• Министр правительства Москвы, руководитель департамента экономической политики и развития города Кирилл Пуртов в программе «Профессия» на радиостанции «Говорит Москва». 11.11.21

    Экономист

    13:30 Ноя. 11, 2021

    Экономист

    В гостях

    Кирилл Пуртов

    Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города

    М.ЧЕЛНОКОВ: Всем доброго дня, друзья. В студии Макс Челноков. И в программе «Профессия» сегодня мы поговорим об экономике, так как 11 ноября все экономисты России отмечают свой государственный праздник, скажем так.

    И у нас сегодня в гостях министр правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Кирилл Пуртов.

    Кирилл, добрый день.

    К.ПУРТОВ: Добрый день, Максим. Добрый день, уважаемые слушатели.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Если есть желание, можно поздравить всех тех, кто работает в сфере экономики, с их профессиональным праздником вначале.

    К.ПУРТОВ: Да, безусловно. Я бы, конечно, хотел поздравить своих коллег с замечательным профессиональным праздником.

    Экономист — это великая профессия. Мы прогнозируем будущее. Мы выстраиваем финансовые планы, стратегии целых отраслей и предприятий. Поэтому на нас очень большая ответственность. И я пожелаю, наверное, каждому своему коллеге реализовать в следующем году, последующего дня экономиста, самый интересный экономический проект в своей жизни, никогда не ошибаться. Ну и в наших тяжёлых условиях, конечно же, здоровья всем экономистам и их близким.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Чудесные слова. Но перейдём к нашей теме, к теме нашего эфира.

    Кирилл, Москва — один из крупнейших мегаполисов мира, никто с этим не спорит. Мы регулярно видим город в ведущих международных рейтингах, в том числе на лидирующих, скажем так, позициях. А как оцениваются позиции, скажем так, экономические? Экономически Москва каким образом оценивается среди других городов?

    К.ПУРТОВ: Прежде всего, необходимо отметить, что все международные рейтинги построены в основе своей на экономических показателях, и всегда, когда рейтингуются крупные мегаполисы, крупные города, происходит рейтингование именно по уровню развития экономики.

    Мы с гордостью можем сказать, что Москва является лидером по динамике происходящих изменений. В 2021 году из 17 опубликованных рейтингов Москва улучшила или сохранила свои хорошие позиции, а в четырёх рейтингах, которые вышли впервые, в 2021 году наш город занял такие, достаточно высокие места.

    О каких рейтингах я, прежде всего, говорю? В первую очередь, это такой замечательный, обширный рейтинг «Город для каждого», который составляется международной консалтинговой компанией BCG. Здесь оцениваются как раз экономические возможности, скорость изменений на территории, отношения с властью, отношения в обществе, качество жизни. Так вот Москва здесь занимает такое уверенное третье место после Лондона и Нью-Йорка среди 16 крупнейших мегаполисов.

    При этом исследователи особо отмечают, что Москва является абсолютным лидером по качеству жизни, а также одним из городов, который является лидером изменений. То есть у нас наиболее быстро происходят изменения, влияющие на среду жизни и на скорость внедрения новых технологий. Для нас это очень важный показатель, прежде всего, потому, что всё-таки это влияет на темпы экономического роста, это позволяет создавать новые рабочие места, повышать уровень жизни для наших горожан. Естественно, влияет на доходную часть бюджета, которая также направляется на повышение качества жизни, развитие отрасли здравоохранения, отрасли образования.

    Вы задали вопрос всё-таки про экономические показатели. Ещё приведу несколько примеров.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Давайте.

    К.ПУРТОВ: По итогам исследований, которые проводятся аналитическим подразделением Financial Times, Москва входит в десятку рейтинга крупнейших городов, которые являются наиболее привлекательными для иностранных инвестиций.

    Также среди таких интересных показателей не первый год высокую оценку получает деятельность нашей свободной экономической зоны Технополис «Москва». В прошлом году мы стали победителем, абсолютным победителем, в шести номинациях. Наиболее такие интересные, которые показывают развитие нашего законодательства, это номинация как «Государственно-частное партнёрство», «Сокращение бюрократических требований к резидентам», «Развитие инфраструктуры для рабочих кадров». Вот такие основные направления. А в 2021-м наша экономическая зона была уже отмечена за особый вклад в развитие медицинских технологий и производство лекарственных препаратов. Это как раз такая, очень актуальная тема в сегодняшней пандемии.

    Ну и говоря, конечно, об экономических показателях, нельзя обойти индекс ВРП, валовой региональный продукт. Москва является восьмой крупнейшей агломерацией по номинальному ВРП, здесь мы обгоняем даже Пекин, в Европе мы занимаем второе место.

    Ну и такой ещё, наверное, глобальный показатель, хочется привести пример, мы можем с гордостью говорить о том, что Москва — крупнейший мировой центр, формирующий рабочие места. У нас 6,8 миллиона рабочих мест, при этом мы имеем практически самый низкий показатель по уровню безработицы. Некоторые крупные мегаполисы мы опережаем в два и в три раза.

    Поэтому такая хорошая динамика и темпы изменений, заложенные в наши программные документы, в наши действия по развитию города, позволяют нам показывать хорошие позиции во всех рейтингах по достаточно большому набору показателей.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Вы знаете, я раньше был горд, что живу в этом городе, но после ваших слов прям ещё больше возгордился.

    Пандемия никого не оставила, нет такого человека, кого бы она не задела, сильно ударила и по экономике мира. Какой урон вообще она нанесла бюджету, скажем так, Москвы?

    К.ПУРТОВ: Вы абсолютно здесь правы, пандемия, конечно, не обошла никого. Мы вынуждены отметить, что в прошлом году доходы некоторых компаний снизились, часть отраслей вынужденно не работала в период ограничений. Вы знаете, что предприятия ряда отраслей получали, в том числе, и финансовую помощь из федерального бюджета, из бюджета города. В результате всё это, конечно, отразилось на городском бюджете и в целом потери бюджета из-за пандемии мы оцениваем в объёме 700 миллиардов рублей за прошлый год: из них 200 миллиардов — это те недополученные доходы, на которые мы изначально рассчитывали, и 400 миллиардов — это те дополнительные расходы, которые у нас появились незапланированно, то есть это расходы на лечение, на социальную поддержку, поддержку бизнеса, то есть организацию процесса, в принципе, борьбы с пандемией.

    М.ЧЕЛНОКОВ: А какие отрасли, скажем так, экономики Москвы пострадали больше всего, вот наиболее всего пострадали? Много ли пострадавших отраслей вот именно экономики перед закрытием на вот эти нерабочие, скажем так, выходные дни смогли выйти опять на докризисный момент, показатель? И каковы как бы прогнозы, скажем так, по восстановлению после вновь введённых ограничений, Кирилл?

    К.ПУРТОВ: Знаете, что в 2020 году, что в 2021-м, прежде всего, конечно, страдают отрасли, где есть непосредственное взаимодействие человека и бизнеса, где вводятся наибольшие такие ограничения по взаимодействию. Мы видим, что, в принципе, после снятия ограничений все пострадавшие отрасли достаточно быстро набирают оборот и восстанавливаются.

    Здесь такие две ключевые причины, два ключевых фактора, которые на это влияют. В первую очередь, это хороший сконцентрированный наш внутренний спрос. Из-за того, что у нас сегодня есть некоторые ограничения, связанные с перемещением через границу, люди остаются в городе и обеспечивают такое хорошее потребление для всех видов бизнеса. Ну и второй фактор: за эти два года, конечно, бизнес существенно перестроился и научился работать в таких удалённых форматах.

    Если говорить конкретно по отраслям, из секторов экономики, конечно, быстрее всего восстанавливается торговля — и это закономерно и понятно. С начала года оборот розничной торговли устойчиво превышает докризисный уровень. За январь-сентябрь 2021 года в сопоставимых ценах мы выросли на 8% к январю-сентябрю именно докризисного года 2019-го.

    И самый примечательный факт, что растём мы как раз за счёт непродовольственного сектора. То есть за два года оборот в этом сегменте вырос на 23% в сопоставимых ценах — это очень важно. И в последнее время, вот как раз если говорить об изменении формата и парадигмы работы, выросла очень популярность онлайн-форматов, это даже подтверждается Ассоциацией компаний интернет-торговли. Оборот интернет-торговли только в Москве вырос практически на 50% за 2020 год. И важный фактор — заказы у внутренних продавцов увеличились почти в два раза, а международные отправления и международные приобретения как раз у нас сократились на 24%. Вот очень важный эффект.

    Если говорить о сфере услуг, она, наверное, тут больше всего пострадала в период ограничений. Потому что она более чувствительная, здесь необходимо в большей части общение непосредственно с заказчиком каких-то работ. Однако и здесь мы констатируем, что, когда есть снятие ограничений, обороты достаточно быстро восстанавливаются. За девять месяцев этого года в сопоставимых ценах мы превышаем объём 2019 года на 2,5%. Активный рост тут, конечно, в тех отраслях, в которых есть наибольший спрос, — это бытовые услуги, образовательные услуги, частные медицинские услуги.

    Ну и ещё бы, наверное, отметить такой проблемный сектор, где до сих пор мы фиксируем отставание от докризисных показателей, это всё, что связано со сферой гостеприимства, международными поездками, то есть гостиничный, туристический бизнес.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Сфера гостеприимства — очень красиво. Так. И? Тоже потеряли какие-то баллы.

    К.ПУРТОВ: Тоже потеряли, да. И также, конечно, не удалось вернуться на докризисные показатели организациям культуры и спорта. Всё это, естественно, связано с внешними ограничениями для этих организаций.

    В целом, я, наверное, уже повторюсь, что как только у нас проходит период нерабочих дней, мы видим такое хорошее, плавное восстановление всех экономических показателей. Наша диверсифицированная экономика Москвы в целом тоже позволяет всё-таки пострадавшим отраслям восстанавливаться достаточно быстрыми темпами.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Кирилл, а можно личный вопрос такой маленький?

    К.ПУРТОВ: Конечно.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Ну, ничего глубоко я вникать никуда не буду. А вот министр правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города, он что в прошлом году, что на этих каникулах работал онлайн, на удалёнке? Или вы всё ездили на работу?

    К.ПУРТОВ: Были разные периоды.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Понятно. Можно больше никак не отвечать. Были разные периоды — и там, и там. О’кей.

    Сейчас, когда в городе действуют, скажем так, ограничения, они всё равно остались из-за пандемии, как правительство помогает бизнесу пережить вот эти сложные времена? Есть ли какая-то помощь от правительства города?

    К.ПУРТОВ: Я, наверное, скажу несколько слов о комплексе всех мер поддержки, которые принимались и в прошлом году и которые действуют в этом периоде. За весь период пандемии мы приняли пять пакетов мер поддержки бизнеса. Общий объём поддержки составляет более 100 миллиардов рублей. Мерами поддержки охвачены 77 тысяч московских предприятий, в которых работает 700 тысяч человек.

    В настоящее время действует такая у нас обширная программа поддержки субъектов малого предпринимательства. Мы не снижаем объёмы её финансирования. Более того, мы постоянно её дополняем новыми видами финансовой помощи. То есть, если у нас было 13 видов субсидий, то сейчас уже программа содержит 16 видов субсидий по различным направлениям деятельности.

    Также продолжает действовать очень популярная среди субъектов малого предпринимательства программа субсидирования процентных ставок по кредитам. Мы субсидируем 8%, и вот эта программа имеет такой очень большой мультипликативный эффект для всей экономики. Потому что, по сути, мы создаём такое дополнительное плечо для привлечения финансовых ресурсов.

    Ещё из действующих мер необходимо отметить, что продлена минимальная ставка аренды для арендаторов городского имущества. Это субъекты малого предпринимательства, которые могут арендовать по минимальной ставке.

    Ну и дополнительно надо сказать о мерах, которые приняты в 2021 году. Прежде всего, запущена программа для крупных московских предприятий из сферы пострадавших отраслей. Это предприятия, где работают более 250 человек, их годовая выручка не превышает двух миллиардов. Для них предусматривается возможность также получения льготных кредитов под субсидирование процентной ставки в объёме 4%. И здесь бизнес может привлечь сумму займа до 500 миллионов рублей. Срок субсидирования — год. Программа эта действует до конца 2021 года. Это такая, достаточно серьёзная программа, которую мы приняли в этом году.

    Следующая мера поддержки достаточно популярная. Все вы знаете, что необходимо пользоваться средствами индивидуальной защиты.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Конечно.

    К.ПУРТОВ: Вот на эти цели, на поддержку бизнеса мы выделили миллиард рублей, на компенсацию затрат на приобретение средств индивидуальной защиты. Ну и такая вот мера, направленная на поддержку организаций, которые в первую очередь достигли процент вакцинации своих сотрудников, мы выдавали гранты первым 100 организациям, завершившим вакцинацию. Эта программа также действует у нас до конца года.

    Отдельные меры поддержки у нас предусмотрены исключительно для сферы общепита. Вы знаете тоже, в период таких, самых жёстких ограничений мы ограничиваем деятельность точек общественного питания. Здесь предусмотрена и отсрочка для арендаторов городского имущества по платежам за третий квартал, до конца 2021 года. Ну и такая интересная мера поддержка как гранты на компенсацию коммунальных расходов в размере 100% понесённых фактических затрат за третий квартал, ну, при соблюдении, конечно, требований по вакцинации сотрудников.

    Ну и меры поддержки — это, конечно, всегда симбиоз федеральных мер, мер городского реагирования. И необходимо отметить, что наши предприниматели могут ещё воспользоваться достаточно большим пакетом мер федеральной поддержки. На сегодняшний день правительство приняло таких два направления поддержки — это предоставление безвозмездных грантов в размере одного МРОТ на каждого сотрудника для субъектов малого и среднего предпринимательства и возможность привлечения льготных кредитов по программе «ФОТ 3.0». Вот такой симбиоз мер поддержки.

    Мы внимательно следим за тем, как восстанавливаются отрасли, чтобы принимать решения о каких-то дополнительных мерах.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Слушайте, прям так успокоительно звучит, прям вот как бальзам на душу. Вот помогает, помогает правительство Москвы нам.

    Сейчас Москва готовит бюджет города на будущий год. Какие приоритеты закладываются в него? Что будет приоритетным в новом бюджете?

    К.ПУРТОВ: В первую очередь, необходимо отметить, что мы не отходим от социальной направленности всех расходов бюджета. Основными приоритетами бюджета, как и в предыдущие годы, являются отрасль здравоохранения, социальная помощь, отрасль образования, развития инфраструктуры, в том числе социальной. Расходы бюджета в 2022 году составят 3,6 триллиона рублей и к 2024 году они возрастут до 3,8 триллионов рублей. И на приоритетные городские программы в структуре расходов предусмотрено более 90%. Расходы на социальную поддержку здравоохранения, образования, культуры, спорт и другие социальные отрасли составят более 53%. В деньгах это 1,9 триллиона рублей. И почти 40% расходы бюджета (это свыше 1,4 триллиона рублей) составят бюджет развития, за счёт которого, естественно, финансируется всё развитие городской инфраструктуры: это адресная инвестиционная программа в объёме более 700 миллиардов рублей, это мероприятия развития, связанные с капитальным ремонтом объектов, приобретением оборудования, изменением подвижного состава, мероприятия по комплексному развитию районов, реализация программы защиты прав граждан-участников долевого строительства.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Друзья, я хочу напомнить, что у нас сегодня в гостях министр правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Кирилл Пуртов.

    Кирилл, у меня вот такой вопрос. Какие средства предусмотрены в бюджете 2022 года, скажем так, не на мероприятия что ли… о’кей, пусть будет так, на мероприятия по борьбе с коронавирусом? Закладывается это на следующий год или всё, или, может быть, уже мы прошли этот этап и нечего бояться уже нам?

    К.ПУРТОВ: Безусловно, поскольку кризис ковидный уже не первый год, мы закладываем эти средства в бюджет в следующем году. Мы предусматриваем более десяти миллиардов рублей. Это средства на закупку лекарств, это порядка четырёх миллиардов, ещё три миллиарда пойдут на стимулирующие выплаты для медицинских работников. Ну и также здесь предусмотрены расходы на закупку средств индивидуальной защиты, тест-систем, телемедицину, на мероприятия по заготовке плазмы крови для лечения больных коронавирусом, ну и проведение таких дезинфекционных мероприятий. В целом расходы заложены в объёме десяти миллиардов. Естественно, если будет ситуация ухудшаться, мы будем на это реагировать и предусматривать какие-то дополнительные денежные средства.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Москва — город, который, скажем так, постоянно развивается, новые проекты реализуются, даже в этот период самых таких жёстких ограничений. Какие средства заложены на финансирование, скажем так, главных городских программ в 2022-2024 годах? Потому что мы видим, открывались станции метро новые. Что ещё?

    К.ПУРТОВ: Можно сказать, наверное, так, что пятая часть расходов бюджета направляется на строительство городской и социальной инфраструктуры, которое осуществляется за счёт средств адресной инвестиционной программы.

    На период 2022-2024 годы за счёт АИП планируется построить и ввести в эксплуатацию более 700 городских объектов. Финансирование адресной инвестиционной программы предусмотрено в бюджете в объёме два триллиона рублей. В 2022 году, например, расходы составят 727 миллиардов.

    На что эти деньги? Прежде всего, это денежные средства, которые направляются на строительство социальных объектов, на строительство жилья в рамках программы реновации. Также это деньги на развитие дорог, на развитие метро.

    Могу привести несколько цифр, какие основные показатели заложены у нас плановые. Если мы говорим про социальные объекты, то в рамках программы реновации будет построено пять миллионов квадратных метров жилья. За счёт этого будет обеспечено переселение 150 тысяч жителей расселяемых пятиэтажек. Планируется построить более 210 новых объектов социальной инфраструктуры, 78 детских садов и школ, 23 поликлиники запланированы, 15 больничных корпусов, 27 объектов культуры, 31 объект спорта. То есть как раз эти цифры подтверждают такую социальную направленность бюджета и направленность на развитие качества предоставления всех городских услуг.

    Если говорить про крупные инфраструктурные проекты, развитие дорог, то в следующие три года планируется ввести 285 километров дорог, завершить строительство Северо-Восточной хорды, основных участков Юго-Восточной хорды и Южной рокады.

    Ну и, конечно же, метро — наша главная транспортная артерия. Планируется построить 58 километров линий, 25 станций и три электродепо Московского метрополитена. Планируем всё-таки завершить строительство Большой Кольцевой линии — самого большого метрокольца в мире, которое станет в целом, наверное, такой хорошей основой для развития сети метро в ближайшее время.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Москва в этом году впервые за долгое время вышла на рынок таких заимствований. Более того, первая из субъектов Федерации разместила так называемые зелёные облигации. Помогли ли вот эти заимствования компенсировать ущерб от пандемии? И насколько этот опыт полезен для других субъектов Российской Федерации?

    К.ПУРТОВ: Безусловно, средства эти помогли компенсировать потери. Где-то одну пятую финансовых потерь мы компенсировали за счёт привлечения средств путём выпуска облигаций. То есть всего мы сделали выпуски на 115 миллиардов рублей, из них, как вы правильно сказали, что мы первый субъект, по сути, который выпустил зелёные облигации. Тут, наверное, мы стали такими хорошими первопроходцами, примерами для других регионов. Ну и в том числе, наверное, новаторами в сфере изменения законодательства по регулированию этих выпусков. Полученные средства от выпуска зелёных облигаций мы планируем направить на реализацию таких ключевых транспортных проектов, которые положительно влияют на экологическую обстановку и на здоровье граждан: это закупка электробусов, вы знаете, что они уже ездят по территории города, это как раз такой, самый экологически чистый транспорт.

    М.ЧЕЛНОКОВ: И мы на них ездим, я, в частности.

    К.ПУРТОВ: И второй проект — это строительство, конечно, станций линии Большой Кольцевой линии метрополитена. Вот такие два проекта. И Москва, конечно, первопроходец. Мы достаточно эффективно привлекли денежные средства за счёт выпуска облигаций.

    М.ЧЕЛНОКОВ: Знаете, я впервые в жизни жалею, что я не экономист. Напомню, друзья, что у нас в гостях был министр правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Кирилл Пуртов. Кирилл Сергеевич, спасибо большое. Удачи и с праздником.

    К.ПУРТОВ: Спасибо вам.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus