23 сентября 1980 года в Северодвинске спущена на воду самая большая в мире подлодка «Акула»

09:05 Сен. 23, 2015

В начале 70-х годов в США началась реализация крупномасштабной программы «Трайдент».

Эта программа предусматривала создание новой твердо-топливной ракеты с межконтинентальной (более семи тысяч километров) дальностью, а также атомной подводной лодки нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности. Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов.

Тактико-техническое задание на тяжелый атомный подводный ракетный крейсер — проект 941, шифр «Акула»  (по классификации НАТО- «Тайфун») — было выдано в декабре 1972 –го года.   Бесспорные эксплуатационные преимущества, продемонстрированные отечественной морской баллистической ракетой   на твердом топливе, а также американский опыт (к которому в советских высших военных и политических кругах всегда относились с большим уважением) обусловили категорическое требование заказчика оснастить подводный ракетоносец 3-го поколения твердотопливными ракетами. Применение таких ракет позволяло существенно сократить время предстартовой подготовки, устранить шумность ее проведения, упростить состав корабельного оборудования, отказавшись от ряда систем. 

Уровень отечественных технологий 70-80-х годов не позволял создать такую ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам предшествующих жидкостных ракет.  Возникла нужда в  нетрадиционных компоновочных решениях. В результате получилась   многокорпусная подводная лодка. Внутри легкого корпуса покрытого противогидроакустическим покрытием находится 5 прочных обитаемых корпусов, 2 из которых, главные, расположенные параллельно друг другу симметричны относительно диаметральной плоскости.

Между этими корпусами размещены  в два ряда 20 шахт для ракет.  Старт всего боекомплекта выполняется одним залпом, с минимальными интервалами между пусками ракет. Ракеты могут запускаться с глубины до 55 –ти метров (без ограничений по погодным условиям на поверхности моря), а также из надводного положения.            

Полное подводное водоизмещение «Акулы» - около 50-ти тысяч тонн,  превосходит таковое у авианосца «Адмирал Горшков». Причем ровно половину этого веса составляет балластная вода, из-за чего подлодку иногда  саркастически называли «водовозом».  В результате «Акула» стала самой большой подводной лодкой в мире (в таком качестве она занесена в книгу рекордов Гиннесса).  

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено