31 августа 1925 года принят декрет о Всеобщем начальном обучении в СССР

10:36 Авг. 31, 2016

Всеобщее обучение является одной из фундаментальных педагогических идей, издавна привлекавших внимание мыслителей и теоретиков образования. Первый практический опыт воплощения этой идеи был предпринят в Германии в эпоху Реформации.

Индустриализация конца 19-го – начала 20-го века способствовала реализации всеобщего начального обучения, в том числе, на бесплатной основе. Ведь новая техника требовала наличия большого числа грамотных специалистов, и государство стало рассматривать систему образования как средство воспитания подданных.

Для большевиков повышение образовательного уровня населения стало одной из центральных задач. Еще в октябре 1918 года ВЦИК утвердил "Положение о единой трудовой школе", которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей от восьми до 17 лет. А к  33-му году начальное обучение было внедрено в СССР повсеместно. Затем наступила очередь обязательного семилетнего обучения.  

Вместе с тем, по предварительным результатам переписи населения 1937 года около четверти  советских граждан все еще не умело ни читать, ни писать. Эту перепись объявили вредительской, ее результаты засекретили. Зато по данным переписи 39-го года грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 процентам.

Так или иначе, но к началу 40-х годов ситуация с неграмотностью в большинстве районов страны перестала быть катастрофической. Хотя проблемы в этой сфере наблюдались в Советском Союзе до  конца 60-х.

Интересно, что первая общероссийская перепись населения, состоявшаяся в 1897-году, показала, что  грамотными являлись 26 с половиной миллионов человек из 125 миллионов поданных империи – это чуть больше 20-ти процентов. Значительный разрыв существовал между городским и сельским населением. 

При этом надо иметь в виду, что некоторые крестьяне (в том числе старообрядцы) предпочитали скрывать свою грамотность, и значительная часть деревенских жителей умела читать духовную литературу по-церковнославянски, но при этом не считала необходимым изучать русскую грамоту и потому также считалась "неграмотной". Более того,  в переписи 1897-го года  не учитывались территории Великого княжества Финляндского, имевшие почти 100 процентов грамотного населения – один из лучших показателей в мире. С учетом этих факторов можно предположить, что в начале 20-го века грамотным был каждый третий или четвертый  поданный Российской Империи.  

 О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено