстати, шахматы, это ведь развивает мозг.

    М.СИНКИН: Развивает.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Многие родители считают, что если я ребёнка в семь лет отправлю на шахматы, он у меня будет умницей большой и красавец в этом плане.

    М.СИНКИН: Шахматы развивают мышление. Вот эти самые нейрональные связи, конечно, развивают, наверное, больше, чем бег. Скорее всего. Но опять же каждому своё, у кого какие способности. Нельзя всех подвести под одну линию.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Кстати, очень много было последних исследований. Я сейчас к чему? Во-первых, активно многие мамы развивают ребёнка, чуть ли не с двух лет, с полутора лет таскают на всё, что только можно, даже так скажу, не водят, а таскают. И здесь, и здесь, и здесь, надо развивать мозг ребёнка, быстрее, быстрее, быстрее… Это норма или нет? Потому что получается, что маленький человечек, которому нужно, в принципе, отдыхать, веселиться, познавать жизнь, ковыряться в носу, играть в футбол, он занимается вот этими умственными вещами с утра до вечера. Потому что мама хочет из него вырастить гения срочно. Да, да, нет, нет. Ваше мнение?

    М.СИНКИН: Моё мнение, опять же всё хорошо в меру. Я бы это сравнил с теми же самыми стимуляторами, психостимуляторами. Потому что, если очень сильно стимулировать, то это может привести к большим проблемам. Кто занимается детьми, детские неврологи в частности, они всё время рассказывают о том, что у ребёнка, если его всё время таскать и заставлять что-то делать, у ребёнка начинается так называемые психосоматические проблемы, когда он не может сказать родителям, что «я не хочу туда ходить», и может каким-то другим образом показывать, что он не хочет. Это может проявляться в виде каких-то физических жалоб, частых болезней, головных болей и так далее.

    Поэтому, если ребёнок не хочет, если он отказывается от этого, я не рекомендую это всё-таки насильно делать. Если ребёнку интересно, конечно, если он проявляет интерес, нельзя ему запрещать и говорить: нет, садись на диван и смотри в гаджет. Конечно, это очень хорошо, но совершенно гонять и таким образом усиливать, пытаться развить мозг, который всё равно не разовьётся больше того, что ему заложено природой, как мы уже говорили, это просто невозможно и может, наоборот, только привести к болезни ребёнка и к его плохому самочувствию.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Тогда про гаджеты, Михаил Владимирович. Как раз вы сейчас сказали, гаджеты. Гаджеты круглосуточно, теперь уже дети с нуля, перед коляской у нас планшеты нормально во всех, в поликлинике сидишь, там с двух лет человек с телефоном уже маленький. Было много исследований сейчас, я не знаю, вы про это слышали либо это какой-то, может быть, даже не учёный сказал, и это понеслось, что какие-то даже короткие ролики, которые в соцсетях, они, в общем, портят мозг, по-другому сказать не могу. То есть мозг начинает дисфункции какие-то производить и вообще размягчает даже мозг. Даже об этом.

    Вообще такое возможно или нет? Неужели настолько это всё вредно для мозга? Я понимаю, что есть какое-то определённое время, но мы сейчас в этой системе живём вообще, в принципе, в телефонах, в гаджетах. Там и работа, и жизнь, и учёба, электронные доски, электронные дневники, задания, приложения и прочее. От этого уже не уйдёшь, чего уж тут греха таить. Но тем не менее это что, правда, что это всё деградирует у нас после просмотров круглосуточных или хотя бы два-три часа в день?

    М.СИНКИН: Я думаю, о том, что гаджеты размягчают мозг, это, конечно, большой перебор. Вряд ли гаджеты размягчают мозг как таковой. Но гаджеты помогают нам жить. Сложно даже себе представить, как мир сейчас будет без гаджетов.

    Касаемо использования гаджетов у детей, вопрос сложный. Конечно же, всё зависит от того, как ребёнок его воспринимает. Если у него развилась зависимость, и он не может ничего делать другого, что ему надо успевать в течение дня, то как-то надо ограничивать. Я думаю, все знают, что в гаджетах есть встроенный родительский контроль, ограничение времени и так далее. То есть надо смотреть за ребёнком своим. Но и полностью его лишать гаджетов, говоря о том, что если ты посмотришь какое-то время, посмотришь какие-то видеоролики и от этого ты станешь глупым, так тоже нельзя.

    Я знаю, многие дети в этих гаджетах играют в шахматы и какими-то развивающими играми занимаются. Тоже я думаю, нужен какой-то разумный подход, полностью запрещать — неправильно. Просто надо следить за детьми, насколько гаджет занимает в его жизни, какую часть занимает этот гаджет. И, конечно, проблема, наверное, что вот эти короткие ролики снижают усидчивость и привычку, что, чтобы чего-то добиться, нужно какое-то время посидеть подумать. Это, наверное, большая проблема, то есть мозг привыкает получать очень быструю готовую информацию.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Как фастфуд.

    М.СИНКИН: Как фастфуд, да.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Получается так, чего там долго жевать кусок мяса, если можно закинуть быстренько какой-то бургер.

    М.СИНКИН: Скорее всего, так. Поэтому надо к этому разумно подходить и внимательно следить, чтобы это не превращалось в зависимость от гаджета.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Да, вот это страшно, потому что в каких-то странах, уже это официальный диагноз, который лечат. Это серьёзно, зависимость.

    М.СИНКИН: Да, это так и есть, как и любая другая зависимость. Потому что, конечно, производители контента заинтересованы, чтобы человек — ребёнок, взрослый — был максимально привлечён к экрану, чтобы максимально больше ему показывать в каких-то промежутках рекламу и каким-то образом воздействовать на человека.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Частички микропластика, слышали, наверное, эту новость. Только-только она вышла. Не помню, из какой страны учёный, вот он смотрел, смотрел, может, даже патологоанатом, что много микропластика вообще в головном мозге нашли, частичек. Я не знаю, вообще к этому как относиться? Ну вот есть такая новость, живём так, мы этим питаемся, мы этим дышим, тут уже ничего не сделаешь. Вы не встречали после операций или во время операций частичек микропластика?

    М.СИНКИН: Я думаю, что с микропластиком — это большой миф, и этого вообще не стоит бояться.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Я поняла, это пиар учёных, чего бы такого придумать, чтобы тебя процитировали.

    М.СИНКИН: Да, примерно так. Потому что, насколько я знаю, есть работы, и российские учёные занимаются этим вопросом, история о вреде микропластика крайне преувеличена. Это из той же серии, что мобильные телефоны всё время излучают и вызывают рак мозга. Это тоже такой же миф. Потому что достаточно просто посмотреть на статистику. Если бы микропластик или мобильные телефоны вызывали бы действительно рак мозга, то за последние 15-20 лет, когда это всё вошло в нашу жизнь, был бы взрывной рост этих заболеваний. А взрывного роста этих заболеваний нет, и это точно говорит о том, что это миф и действительно пиар людей, которые хотят на этом подзаработать.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Вот так вот, а мы-то верим. Так что не читайте эти новости, слушайте наших специалистов, которые у нас в эфире говорят правду.

    Может, о заболеваниях поговорим мозга чуть-чуть. А то мне очень, конечно, нравится, но всё-таки человека что-то должно беспокоить в этой жизни. На что обращать внимание? Как понять, что какие-то проблемы с мозгом либо в черепной коробке? Какие симптомы говорят о том, что пора обратиться к врачу? К неврологу, наверное, или к терапевту. Вообще, кто занимается у нас мозгом?

    М.СИНКИН: Если мы говорим об органических заболеваниях мозга, то этим, конечно, занимается невролог. Но, кроме органических, есть так называемые неорганические заболевания, это заболевания, нарушения высшей нервной деятельности. Этим вопросом занимаются психиатры. Сразу хочу сказать, что психиатра бояться не надо.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Да уж мы об этом говорим и говорим, говорим и говорим, ну они же хорошие.

    М.СИНКИН: Да. Я напомню, если вы говорите, я ещё раз скажу, потому что очень много бывает пациентов, жалуются на панические атаки, на приступы паники, на повышенную тревожность и так далее. Этим занимаются как раз психиатры, психотерапевты, и не надо бояться и стесняться к ним ходить.

    Если же мы говорим об органических заболеваниях мозга, в первую очередь это признаки, похожие на признаки… все всё время говорят о признаках инсульта. То есть это возникновение слабости в одной или двух конечностях, это перекосы лица, это появление косоглазия, нарушение глотания, какие-то такие симптомы. Конечно, тогда надо идти к неврологу.

    Есть ещё нарушения памяти. На самом деле нарушениями памяти у нас в стране чаще действительно занимаются неврологи, хотя за рубежом, в западной медицине чаще как раз занимаются, в том числе, психиатры. Это не всегда неврологическая проблема. Конечно же, есть сложности, поскольку мозг отвечает за самоосознание. Наше сознание — это по сути самоосознание. Если у человека развиваются проблемы с мозгом, иногда он сам не понимает, что с ним происходит, потому что именно из-за самой болезни человек не понимает проблемы, что с ним вообще происходит. И только его близкие, только родственники могут сказать о том, что что-то с ним не так. Если вам родственники говорят, что с вами что-то не так в плане мозга, вы сразу не сопротивляйтесь, а, может быть, тоже сходите к неврологу, и можно сходить с родственником.

     Да, это действительно одна из таких важных проблем — самоосознание заболевания мозга, потому что они не всегда распознаются самими пациентами.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Вот так. Так что прислушивайтесь к близким людям, потому что плохого не скажут, мало ли что, а вы не видите.

    Диагностируют как эти заболевания? Вообще, какие обследования такие золотые? Если врач подозревает, невролог либо психиатр говорит, нет, я чего-то думаю, нужно вам обследование провести, непонятно, что там может быть у вас по симптомам. Какое?

    М.СИНКИН: Сейчас существует много обследований головного мозга, они довольно точные. Их следует разделить на исследования, которые изучают анатомию мозга, это томография магниторезонансная, компьютерная томография, есть функциональная томография позитронно-эмиссионная, так называемые ПЭТ КТ и ПЭТ МРТ. Эти исследования позволяют посмотреть анатомию мозга, не выросло ли там что лишнее, как говорится, или нет ли очагов демиелинизации каких-то таких проблем, всё ли в порядке с кровоснабжением головного мозга, еще ангиографию я забыл упомянуть.

    А есть функциональные обследования, которые показывают функцию головного мозга. К ним относится энцефалография, вызванные потенциалы. Вот, наверное, это такие два основных метода, их назначает, конечно, врач. Я крайне не рекомендую самостоятельно себе назначать ни МРТ…

    Н.ТРОИЦКАЯ: Ой, как любят. Вы зря сказали, Михаил Владимирович, у меня даже был тут спор не с врачами, с пациентами, со своими знакомыми, которые сказали, раз хотя бы в несколько лет нужно сделать МРТ головного мозга, чтобы не дай бог не пропустить. Канцерофобов сейчас очень много, переживают за опухоли, а вдруг у меня там не дай бог будет расти что-то.

    М.СИНКИН: Действительно, я отмечаю прям большой рост количества сделанных самостоятельно МРТ, когда по новостям проходит информация о том, что кто-то из знаменитостей заболел какой-нибудь страшной болезнью. Но даже не пациентам, а здоровым людям, которые решили себе сделать самостоятельно МРТ, я хочу напомнить о том, что примерно у 10% здоровых людей на МРТ находится какая-нибудь патологическая вещь, относительно патологическая, и с этой находкой человек мог бы жить и жить всю оставшуюся жизнь, сколько ему на веку отмерено. И когда человек делает МРТ, находят какую-то непонятную вещь, то есть делает МРТ без показаний, без каких-либо жалоб, находят какую-то необычную вещь, после этого он жить спокойно не может, потому что он начинает думать о том, что это такое.

    А бывает так, что он приходит к врачу, врач видит какую-нибудь, например, доброкачественную опухоль, менингиому, которая может расти 30-40 лет, и, видя её, врач тоже не может ничего не делать, врач может сказать, давайте мы её, допустим, удалим.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Не было печали, называется.

    М.СИНКИН: Человек идёт на операцию, и на операции может что-нибудь пойти не так. Получается так, что просто так сделанная МРТ может привести к тяжким последствиям. Даже есть публикации очень интересные, правда, на американских данных, о том, как так называемый каскад ненужных исследований, который приводит вообще к стоимости, там посчитали, сколько это стоит, сколько приводит к смертям даже в конечном итоге. Так что лучше всё-таки сходить к неврологу, если вас что-то смущает, и с ним посоветоваться, надо ли делать, и если надо, то какой вид, потому что даже видов МРТ, есть с контрастом, без контраста, сосудистый, там много режимов, сейчас не об этом передача. То есть самостоятельно крайне не рекомендую делать исследование.

    Н.ТРОИЦКАЯ: А то, как найдёшь что-нибудь и всё. Потому что я знаю по поводу кист, люди до такой степени загоняются, что-то находят между делом, всё, и врачей докапывают. Врач говорит, это риск, зачем вам это, ничего тут страшного нет. Но если человек начитался, в интернете сейчас много, чего есть…

    М.СИНКИН: Не все готовы… Довольно часто это как психотерапевтическая процедура, что человек делает, он попадает в 90%, что у него всё нормально, и идёт дальше спать спокойно. Но если он попадёт в эти 10% с какой-то случайной находкой… Когда идёте делать, всегда думайте, что вы можете попасть в них и потом не будете знать, что делать.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Так что думайте головой, мозгом нашим, о чём мы говорим-то.

    М.СИНКИН: Правильно.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Давайте поговорим немножко об атеросклерозе сосудов головного мозга. Это же частое достаточно заболевание. Вообще атеросклероз — это частое заболевание, потому что как бы мир стареет, неправильное питание, неправильный образ жизни, миллион всяких заболеваний, холестерин вот этот, «серьёзный, прекрасный, замечательный», на который не обращают многие внимание. Что это вообще такое?

    М.СИНКИН: Атеросклероз сосудов головного мозга — это заболевание не головного мозга, а сосудов. Поэтому он относится именно к сосудистым на самом деле заболеваниям. Заключается в том, что возникают отложения холестериновые на стенках сосудов, и основная проблема, что за счёт этих отложения в какой-то момент уменьшается диаметр сосудов, которые питают головной мозг, и это может привести к инсульту. Это уже повреждение самого головного мозга.

    Это действительно очень актуальный вопрос, потому что это одно из самых распространённых заболеваний и одно из самых распространённых причин, из-за которых возникает инсульт в конце.

    Вы верно сказали по поводу холестерина. Сейчас есть препараты из группы статинов, которые уменьшают развитие. Если сравнить с тем, что было, например, 15-20 лет назад, сейчас, конечно, достигнуты успехи в его лечении и это уже не так страшно выглядит. По крайней мере, это то, с чем можно достаточно успешно бороться. Есть и хирургические способы. То есть, если находятся атеросклеротические бляшки, то их можно и удалить, можно установить стент в просвет сосуда и расширить как бы сосуд. Так что это сейчас уже не так страшно. Но важно помнить, что надо за этим следить, надо сдавать анализ крови на холестерин, надо не курить, потому что курение — это один из самых сильнейших провокаторов атеросклероза.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Причём курение абсолютно разное, мы не говорим только про никотин, про сигареты обычные, а про вейпы, про это всё. Правильно?

    М.СИНКИН: Да, конечно.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Потому что у нас многие считают, я практически бросил, только перешёл на другой вид курения.

    М.СИНКИН: Там вопрос никотина и смол, то есть не сам факт сигареты как таковой. Курение очень влияет на развитие атеросклероза.

    Н.ТРОИЦКАЯ: А пассивное курение, Михаил Владимирович, влияет? Потому что бывает так, что в семье один человек курит, а другие все «наслаждаются» этим курением, мама, дети и прочее. Влияет это, нет на мозг их?

    М.СИНКИН: Опять же, не на мозг, а на сосуды, всё-таки правильнее разделять эти моменты, раз уж мы на медицинской передаче.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Хорошо.

    М.СИНКИН: Конечно, влияет. Какая разница, каким образом в лёгкие попадает табачный дым? Если жить всё время в одной комнате, всё время человек курит, выкуривает пачку или две в день, и вы всё время этим дышите, то это фактически будет то же самое, что вы всё равно этим дышите. Так что курение — это один из самых таких факторов риска.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Кто бы что ни говорил. А то все переживают за рак лёгкого, а за сосуды как-то особо не переживают курящие, ещё рак горла тоже, рак языка — это вместе всё связано. Мы уже по онкологическим диагнозам пошли.

    М.СИНКИН: Нет, онкология сложнее лечится, чем атеросклероз, это факт.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Так что, дорогие друзья, обращаем. Болезнь Альцгеймера. Вообще, в каком возрасте она возникает? И какие факторы влияют на её развитие? Это же всё-таки больше, наверное, наследственная предрасположенность. Нет?

    М.СИНКИН: Болезнь Альцгеймера…

    Н.ТРОИЦКАЯ: Как звали того немца, анекдот сразу вспоминаю.

    М.СИНКИН: Да, да. Её изучают достаточно давно. На самом деле очень много действительно связано с анекдотом и так далее, это такой фольклор. Конечно, больше пугает деменция, то есть нарушение вот этих функций, которое может быть и в результате болезни Альцгеймера, может быть в результате не леченной артериальной гипертонии, которая, кстати, тоже очень важна. Кроме атеросклероза, очень важно следить за артериальным давлением. Вот эта не леченная артериальная гипертония приводит к микроинфарктам головного мозга, которые тоже проявляются такой деменцией. Точно разделить, какой вид деменции, не всегда возможно и это, в общем-то, сложно. Самое главное, если это начало развиваться, то, конечно, диагностировать обратимые формы деменции. Потому что есть обратимые формы, которые могут возникнуть в результате, например, дефицита витамина В12.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Да вы что?

    М.СИНКИН: Да, даже так. Например, может быть гипотиреоз, может проявляться деменция, то есть снижение функции гормонов щитовидной железы. Поэтому, если эта форма обратимая, тогда можно лечить. Если эта форма необратимая уже, в частности, к чему относится болезнь Альцгеймера или деменция с тельцами Леви, есть множество разных форм так называемых нейродегенеративных заболеваний, тогда, к сожалению, в общем-то, особых препаратов, которые восстанавливают, их не существует. Есть препараты, которые, считается, что замедляют прогрессирование деменции, но это, к сожалению, такая ситуация, которая вряд ли помогает, вряд ли можно вернуть обратно и сделать всё, как было.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Даже если в самом-самом-самом начале заболевания это поймали, вот только-только какие-то первые звоночки, и сразу начали лечить, всё равно?

    М.СИНКИН: Повторюсь, что есть препараты, которые замедляют течение.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Надолго ли замедляют?

    М.СИНКИН: У каждого по-своему. Они, даже если и замедляют, то даже не у всех, к сожалению.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Вот так. Ближе к концу эфира хотелось бы, конечно, такой общий вопрос задать. Мы очень мало поговорили про заболевания, но чуть позже обязательно вернёмся ко второй части эфира, а, может, и к третьей, и к четвёртой, и к пятой. Было очень интересно.

    Как сохранить здоровье головного мозга? Вот такой вопрос в конце эфира. Что для него надо сделать? Я понимаю, что один человеческий мозг способен на этой, другой — на это, ко всему мозг приучается, наверное, в жизни, и спать, вот некоторым по три с половиной часа, по четыре. Но тем не менее, как ему помочь, зайчику, поддержать его?

    М.СИНКИН: Чтобы его поддержать, надо… Знаете, старый анекдот: как вы отдыхаете? Отвечает человек: а я не напрягаюсь. То есть надо давать мозгу задания по силам. То есть надо его тренировать, но при этом не сверхперегружать. И плюс, конечно, вести здоровый образ жизни, курение — это крайне плохо. Что касается алкоголя, небольшие дозы — это не критично, ничего в этом сверхстрашного нет. Конечно, не алкоголизм. Ну и следить за остальным соматическим здоровьем. Потому что, если будет здоровое тело, то будет и здоровый мозг.

    Н.ТРОИЦКАЯ: Красота. Благодарю. У нас в гостях врач функциональной диагностики, клинический нейрофизиолог, ведущий научный сотрудник Института скорой помощи имени Склифосовского, заведующий кафедрой медицинских технологий Пироговского университета Михаил Владимирович Синкин. Спасибо.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено