• Экспедиция по России

    Экспедиция по России

    11:05 Авг. 14, 2014

    Экспедиция по России

    В гостях

    Сергей Доля

    Путешественник, бизнесмен, ресторатор

    М. ЧЕЛНОКОВ: Всем доброго утра. Сегодня у меня в гостях фотограф, блогер, ресторатор и путешественник Сергей Доля. Сергей, добрый день.

    С. ДОЛЯ:  Добрый день.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Сергей, слышали новость об аккаунте Медведева? Его вскрыли. Неужели так просто и легко вскрыть?

    С. ДОЛЯ: Я никакого отношения к хакерам не имею. К ним отношусь не очень положительно. Это воровство. Но иногда читаешь новость о том, что русские хакеры взломали пентагон, и такая гордость берёт!

    М. ЧЕЛНОКОВ: Наши средства связи: телефон прямого эфира 495-737-39-48, sms-портал +7-925-88-88-948 и наш сайт govoritmsk.ru. Поговорим мы сегодня о Вашем путешествии, которое можно назвать достаточно уникальным. Это экспедиция по России, маршрут протяженностью 20 тысяч километров. Начали от Астрахани и за 50 дней добрались до Владивостока.

    С. ДОЛЯ:  Мы проехали 22 тысячи километров. Это больше, чем половина экватора. Мы писали слово «Россия». Представьте большую карту нашей страны. Вы подошли к доске, взяли ручку или фломастер и написали на всю карту слово «Россия». После этого эти буквы немного подвинули, чтобы они попали на дороги, и по ним мы поехали. Дороги есть практически везде кроме Якутии. Петельку буквы «Я» мы писали по реке Лена, сплавлялись и потом на поезде возвращались обратно.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Вы писали виртуально или реально?

    С. ДОЛЯ:  Мы писали виртуально.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Это нельзя нигде посмотреть?

    С. ДОЛЯ:  Это можно посмотреть на сайте exprussia.ru либо у меня в блоге. У нас было три машины, в которых было по 2 прибора ГЛОНАСС и по одному прибору GPS для подстраховки. Трек с этих приборов, когда мы его наложили на электронную карту, то получилось слово «Россия». Это самое большое слово в мире, написанное GPS-треком. Причём предыдущий рекорд был 7 тысяч километров, писал его какой-то японец.

    М. ЧЕЛНОКОВ: В пресс-релизе к вашему проекту написано, что одна из целей – попасть в книгу рекордов Гиннеса. Попали?

    С. ДОЛЯ: Мы, скорее всего, попадём. Подали заявку. Они предварительно подтвердили, что мы попадаем как команда, которая написала самое большое слово. Потом ещё будем подавать на самый большой арт-объект в мире. По большому счёту, то, что мы сделали, можно считать арт-объектом. Вряд ли его кто-то перебьёт.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Переходим к самому путешествию. Чем живёт страна?

    С. ДОЛЯ: Страна живёт неплохо. Это заблуждение, что за МКАД нет никакой жизни. Всё есть. Если говорить про дороги, мы проехали всю страну в течение 2 месяцев. Московская область – это оазис, это Марс, там с дорогами всё великолепно. А дальше, если мы берём европейскую часть России, всё, что до Урала, то с дорогами не всё так плохо, они более-менее нормальные. Плюс очень много идёт ремонта, делают отсыпку, нормальные трассы. Через год-два вся европейская часть будет как Московская область. Дальше за Уралом, в Сибири, чуть похуже. Я не могу сказать, что катастрофически. В Самарской области нам не понравилась очень дорога до Башкортостана. Самая плохая дорога была в Тюменской области. Там 17 километров ужаса от посёлка Бердюжье в сторону Ишима. Это федеральная трасса, по ней идёт весь поток фур с запада на восток. Эти фуры едут 10 километров  в час. Причём в самой Тюмени дороги очень хорошие, это богатый город. Это трасса проходит через самый юг Тюмени и к ней не имеет практически никакого отношения. Они, похоже, забили на это дело. Интересная вещь – фуры заканчиваются в Красноярске. Там логистика становится нерентабельной, начинают везти, видимо, с Владивостока. После Красноярска дорога стала свободная. Дорога от Улан-Удэ до Читы очень плохая. А дальше от Читы до Хабаровска начинается федеральная трасса Амур, по которой Владимир Владимирович ездил на жёлтой Ладе Калине. Дорожное покрытие хорошее, но дорога была построена очень быстро и через болотистую местность. Многие участки просели. Она идёт серьёзными волнами. Когда едешь на большой скорости, не всегда можно увидеть эту волну. Мы несколько раз подпрыгивали четырьмя колёсами. Дальше самая плохая – это федеральная трасса Лена. Это основная дорога в Якутию. 300 километров где-то заасфальтировано, всё остальное – это грейдер, гравийка с острыми камнями. Мы на этой трассе пробили 4 колеса.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Вы с собой запаску везли?

    С. ДОЛЯ:  Да. На 3 машины 4 колеса в итоге пробили острыми камнями.

    М. ЧЕЛНОКОВ: А много машин на этой трассе? Кто-то едет в Якутию?

    С. ДОЛЯ:  Нормальный поток.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Востребованность дороги есть, но её никто не делает.

    С. ДОЛЯ:  Её начали делать, сейчас ремонтируют. В связи с последними событиями 40 миллиардов рублей, которые были выделены на ремонт этой дороги, перебросили в Крым.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Я предлагаю задать вопрос нашим слушателям, пусть проголосуют. Друзья, интересны ли вам подобного рода путешествия по России? Если да, то 134-21-35, если нет, то 134-21-36. Добрый день, как Вас зовут?

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Ваш гость в хорошем смысле слова говорит, что через пару-тройку лет во всей европейской части России будут дороги. Откуда такой оптимизм? Их даже в Московской области то нет. За Уралом кромешный ад. Я очень часто бываю в Иркутской области, Улан-Удэ, там нет дорог вообще.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Наверняка, на это будут выделены деньги. Сейчас Крым освоим.

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Я думаю, что в течение этих лет, пока они собираются строить мост, который вырос с 50 до 300 миллиардов, денег не хватит на развитие дорожной сети в России.

    С. ДОЛЯ:  Плохая или хорошая дорога – это очень субъективное мнение. Если мы говорим про Иркутскую область, то там первые 100-200 километров дорога петляет через лес, но покрытие хорошее. Дальше становится хуже. Мы ехали на таких машинах, что для нас, наверно, не то, что все дороги хорошие, но мы этого не замечали. Есть всего лишь один тип хорошей дороги, и я могу 20 типов плохой дороги перечислить.

    М. ЧЕЛНОКОВ: 379-ый пишет: «Без заезда в Магадан – это не полноценное путешествие».

    С. ДОЛЯ: Я был в Магадане, два года назад у меня было другое путешествие. Мы же пишем слово «Россия», и у букв есть определённая форма.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Алексей пишет: «Хорошие дороги там, где часто проезжают большие люди».

    С. ДОЛЯ:  Я не могу сказать, что если где-то дача у чиновника, то там проложена хорошая дорога. Владимир Владимирович уже проезжал там после того, как была сделана дорога. Она была сделана не для того, чтобы он куда-то поехал. Это была рекламная акция, чтобы показать, что в стране хоть что-то делается.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Чем живёт страна?

    С. ДОЛЯ:  Вся страна живёт более-менее одинаково. Все говорят на русском языке, нет никаких акцентов, диалектов. Может быть, они есть где-то в деревнях.

    М. ЧЕЛНОКОВ: А в Краснодарском крае были?

    С. ДОЛЯ:  Да, конечно.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Там слышен акцент.

    С. ДОЛЯ:  Южный да, может быть. Север не отличается. Якутия, может быть, немного отличается по говору и интонации. Самые радушные люди живут в Якутии. Там безумно холодные зимы, и там люди с горячей душой. Они понимают, что если они сегодня не помогут своему соседу, то завтра он не поможет им. Север ошибок не прощает. Я не могу сказать, что есть какие-то регионы, где живут бедно-бедно, а где-то богато.

    М. ЧЕЛНОКОВ: А есть разница между городом-миллионником и городом-тысячником?

    С. ДОЛЯ: Есть разница, но, скорее всего, это зависит не от количества людей, а от администрации. Мы весь маршрут делили на буквы. Мы ориентировались только городами. Если говорим про буквы, то на букве «Р» нам больше всего понравились Чебоксары. Мы из Астрахани поехали, Волгоград, Тамбов, Москва, нижний Новгород, Чебоксары. Потом Ульяновск и Пенза. На самом деле, очень уютный город. Там озёра, огромные фонтаны, парковые дорожки. Он сделан для того, чтобы людям было комфортно жить.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Сообщения с нашего сайта: «Какие дороги, если их нет даже в Волгограде?», «Конечно, Россию не объедешь на автобусных экскурсиях как Европу, но очень бы хотелось хотя бы поездом». Единственное, что у нас нет железнодорожного сообщения с Магаданом. 379-ый пишет: «У меня мечта на машине на родину съездить. Завидую Вашему гостю». «Слово Россия нужно написать на весь земной шар». Нет таких соображений?

    С. ДОЛЯ:  Мы теперь думаем, что писать дальше.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Российская Федерация.

    С. ДОЛЯ:  У нас есть несколько коммерческих предложений от больших компаний.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Андрей пишет: «Да, очень круто, самому захотелось. Гость у вас сегодня хороший».

    С. ДОЛЯ:  Кстати, если говорить ещё о дорогах, то самая красивая дорога в России – это трасса Колыма от Якутска до Магадана. Она идёт 2 тысячи километров, но беда в том, что там негде остановиться и приходиться жить в машинах. Там даже заправок недостаточно, и мы везли бензин на крыше.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Добрый день, как Вас зовут?

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Сергей. А как обстоит дело с криминалом на дорогах? Буквально полгода назад мой знакомый ехал на родину в сторону Братска и сказал, что ему приходилось встречаться с отмороженными братками, которые на некоторых дорогах требуют плату за проезд.

    С. ДОЛЯ: Ничего подобного ни разу не видел. Я помню, что мы устали и решили остановиться в городе Шимановск. Это где-то в букве «Я». Остановились в гостинице, приехали в час ночи. У нас машины все в наклейках, и мы подумали, что ночью их обуют. Ничего подобного. Более того, за все 22 тысячи километров гаишники тормозили нас всего 2 раза. Один раз за дело. Третья машина у нас была гостевая, и там люди постоянно менялись. В одной из деревень был знак «40», они ехали со скоростью 63 километра в час. Их на 500 рублей оштрафовали. Деревня называлась Скала по дороге в Томск из Новосибирска. А второй раз было под Байкалом. Спросили куда мы едем и пожелали удачи.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Мы можем годами ездить по Москве, и тоже нас никто не трогает. Пример со штрафом говорит о том, что не только в Москве полиция изменилась, но и в других городах. 

    С. ДОЛЯ:  Всё было очень корректно.

    М. ЧЕЛНОКОВ: «Город Чебоксары несколько лет назад был культурной столицей России. Это о многом говорит».

    С. ДОЛЯ: Я в Чебоксары еду ещё раз на эти выходные. Там будет день города.

    М. ЧЕЛНОКОВ: А сколько километров?

    С. ДОЛЯ:  900 километров. Это за Нижним Новгородом.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Наш слушатель пишет, что рядом строят космодром. Какие там дороги?

    С. ДОЛЯ:  Трасса нормальная, но я съехал в сторону Шимановска, и началась беда. До города 5 километров, но даже нет асфальта. 

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Андрей. Есть возможность посмотреть где-то видеоотчёты?

    М. ЧЕЛНОКОВ: Вы бы хотели поездить по России как Сергей?

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Я вообще много катаюсь: на восток до Челябинска, на запад до Барселоны.

    С. ДОЛЯ: У нас в команде был постоянно видеооператор. Более 50 видеороликов выложено на канале в YouTube. Можете начать с ролика, который предпоследний – «Россия – великая страна». Это пятиминутный ролик всех наших моментов из экспедиции.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Я останавливаю наше голосование. 85,5% согласились и хотят путешествовать по России.

    С. ДОЛЯ:  Я могу рассказать почему это происходит. Представьте себе, что вы никогда не были в магазине с конфетами. И вас запустили в магазин, и вы хотите попробовать все конфеты. А потом вы понимаете, что одними конфетами сыт не будешь. Хочется борща, котлет, сметаны. Также и с путешествиями. Когда занавес приоткрыли, мы все ломанулись в Таиланд, Турцию, Египет, а сейчас хочется путешествовать по России.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Страна у нас уникальная. 130-ый пишет: «Насколько далеко на восток можно доехать из Москвы на небольшой машине?».

    С. ДОЛЯ:  До Владивостока можете доехать спокойно.

    М. ЧЕЛНОКОВ: «Сергей, а как Вам Урал? Правда, великолепно?», - пишет 816-ый.

    С. ДОЛЯ:  Мне вся страна нравится, в том числе Урал. В букве «О» у нас были Уфа, Ижевск, Екатеринбург, Пермь, Челябинск и город Чусовой –город хуже Сызрани.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Сызрань мне всегда напоминала кружева.

    С. ДОЛЯ:  Там разруха и неухоженность. Весь город был построен вокруг одного металлургического комбината. В городе ужасная депрессия, мы видели очень много нетрезвых людей. Едешь в город, дорога нормальная. Подъезжаешь к табличке «Чусовой», и дорога заканчивается. Выезжаешь на федеральную трассу, опять нормальный асфальт. Если говорить про букву «О», то больше всего понравились Челябинск, Уфа, Екатеринбург. Мы в Челябинске встречались с вице-губернатором, и он говорил, что люди про Челябинск знают только то, что там две огромные трубы, а между ними висят красные труселя. Говорит, что они так обрадовались, когда прилетел метеорит! Там не сам город нужно смотреть, а область. Челябинская область – это огромное количество озёр, несколько национальных парков.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Сообщение пришло: «А как же купить дешёвый авиабилет? На машине путешествовать тяжело, да и денег не так много».

    С. ДОЛЯ: Краткий экскурс. Если мы возьмём самолёт и разобьём его на пять частей, то первые 20% билетов продают ниже себестоимости. Их начинают продавать за 2 месяца до вылета самолёта. Следующие 20% чуть выше, потом ещё выше. Оставшиеся билеты продают дорого и очень дорого.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Сейчас огромное количество сайтов, где можно найти за 10 тысяч.

    С. ДОЛЯ: Надо разделять чартерные перевозки и рейсовые. Я говорю про рейсовые. В чартерных туроператор выкупает полсамолёта или весь самолёт, и если он не продал билеты, то в последние два-три дня он может сильно скинуть. Это называется «горящие туры». Либо надо покупать заранее или в последний день и завтра выезжать.

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Меня зовут Виктор Михайлович. Очень полезная передача. А как эта поездка финансировалась? Можно ли её организовать для ветеранов, пенсионеров?

    М. ЧЕЛНОКОВ: А какая сумма для Вас посильная?

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Поездка на трёх дорогих иномарках – это дорогое дело. А что-то похожее как организовать?

    С. ДОЛЯ: Государство никакого отношения не имеет к нашей экспедиции. Нас поддерживало «Русское географическое общество». Министерство природы договорилось о том, чтобы мы заехали в несколько национальных парков. Все финансы, которые мы использовали – это наши деньги плюс деньги, привлечённые от спонсоров. У нас их было несколько в поездке.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Вы делали им какую-то рекламу?

    С. ДОЛЯ:  Наш генеральный партнёр – это компания «Спутник». Они поддерживал флэш-моб про сердце. Один из наших партнёров также компания LG, которая нам выдала телефоны. Мы все фотографии делали на эти телефоны. Связь была от Мегафона, машины от Тойоты.

    М. ЧЕЛНОКОВ: В этой поездке в общей сложности 35 человек приняли участие?

    С. ДОЛЯ:  Да.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Может быть, взять ветеранов, пенсионеров?

    С. ДОЛЯ:  Ради Бога. Я приглашал поехать со мной в экспедицию. У нас было три машины. Первая – это моя, называлась ЦУП – центр управления путешествиями. Там был я и девушка, менеджер программы, которая знала все явки и пароли. Вторая – ЧБ. Там сидело трое из Чебоксар. Это ребята, которые придумали этот проект изначально ещё три года назад. Они проехали букву «Р» в тестовом режиме. А третья машина была гостевая. Там был видеооператор. Каждую неделю-две мы его меняли, так как днём снимал, а ночью монтировал. Были блогеры, несколько человек, менялись на маршруте. Мисс-экспедиция была нашей музой. На въезде в города она сообщала нам о городах. Она заполняла сайт smorodina.com. Это энциклопедия достопримечательностей России. Мисс-экспедиция занималась тем, что заносила туда информацию.

    М. ЧЕЛНОКОВ: 510-ый спрашивает: «Расскажите про быт. Где спали? Были ли трудности с водой?».

    С. ДОЛЯ:  Основная миссия экспедиции – развеять миф о том, что путешествовать по России нельзя, дорого и страшно. Мы ни разу не спали в машинах, палатках или где-либо ещё. Всё время спали в гостиницах. Вода всегда была. Я немного переживал за бензин, только на 400 километров бака хватает. Даже пару канистр купили, но ни разу ими не воспользовались.

    М. ЧЕЛНОКОВ: По поводу сердец.

    С. ДОЛЯ: У нас был флэш-моб, который мы делали в каждом городе, который называется «Сердце города». Мы проверили, что ни на одной карте мира нет точки, которая обозначала бы сердце города. Я стал вспоминать свои путешествия по северу и умершие города. Когда приезжаешь в Синегорье, и там стоят дома с выбитыми стёклами, и там никто не живёт. Сердце города – это люди, которые живут в городе и его наполняют. Мы в каждом городе приглашали людей на открытую площадку выстроиться в форме сердца. У меня был небольшой вертолёт с камерой, я его поднимал и сверху снимали. У нас получилась коллекция. Мы хотим сделать выставку «Сердца русских городов». Эти сердца появятся на картах «Спутника», нашего генерального партнёра. И они пообещали городу, у которого будет самое большое сердце, подарят бесплатный wi-fi в центре города. В Якутии самая плохая связь, и они включились больше всех. Они назвали флэш-моб «Якутия – сердце России». В Якутске пришло 879 человек. В городе Мирный тоже было под 500 человек. Это же центр сортировки алмазов. Они взяли килограмм алмазов, взяли теннисный стол для пинг-понга, и на нём выложили огромное сердце из алмазов. 30% всех алмазов, добываемых в мире, через Мирный проходит, там их сортируют. Нам в каждом регионе дарили подарки. Обычно это были книжки про регион. А в Якутии мне подарили бриллиант. Это самый необычный подарок, который мне делали в моей жизни.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Теперь первая буква «С».

    С. ДОЛЯ:  Это Тюмень, хороший богатый город. Чуть выше Тобольск. Причём когда мы приехали в Тобольск, нам говорят, что это мы должны были быть Тюменью. Это мы были раньше сердцем России. Но они поехали и дали взятку, и дорога пошла через Тюмень. Поэтому Тюмень растёт, а мы загниваем. А дальше это повторялось в Новосибирске, Томске. Тобольск очень понравился. Это тот город, где Дмитрий Медведев фотографировал монастырь на горе. Самая дорогая фотография в мире. Он её продал за 52 миллиона рублей. Я сделал похожий кадр, и у меня получилось лучше. Там ещё есть Курган, который нам категорически не понравился. Я не знаю, что делает администрация, но город очень неухоженный. Дальше мы уехали в Омск. Поехали в Томск. Он понравился. Там 600 тысяч человек, но кажется, что живёт всего 200 тысяч. Очень много деревянных домов. Томск – это деревянное зодчество. «И» была под Байкалом. Буква «Я» началась в Чите. Мы поднялись до Якутска и потом вернулись во Владивосток. Мне очень нравится Якутск, и вообще я обожаю Якутию. Владивосток – это был город, к которому мы стремились 2 месяца.

    М. ЧЕЛНОКОВ: «Какой бюджет?».

    С. ДОЛЯ:  На гостиницу 2-3 тысячи рублей в день, двухместное размещение. На бензин 500 рублей в день на человека, то есть 2000 рублей на всю машину. Тысяча рублей на еду. 3,5 рублей в день на человека. Можно на своей машине путешествовать по России куда угодно.

    М. ЧЕЛНОКОВ: «Когда на Камчатку?», - спрашивает Дима.

    С. ДОЛЯ:  На Камчатке я был в прошлом году, и ещё поеду.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Надежда сообщает, что именно из Тобольска перевезли семью Романовых в Екатеринбург, где произошла казнь. Сейчас вопрос – самый вкусный город России.

    С. ДОЛЯ: Ели везде, более того в некоторых городах у нас был просто гастрономический террор. Мне нравится Иркутская область и Улан-Удэ. Там есть большие пельмени типа мантов.

    М. ЧЕЛНОКОВ: А мне кажется, что Тюмень очень вкусный город.

    С. ДОЛЯ: Мы были в кафешке, кормили не плохо, но чего-то яркого не осталось.

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Александр, Москва. Два раза ездил из Владивостока до Москвы на автомобиле. Мы занимались бизнесом, и с 2005 года мы поехали с компаньоном, купил 2 автомобиля. Ощущений море. Байкал – это могущество нашей родины. Я считаю, что каждый человек должен хотя бы раз посмотреть краешек России. Чтобы получить всю полноту ощущений, нужно ехать именно по бездорожью.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Подтверждение Ваших слов. Самое мощное – это люди и природа.

    С. ДОЛЯ: У нас настолько разная страна. Мы начинали с астраханских барханов и закончили сопками Владивостока. Посмотрели всё разнообразие: горы, озёра, всё увидели. Страна наша богатая и красивая.

    М. ЧЕЛНОКОВ: «Владивосток стремится в русскую Европу. Посмотрят, походят и обратно на Дальний Восток».

    РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Юрий. Как можно примкнуть к Вашему движению на своей машине? Я уже путешествовал, давно мечтаю с кем-то организованно на своей машине куда-нибудь покататься.

    С. ДОЛЯ: Я могу порекомендовать зайти ко мне в блог. Там я периодически пишу о своих путешествиях. Если я беру людей с собой, я всегда пишу об этом.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Я предлагаю сделать совместный проект с «Говорит Москва».

    С. ДОЛЯ:  Предлагаю экспедицию по Подмосковью.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Чудесная история. Бонифаций пишет: «Без эмоций невозможно слушать такие звонки, особенно если Вы не находитесь в России». Сегодня в гостях был Сергей Доля – фотограф, блогер, путешественник, ресторатор. Заходите на его страницы в Живом Журнале, смотрите отчёты о путешествиях. Как всегда, в конце, Ваши творческие планы.

    С. ДОЛЯ:  У меня большие планы. В октябре экспедиция вокруг Каспийского моря: Казахстан, Туркменистан, Иран, Азербайджан. В ноябре экспедиция на Кавказ. Ещё до этого хочу в Японию съездить.

    М. ЧЕЛНОКОВ: Следите, смотрите и оставайтесь вместе с радио «Говорит Москва». Всего доброго. До свидания. 

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено