3 июня 1971 года заложен атомный ледокол "Арктика"

06:00 Июнь 3, 2016

Атомоход "Арктика" (с 1982-го по 1986-ой год он назывался "Леонид Брежнев") вошел в историю как первый надводный корабль, достигший географического Северного полюса.

Это был масштабный экспериментальный проект, в рамках которого ученые должны были не только достигнуть "макушки планеты", но и провести ряд исследований и наблюдений, а также проверить возможности "Арктики" и устойчивость судна при постоянном столкновении со льдом. 

В постройке судна впервые участвовал будущий экипаж. Это дало возможность морякам быстро освоить новую технику. Возглавил экипаж опытный ледовый капитан Юрий Кучиев. До этого он проработал в Арктике более 30 лет, плавал почти на всех типах ледоколов.

В конце 1974-го  завершились ходовые испытания. Следующей весной на таллиннском рейде был подписан акт сдачи-приемки "Арктики" в эксплуатацию. 

Ледокол  представлял собой вершину инженерной мысли того времени. 

Длина судна составила 148 метров, ширина - 30 метров, высота борта - около 17 метров. Мощность атомной паропроизводящей установки превышала 55 мегаватт.

Корпус "Арктики"  имел бочкообразную форму и был сделан из высокопрочной легированной стали, а в местах, подверженных наибольшему воздействию ледовых нагрузок усилен ледовым поясом, что препятствовало истиранию корпуса о льды.

Полукруглые борта не давали ледовым полям раздавить судно, выталкивая его наверх, а скошенный нос позволял "заползать" на поля сверху, ломая их своим собственным весом. Толщина борта ледокола — 100 миллиметров.

Если прокладка канала тормозилась из-за толстого льда, в дело вступали дифферентная и креновая системы, состоящие из цистерн и насосов. Благодаря этим системам ледокол мог крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса окружающее ледокол ледовое поле дробилось, позволяя двигаться дальше.

Благодаря своим техническим показателям  атомоход мог проламывать лед толщиной 5 метров, а в чистой воде развивать скорость до 18 узлов.

 С 1975 года ледокол "Арктика" работал на проводке судов по Северному морскому пути.  

 С 2009 года, когда ледокол был выведен из эксплуатации, неоднократно поднимался вопрос о его сохранении и присвоения ему статуса культурного наследия России.  

 Интересно, что в ноябре 2013 года  в Санкт-Петербурге состоялась церемония закладки  современного атомохода, в честь своего предшественника  получившего название "Арктика".  Он станет самым крупным и мощным в мире.  Ввод новой "Арктики" в эксплуатацию запланирован на конец 2017 года.

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Версия для печати
Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus