• Артур Шакарян, управляющий партнёр смотровой площадки «Panorama360» в программе «Выход в город» от 26.10.2021

    Современные городские достопримечательности

    13:00 Ноя. 26, 2021

    Современные городские достопримечательности

    В гостях

    Артур Шакарян

    управляющий партнер смотровой площадки PANORAMA360

    М.АЛЕКСАНДРОВА: 13 часов 6 минут в Москве. Всем доброго дня, дорогие друзья. В студии Анна Соловьёва.

    А.СОЛОВЬЁВА: И Марина Александрова.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Программа «Выход в город». В ближайший час обсуждаем очень интересную тему, говорим о современных городских достопримечательностях.

    А.СОЛОВЬЁВА: Что вообще такое современная городская достопримечательность. У нас сегодня в гостях управляющий партнёр смотровой площадки PANORAMA360 Артур Шакарян. Здравствуйте.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Артур, здравствуйте.

    А.ШАКАРЯН: Здравствуйте.

    А.СОЛОВЬЁВА: Артур, давайте поговорим поподробнее о вашей площадке. Не все, возможно, знают, что это вообще такое.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: PANORAMA360.

    А.СОЛОВЬЁВА: Да. Как можно прочесть, это самая высокая смотровая площадка Европы.

    А.ШАКАРЯН: И не только.

    А.СОЛОВЬЁВА: Да, и не только. Она находится на 89-м этаже в «Сити» в башне «Федерация».

    А.ШАКАРЯН: Верно.

    А.СОЛОВЬЁВА: А почему именно там? Потому что самая высокая, да?

    А.ШАКАРЯН: Есть предыстория, почему именно там, а не в другом месте.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Расскажите.

    А.ШАКАРЯН: Тогда начнём с самого начала. Первую смотровую площадку мы открывали, это был март 2014 года. Нам пришла идея открыть смотровую площадку, мы оперативно нашли, это был 58-й этаж башни «Империя», проект, который назывался «Смотри Сити». Соответственно, мы открыли и поняли, что есть в этом изюминка, в этом есть бизнес, это людям интересно, потому что это высоко, это скоростные лифты, это большие окна.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Захватывает дух, да.

    А.ШАКАРЯН: Да. И спустя пару лет как-то в общении с моими другими и сейчас уже плюс партнёрами, это компания «Чистая линия», которая производит мороженое, они начали водить экскурсии к себе на фабрику. И вот как-то в общении мы решили, а почему бы не сделать площадку высоко, где можно было бы водить такие экскурсии. Идея всем понравилась. Решили разместить там экскурсионную деятельность, но встал вопрос с площадкой, где бы найти площадку. Потому что площадка, которая у нас была в «Империи», она была порядка 600 или 700 метров квадратных, и места нам не хватало. Потому что мы понимали, что под фабрику нужно много места.

    Это был 2017 год. У нас было впечатление, что мы сейчас пойдём в «Сити» (тогда «Сити» был заполнен как бы процентов на тридцать), будет много площадей, которые мы сможем приобрести, но на самом деле процесс длился год, мы долго искали, искали, были этажи, не было лифтов, были лифты, не было этажей. И в конце нашего пути мы набрели как раз на 89-й этаж.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Вы высоко забрались.

    А.ШАКАРЯН: Да. Его привлекательность была в том, что этот этаж был запроектирован при строительстве как смотровая площадка. Просто потом застройщик от этой идеи отошёл, но она была запроектирована полностью под это всё. Там было всё именно чтобы открыть смотровую площадку. Поэтому появился 89-й этаж.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Отлично, слушайте. И вы, в общем, все ваши, так сказать, бюрократические истории уладили и смогли там всё организовать, это пространство.

    А.ШАКАРЯН: Да. Я говорю, там была простота в том, что нам не нужно было апартаменты переводить в какое-то нежилое жилое, менять документы, она по документам была смотровая площадка.

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть это уже как бы нежилое помещение, да, смотровая площадка.

    А.ШАКАРЯН: Да. И назначение — смотровая площадка.

    А.СОЛОВЬЁВА: Артур, скажите, пожалуйста, вот эта смотровая площадка, она принадлежит государству или это какой-то совместный проект?

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Какая-то частная инициатива, может быть?

    А.ШАКАРЯН: Нет, это частная инициатива. Это частные как бы наши вложения, частный бизнес.

    А.СОЛОВЬЁВА: Насколько я понимаю, это именно официальная смотровая площадка в «Москва-Сити», да?

    А.ШАКАРЯН: Да.

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть это не просто так. Как вы сами считаете, вообще любая популярная достопримечательность, сейчас ваша смотровая площадка, она значится как достопримечательность Москвы. Это одна из достопримечательностей Москвы. Раньше у нас был ресторан «Седьмое небо» в «Останкине».

    А.ШАКАРЯН: Он до сих пор есть.

    А.СОЛОВЬЁВА: До сих пор. А вы выше, кстати, или приблизительно так же, или ниже?

    А.ШАКАРЯН: Плюс-минус так же, да.

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть это практически то же самое.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Расскажите, пожалуйста, сколько стоит посещение вашей смотровой площадки, и кто туда может подняться, на эту площадку? Есть какие-то ограничения, может быть?

    А.ШАКАРЯН: Ограничений нет. У нас 0+. Дети, взрослые — как бы любого возраста. Билеты у нас начинаются от 1200 рублей. Есть у нас ещё льготные билеты, есть семейные билеты. У нас есть билеты, которые можно получать через «Активного гражданина», к нам можно попасть по «Пушкинской карте». Мы участвуем во всех программах, которые есть от города или от Российской Федерации. Поэтому способов купить, приобрести, получить билет на самом деле очень много.

    Билет — это не просто вход на смотровую площадку. У нас на площадке располагаются две фабрики. Одна фабрика — это фабрика по производству мороженого. Причём это полный цикл производства мороженого.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Прям экскурсию взять, да, и пройти все этапы.

    А.ШАКАРЯН: Вот прямо на этаже находится фабрика.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это очень опасно.

    А.СОЛОВЬЁВА: И прям съесть, да, можно?

    М.АЛЕКСАНДРОВА: В конце.

    А.ШАКАРЯН: Нет, съесть можно всегда сразу. Кроме того, что мы производим на этаже пломбирный стаканчик, у нас ещё можно продегустировать 65 вкусов мороженого, это всё бесплатно, это не ограничено, можете кушать, сколько хотите.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Ограничено только собственным горлом.

    А.ШАКАРЯН: Собственным здоровьем, возможностями желудка.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да. Ну и можно взять экскурсию, пройти, посмотреть все этапы, вместе с ребёнком, с семьёй, да?

    А.ШАКАРЯН: Да.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это всё включено в стоимость билета или нужно покупать что-то отдельно?

    А.ШАКАРЯН: Сейчас расскажу. Плюс к этому у нас ещё есть фабрика по производству шоколада.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Слушайте, вы просто по лезвию идёте, конечно.

    А.ШАКАРЯН: Можете попробовать также шоколад. Мы покупаем хорошие бобы, варим шоколад, это тоже можно всё дегустировать. Там можно послушать, как это всё происходит, посмотреть, вам сделают полную экскурсию.

    Также на площадке есть интерактивный гид. Он тоже бесплатный. Вы скачиваете приложение, ходите по площадке, считываете меткой «показывать достопримечательности Москвы», там порядка 50 достопримечательностей. Вы можете слушать про них, смотреть фотографии, смотреть какие-то обзорные фото. Вы можете сами себе устроить экскурсию в любую погоду, потому что все объекты отражаются. Вы также можете заказать себе услугу экскурсовода, она стоит порядка 300 или 500 рублей, который с вами будет ходить и на протяжении 50 минут рассказывать про все эти достопримечательности, если вы сами не хотите из планшета это всё смотреть.

    У нас есть также зона кинотеатра. Мы делали трёхминутный ролик про Москву, как бы от и до наших времён, такой, очень интересный, интерактивный, объёмный ролик, можно его посмотреть. Плюс площадка 360 градусов, видны все достопримечательности, Москва видна.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Со всех сторон можно посмотреть.

    А.ШАКАРЯН: В хорошую погоду видно, как во Внукове взлетают и садятся самолёты.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Кстати, по поводу хорошей погоды. Вообще время на посещение вашей площадки, есть какие-то золотые часы, не знаю, рассвет, закат, может быть?

    А.ШАКАРЯН: Вы знаете, меня постоянно спрашивают. Я говорю, что нужно посещать несколько раз. Потому что утром — это утренняя Москва.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это хороший рекламный ход, да.

    А.ШАКАРЯН: Да. Вечером это Москва с огнями. В непогоду это, как я рассказываю своим друзьям, которые приходят и говорят, ой, слушай, сейчас же непогода, ничего не видно, говорю, потому что картинка сейчас не статичная, а динамичная. Они вот сидят, минут тридцать смотрят, да, ветер наверху, не видно ничего, потом видно, потом видно одно здание.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Просто кино какое-то получается.

    А.ШАКАРЯН: Получается интересно. Поэтому на самом деле нужно приходить в разную погоду, в разное время суток, как бы наблюдать за Москвой. Она очень красивая.

    А.СОЛОВЬЁВА: В Instagram выкладывать.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Я с этой целью интересуюсь. Кстати, наши координаты: SMS-портал +7-925-88-88-948, Telegram govoritmskbot и наш YouTube-канал «Говорит Москва», «Анна и Марина», прямо сейчас можно присоединиться, посмотреть на нас, задать вопрос нашему гостю.

    А.СОЛОВЬЁВА: Артур, я, кстати, хотела поговорить о достопримечательностях. Напомним, что, в общем-то, ваша PANORAMA360 — это уже одна из достопримечательностей Москвы. Расскажите, пожалуйста, как вы сами считаете, вообще любая популярная достопримечательность, она может быть создана только государством, каким-то естественным образом, не знаю, появиться или всё-таки частная инициатива может быть успешна? У вас чисто частная инициатива.

    А.ШАКАРЯН: Чисто частная, да.

    А.СОЛОВЬЁВА: И, в общем-то, довольно успешная.

    А.ШАКАРЯН: Ну да. Если убрать в сторону сейчас то, что происходит, локдаун, мы прекрасно понимаем, COVID, ограничения, то да, вполне популярная площадка. Однозначно да.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я смотрю, у вас есть даже ресторан.

    А.ШАКАРЯН: Есть.

    А.СОЛОВЬЁВА: Так же как «Седьмое небо».

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Не просто ресторан, а там ещё можно организовать свидание, я знаю, забронировать столик.

    А.СОЛОВЬЁВА: Там много всяких активностей, да. И у вас же есть всякие специальные, какие-то вы устраиваете активности, допустим, новогоднее шоу.

    А.ШАКАРЯН: Смотрите, у нас есть календарь событий, которые проходят на площадке. Это не только фабрики, ресторан. Да, у нас есть прекрасный ресторан. Но мы проводим ежегодно порядка тридцать, сорок, пятьдесят каких-то выделенных мероприятий, не считая, что на площадке каждый день что-то проходит. У нас есть анимация, живая музыка, очень много проходит мастер-классов, это то, что мы делаем. Плюс как бы у нас много есть партнёрских программ. Также мы с радийщиками делали, у нас там была выездная студия, каждый день шли живые концерты. У нас был там шахматный турнир, 200 детей одновременно играли в шахматы. Мы там проводим выставки. У нас театры ставят высокие постановки.

    А.СОЛОВЬЁВА: А как вы креативите?

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Кто это всё придумывает?

    А.ШАКАРЯН: Сидит команда…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: …креативщиков и креативит.

    А.ШАКАРЯН: Креативит. Иногда она креативит такое, что лучше не делать, приходиться отметать что-то.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А от чего, кстати, вы отказались? Вот что вам не понравилось из последнего, можете припомнить?

    А.ШАКАРЯН: Не буду.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Не будете. Интересно, но ладно.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я смотрю у вас на сайте: яркое проекционное шоу с эффектом погружения в историю Москвы, например.

    А.ШАКАРЯН: Да.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это то, про что вы рассказывали?

    А.ШАКАРЯН: Да. Это трёхминутный ролик про Москву, есть такое, да.

    А.СОЛОВЬЁВА: Делаете вы какие-то проекты совместно с московскими властями?

    А.ШАКАРЯН: С московскими властями у нас много есть проектов. Они в основном все социальные. Есть «День без турникетов», вы, наверное, знаете, это департамент по предпринимательству, мы совместно с ним проводим, участвуем. Раньше программ на самом деле было много, до ковидной истории. «Добрый автобус» к нам приезжал с нашими пенсионерами, они тоже бесплатно попадали. С городом мы активно участвуем. В 2019 году у нас было на площадке за год 50 тысяч москвичей, которые не безвозмездной основе получили посещение. Это именно были все городские программы.

    А.СОЛОВЬЁВА: А вообще, кто чаще посещает вашу площадку? Это туристы или москвичи?

    А.ШАКАРЯН: Изначально было так, что посещали москвичи, и по этому поводу как бы у нас была некая обеспокоенность. Потому что мы общались с нашими партнёрами, площадка входит в Международную ассоциацию смотровых площадок мира, есть такая. И мы как бы были на съезде, потом ездили с визитом и интересовались, кто у них основной поток. Условно, в Эйфеле 95% — это были туристы, в Берлине — процентов 70-80 были туристы. У них у всех показатель, больше 70% туристы, Нью-Йорк… Мы очень долго думали над этим. С другой стороны, как бы понимали, что дешевле и проще привлечь москвичей, гостей столицы, Московскую область. С учётом того, что мы всё-таки с вами далеко не Нью-Йорк, и у нас Москва, область, десять таких башен, где можно подняться и посмотреть. На самом деле всем очень интересно, потому что скоростные лифты, которые двигаются со скоростью восемь метро в секунду. Вы на 89-й этаж долетаете за 50 секунд, за 48 секунд. Это своего рода тоже как бы шоу. Плюс посмотреть Москву.

    Плюс «Сити» в том, что он сегодня расположен в центре и можно увидеть все достопримечательности, которые находятся рядом.

    Но мы всё равно вели работу, ездили на международные выставки с нашим Департаментом по туризму города Москвы, за что им отдельное спасибо, они нас всегда с собой брали. Мы рекламировали, показывали площадку, общались с партнёрами. Но когда случилась вся эта ковидная история, основной турпоток закрыт, уже иностранцев нет…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И что делать? Как вы справились?

    А.СОЛОВЬЁВА: Москвичи.

    А.ШАКАРЯН: Москвичи.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И они ходили, приходили, им было интересно?

    А.ШАКАРЯН: Да.

    А.СОЛОВЬЁВА: Конечно, интересно. Марин, вот тебе интересно? Мне интересно.

    А.ШАКАРЯН: Сегодня 50% гостей, которые нас посещают, — это именно город Москва. Мы собираем отчёты, там москвичи, потом идёт Московская область, Питер, следующие города Екатеринбург, Краснодар.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Вот я, например, вспоминаю, когда я приезжала в Питер, все же туристы как раз и местные жители на самом деле тоже любят подниматься на колоннаду Исаакиевского собора или Смольного собора, чтобы увидеть перспективу, панораму. А здесь получается такая высота.

    А.ШАКАРЯН: Да, мы же приезжаем в любой город и первым делом или вторым идём на смотровую площадку. Сначала нашу смотровую площадку посмотреть, она не уступает ни одной мировой площадке. Я вам скажу точно, однозначно, что как бы мы даже превосходим. Если взять, что в ассоциацию входят порядка 40 или 50 башен, в топ-10 мы точно входим. Потому что коллеги приезжали и с Эйфеля, и из Гуанчжоу, из Нью-Йорка, из Гонконга, они сказали, что площадка сделана очень круто, очень интересно. Их всех удивляет, как мы подняли сюда фабрики мороженого и шоколада. Они спрашивали: ребят, а где бизнес, или бесплатно всё можно?

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Артур, а как вы считаете, вообще как достопримечательности способствуют развитию города, может быть, как-то притягивают сюда жителей, помимо туризма?

    А.ШАКАРЯН: Туризм — это основная всё-таки деятельность. Мы же понимаем, что сегодня Дубай, понимая, что нефть закончится, они начинают развивать туризм, потому что это у них будет один из основных денежных потоков в страну. Точно так же и Москва. Москва создаёт очень много интересных туристических проектов. Если последнее взять, я недавно был на ВДНХ, он изменился очень-очень сильно. Там есть реально, куда походить, что посмотреть. Горожанам есть, куда сходить. Приходят выходные, мы с вами думаем, куда бы нам сходить, чтобы получить какие-то эмоции. Всё равно людям нужны эмоции.

    Как раз туризм этим отличается, что мы можем сесть и в YouTube всё посмотреть и объездить всю планету за неделю, но мы с вами не получим таких эмоций.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Конечно.

    А.ШАКАРЯН: Мы всё равно хотим приехать на море, искупаться в этом море. Не по телеку его смотреть. Вживую, да.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Вживую получить эмоции, а не через экран монитора.

    А.ШАКАРЯН: Поэтому туристические объекты дают эмоции, дают знания, познаваемость, отдых, наслаждение.

    А.СОЛОВЬЁВА: Вы сейчас упомянули YouTube. Я хочу также напомнить, что у нас до сих пор вся история с COVID, к сожалению, она никак не закончится. Увы. Полтора года уже всё это длится, больше даже уже, по-моему.

    А.ШАКАРЯН: Практически. Два.

    А.СОЛОВЬЁВА: Как это на вас вообще отразилось? Что вы делали в период жёстких ограничений?

    А.ШАКАРЯН: В период жёстких ограничений площадка была закрыта. Это как раз было время осмыслить и понять, что бы нам сделать такое, как привлечь. Потому что любой кризис — это, в принципе, и антикризис, если есть возможности. Мы прекрасно понимали, если есть возможности удержаться на кризисе, чтобы компания не развалилась, то с выхода есть перспектива как бы получить в двойном, тройном объёме.

    Поэтому мы активно работали в онлайне. У нас активно работали все соцсети. Мы рассказывали, показывали. Да, мы показывали площадку, делали обзоры, разыгрывали что-то. Но всё равно людям хочется прийти и посмотреть. Как бы мы ни рассказывали про высоту и скорость, но это нужно ощущать. Поэтому это как раз было время, когда мы готовились к открытию, придумывали новые истории, общались с партнёрами, что мы можем новое сделать, интересное. Поэтому время было.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А что нового вы придумали?

    А.ШАКАРЯН: Из крайнего, что у нас было нового? Из крайнего у нас была Выставка крыльев. К нам приехали десять художников, два художника были у нас зарубежные, одна девочка была из США, вторая из Аргентины. К сожалению, они прилететь не смогли, они сделали эскизы, и здесь художник уже воспроизвёл как бы. «Окрылённые Москвой» называлась выставка. Мы все на стёклах нарисовали красивые-красивые большие крылья разные, и посетители приходили и фотографировались. Сейчас очень такая интересная история, очень много где уже начинают использовать.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это ваша креативная команда наверняка, да, придумала этот проект?

    А.ШАКАРЯН: Знаете, мы её расширили. Мы увидели эту историю в Дубае пару лет назад и сейчас вспомнили. Просто там были одни крылья, у нас — десять крыльев.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А вы доработали.

    А.ШАКАРЯН: Да.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Сделали свои крылья.

    А.ШАКАРЯН: Да.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: У нас впереди Новый год. Я вижу у вас на сайте Panorama 360, вы планируете какое-то нереальное новогоднее шоу для всей семьи. Можете поподробнее рассказать, что это будет?

    А.СОЛОВЬЁВА: Или это сюрприз?

    А.ШАКАРЯН: Во-первых, я думаю, к числу пятому уже площадка будет полностью оформлена. Будет стоять наша ёлка, будет полностью всё новогоднее оформление. Каждый день у нас будут и мастер-классы, и Дед Мороз. Плюс мы ещё подготовили отдельно, у нас есть несколько новогодних шоу, порядка пяти, они у нас проходят в отдельном пространстве, где дети приходят, и порядка 50 минут будет разное шоу. Там есть и химическое новогоднее шоу, и с фокусниками, и с нашей панорамой. Причём у нас есть медведь, который бегает по площадке, очень интересный, и дети, и взрослые его любят.

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть у вас, по сути, такая ёлка, это вариант новогодней ёлки, новогоднее шоу ваше?

    А.ШАКАРЯН: Да, да, да.

    А.СОЛОВЬЁВА: С детишками приходишь.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И развлекаешься. Почему нет? У вас, я вижу на сайте, такая вкладка, называется «Идеи для фото». То есть вы подсказываете ещё своим посетителям лучшие места, локации, где можно сделать фотографии. Может быть, у вас ещё какой-то фотограф специальный работает?

    А.ШАКАРЯН: На площадке ходят два фотографа, они могут вас сфотографировать на профессиональную технику, они могут вам показать, как лучше стоять и как лучше фотографироваться. С учётом того, что, в принципе, сегодня у всех есть уже смартфоны и, возможно, не всегда люди хотят фотографов, поэтому можем даже подсказывать интересные фишки, где встать, как настроить. Потому что в вечернее время освещение у нас приглушённое, чтобы было видно всё, что за окном, поэтому фотографы с радостью поделятся идеями для фотографии.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это неплохо.

    А.ШАКАРЯН: Да. Мы плюс периодически делаем какие-то конкурсы. Конкурсы у нас часто проходят, мы часто разыгрываем и билеты, и депозиты в ресторан разыгрываем.

    Изначально площадка задумывалась, не просто смотровая площадка, а именно место досуга, отдыха, образования, познавательной какой-то части. Поэтому это вот прийти и провести время. И неважно, сколько вам лет, всем должно быть интересно. Папа с мамой сидят в ресторане, ребёнок бегает по площадке, у нас хорошее ковровое покрытие.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Аниматоры.

    А.ШАКАРЯН: Да, аниматоры. Ребёнок с площадки никуда не убежит, потому что везде стоят турникеты. Вы спокойно сидите. Тут как бы ребёнок ни бегал, всё равно он прибежит к одной и той же точке, вы его заберёте.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Слушайте, ну это очень удобно, конечно. Возвращаясь к вопросу туристической отрасли. Как вы сейчас оцениваете состояние туристической отрасли после пандемии?

    А.СОЛОВЬЁВА: Она как бы продолжается.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Продолжается, но периодически какие-то у нас послабления и так далее. Вот сейчас что у нас изменилось?

    А.ШАКАРЯН: Понимаете, периодические послабления, у нас с вами нет понимания «периодические послабления» в какой момент опять как бы закончатся. Поэтому отрасли сложно, тяжело. Вы вкладываете в маркетинг, вкладываете в пиар. Понятно, что никто этого не хочет, но приходит момент, когда вынуждены закрывать и вводить ограничения. В связи с тем, что рекламного шума у нас с вами много, это не двадцать лет тому назад, люди забывают про вас. Периодически приходиться напоминать, напоминать, напоминать. Поэтому не только туристической отрасли, я думаю, многим отраслям сегодня сложно в данной ситуации. Потому что мы же все ещё и взаимосвязаны друг с другом.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Как цепочка, да. А существуют какие-то у вас сейчас ограничения для посещения вашей площадки?

    А.ШАКАРЯН: Ограничения: 50% заполняемость.

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть сохраняется.

    А.ШАКАРЯН: Да, конечно, сохраняем. Плюс все меры, маски, руки — это всё, конечно же, есть.

    А.СОЛОВЬЁВА: А билет у вас можно купить только онлайн или в кассах тоже?

    А.ШАКАРЯН: Билет можно купить у нас на сайте. Билет можно купить у нас, в ТЦ «Афимолл» стоит стойка, можно купить. Поэтому есть разные способы покупки билета.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Я увидела, у вас ещё интересный очень есть раздел про сувенирку, но мы об этом позже поговорим.

    Давайте вернёмся всё-таки к проектам, то, что вы планируете, что у вас будет ещё интересного, может быть, какие-то сотрудничества с какими-то компаниями?

    А.СОЛОВЬЁВА: Я слышала, что у вас с программой мэра «Мой район».

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Коллаборация.

    А.ШАКАРЯН: Да, мы сейчас подключились также к программе мэра «Мой район». Я говорил, что у нас есть «День без турникетов», «Добрый автобус», много ещё программ. Сейчас подключились к «Моему району», тоже программа от мэра Москвы. Точно так же там еженедельно отправляем пригласительные билеты и принимаем посетителей по программе. Вообще в целом, повторюсь, мы однозначно «за» за все эти истории, когда бизнес в какой-то мере может помогать жителям. В данном, конкретном случае необязательно это живые деньги, но это посещение, это досуг, это многодетные, это наши пенсионеры, это просто дети, необязательно чтобы они были, например, больные или бедные, чтобы они посетили. Поэтому идеи хорошие, и мы всегда с городом в цепочке работаем по всем проектам.

    А.СОЛОВЬЁВА: Также я знаю, что можно к вам попасть по «Пушкинской карте», да, вы сотрудничаете тоже с этим проектом?

    А.ШАКАРЯН: Да. Тоже очень хороший проект «Пушкинская карта». Мы сегодня, кстати, смотрели, там очень хорошие показатели, в сентябре месяце в «Яндексе» порядка двух или трёх миллионов человек уже искали «Пушкинскую карту». Потому что «Пушкинская карта» выдаётся молодым людям с 14 до 22 лет. Сегодня она пополняется, точно не помню, то ли на три, то ли на пять тысяч рублей. На следующий год им должны увеличить. Эти деньги они могут потратить, чтобы сходить в музей, в театр, как раз какие-то достопримечательности посещать. Это тоже хорошая федеральная программа как раз дать возможность молодому поколению ходить…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Посмотреть.

    А.ШАКАРЯН: Да.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Сходить в музей, в том числе подняться.

    А.ШАКАРЯН: С «Пушкинской картой» активно работаем, сотрудничаем. В ноябре у нас была также наружная реклама совместно с «Пушкинской картой», где мы поддерживали. Сейчас как раз команда думает дальше над тем, как бы прорекламировать всю эту историю, чтобы дать узнаваемость больше проекту. Потому что есть на самом деле очень много молодых людей, которые даже не в курсе, что у них лежит карта, которую нужно просто прийти, оформить, забрать и потратить.

    А.СОЛОВЬЁВА: Кстати, на этой карте, насколько я помню, три тысячи.

    А.ШАКАРЯН: Да, в этом году три тысячи, на следующий год, говорят, что должны до пяти тысяч, и по планам вроде чуть ли не до десяти тысяч рублей на посещение.

    А.СОЛОВЬЁВА: Вообще прекрасно. Жаль, что мы уже из этого возраста…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Мы немножко не успеваем.

    А.СОЛОВЬЁВА: Даже не немножко.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Но у нас наверняка какие-то льготы уже есть, не расстраивайся. Почему бы нет.

    Артур, почему вы всё-таки решили открыть именно смотровую площадку? Ведь в Москве огромное количество различных проектов, смотровых площадок несколько существует, такой, не самый очевидный выбор. Почему именно смотровая площадка?

    А.ШАКАРЯН: Как я рассказывал, это был 2014 год. Тогда у меня был другой бизнес. У меня был товарищ, с кем мы общались по бизнесу. И вот в общении он говорит: слушай, давай откроем смотровую площадку. Скажу честно, изначально было, как у вас сейчас: смотровая площадка, кому она нужна, что мы там будем делать?

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Что мы будем там показывать?

    А.ШАКАРЯН: Да, что мы там будем показывать. Хотя, с другой стороны, слушай, я говорю, мы же приезжаем, куда бы ни приезжали, бегом, бегом, бегом, на Эйфелеву то ли два, то ли три часа в очереди стоишь либо покупай FastPay, чтобы пройти, по большому счёту, железка и железка. Решили рискнуть. Как бы бизнес, он сам по себе такой, весь бизнес состоит в том, что-то получается, что-то не получается.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Главное — пробовать.

    А.ШАКАРЯН: Всё ли правильно ты сделал, по-разному всё время бывает. После того, как мы открыли, у нас было очень-очень много желающих на тот момент, в 2014 году, посетить «Сити» и подняться на лифте. Мы начали уже относиться к нему… Изначально это было: а давай попробуем. Через месяц мы поняли, что это, в принципе, да, бизнес.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это выстрелило.

    А.ШАКАРЯН: Да, это бизнес и им нужно заниматься как бизнесом.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть открыть площадку и расслабиться после этого у вас не получилось.

    А.ШАКАРЯН: Нет. Открываешь площадку и ни в коем случае не расслабляешься, а начинаешь работать ещё больше, ещё больше, ещё больше. Потому что нужно работать над сервисом, нужно работать с услугами, нужно работать, над досугом, нужно всё время быть в тренде, появляются новые соцсети.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Как говорится, рука на пульсе должна быть.

    А.ШАКАРЯН: Ну да, работа на самом деле всё прибавляется и прибавляется.

    А.СОЛОВЬЁВА: И команду надо собрать и не ошибиться в выборе.

    А.ШАКАРЯН: Потому что всё, что связано с сервисом, с услугами, — это больший объём работы. Это не терминал, это не робот, в который засунул купюру и получил свою игрушку, чай или кофе.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это человеческий фактор.

    А.ШАКАРЯН: Это люди, которые приходят, нравится им погода, не нравится, кому-то не нравится, что мороженое бесплатное…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Как это?

    А.ШАКАРЯН: Ну так вот. У нас очень часто есть такие отзывы, что: больше пяти не съесть, понимаете.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Как-то ограничьте мой выбор, да? Люди теряются, не могут выбрать.

    А.ШАКАРЯН: Нет, говорят, что пять стаканчиков максимум смог съесть, он не может шестой уже кушать.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это столько мороженого можно съесть?

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Просто попробовать.

    А.ШАКАРЯН: Один мальчик у нас съел… Причём нам сложно было ему запретить, потому что рядом стояла мама. И он съел двадцать стаканчиков.

    А.СОЛОВЬЁВА: Двадцать?!

    А.ШАКАРЯН: Да.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Аня, это даже нас можно переплюнуть.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я вспомнила выпуск «Ералаша», где мальчик ел эклеры. Помните?

    А.ШАКАРЯН: Да, да, да. С ним была мама, нам какие-то запреты вводить было сложно для мальчика. В любом случае, всего много — вредно как бы.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А с шоколадом тоже пытаются побольше съесть и уйти?

    А.ШАКАРЯН: Да. Съедают нормально.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Просто, когда вы говорите, шоколадная фабрика, я сразу вспоминаю фильм «Чарли и шоколадная фабрика», когда там дети отправлялись на эту фабрику, и там вот эти огромные котлы с шоколадом, с мармеладом, с конфетами. Это примерно так у вас выглядит или чуть попроще всё-таки?

    А.ШАКАРЯН: Ну практически, если брать помещение, где находится шоколадная фабрика, это как ваша студия помещение.

    А.СОЛОВЬЁВА: Ой, такое маленькое, да?

    А.ШАКАРЯН: Да. Но мы же покупаем… У нас же есть фабрика мороженого. Понимаете, на самом деле, чем меньше фабрика, тем оно сложнее.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Крафтовая история такая.

    А.ШАКАРЯН: Да. Потому что мы же хотим получить качество как на большой фабрике.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А не фабричное такое какое-то, на поток.

    А.ШАКАРЯН: Да. Но при этом мы делаем уникальную копию меньших размеров всех фабрик. Это более сложно, это более трудоёмко сделать и получить качество.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А какой шоколад у вас можно попробовать?

    А.ШАКАРЯН: Горький, молочный.

    А.СОЛОВЬЁВА: Все виды, видимо, да?

    А.ШАКАРЯН: Да.

    А.СОЛОВЬЁВА: А белый?

    А.ШАКАРЯН: Белого нет, есть молочный.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Ну доработают, я думаю, Ань, после твоего запроса, белый. Креативной команде, пожалуйста, отправьте запрос. А у вас просто шоколад, без изюма, без орехов или с какими-то добавками?

    А.ШАКАРЯН: Есть шоколад в фундуке, есть шоколад в миндале.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А какой-нибудь горячий шоколад не делаете вы?

    А.ШАКАРЯН: Мы можем попросить, вам нальют.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Отлично.

    А.СОЛОВЬЁВА: А вообще вот эта идея создать фабрики прямо на смотровой площадке, там были какие-то сложности технические, например?

    А.ШАКАРЯН: Реализация была сложная.

    А.СОЛОВЬЁВА: Сложная, да.

    А.ШАКАРЯН: Сложная реализация была, потому что, я говорю, там вся сложность в том, чтобы не просто вам давать мороженое, а именно давать мороженое того качества, которое вы покупаете в магазине. Потому что всё-таки за мороженым стоял бренд «Чистая линия» и они однозначно сказали, что если мы не получим того качества, которое выходит у нас с нашего завода, мы от этой идеи откажемся.

    А.СОЛОВЬЁВА: А вот это мороженое, которое делают на смотровой площадке, оно продаётся… вернее, не продаётся, а люди, которые туда приходят, они его едят. А вне уже не продаётся, в городе?

    А.ШАКАРЯН: Нет.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это вот прям эксклюзив. Красота какая.

    А.ШАКАРЯН: Соответственно, у нас его дегустируют, кушают. Плюс мы периодически разыгрываем очень много мороженого. Летом мы каждый день разыгрываем по 100 коробок мороженого среди наших гостей, аудитории в разных сетях. Поэтому нам всегда есть, куда как бы…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Вы заранее объявляете этот конкурс?

    А.ШАКАРЯН: Да, заранее объявляем.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Просто хочу записать, если что, поучаствовать, когда будет 100 килограммов.

    А.ШАКАРЯН: А вы следите за нашими соцсетями.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: У вас сайт pnr…

    А.ШАКАРЯН: Pnr360.ru.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Там как раз в разделе «Афиша».

    А.СОЛОВЬЁВА: Там можно купить билет, там можно всё посмотреть, там можно забронировать столик в ресторане.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И организовать свидание. Вот что за такая организация свидания? К вам какой-то молодой человека, девушка или пара обращаются? Какая-то торжественная дата, может быть, у них планируется.

    А.ШАКАРЯН: У нас каждую пятницу ЗАГСы Москвы проходят…

    А.СОЛОВЬЁВА: Да! Вы же одна из площадок, кстати говоря, это очень интересно.

    А.ШАКАРЯН: Да. У нас бракосочетания проходят, ЗАГСы Москвы проводят у нас каждую пятницу. Плюс к этому очень часто молодые люди хотят сделать предложение. А где его ещё сделать, если не наверху, в красивой атмосфере, с лепестками, со скрипачом, со свечками.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: У вас и скрипач своей есть?

    А.ШАКАРЯН: У нас рояль стоит на 89-м этаже.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: С ума сойти.

    А.ШАКАРЯН: Так что скрипка — это лёгкий инструмент, который можно поднять.

    А.СОЛОВЬЁВА: Скрипач даже у нас есть, Марин.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: У каждого есть свой скрипач, да.

    А.ШАКАРЯН: Два предложения, которые на моей памяти, я их помню. Первое предложение было года три назад. Молодой человек договорился с альпинистами, которые ему эту башню, они в этот момент как раз мыли башню, и альпинист, который мыл стеклопакеты, спустился с надписью выйти за него замуж.

    А.СОЛОВЬЁВА: Ничего себе, так можно.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Как феерично.

    А.СОЛОВЬЁВА: Феерично. Это романтично, я бы сказала, а не феерично.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Романтично — это когда по классической схеме какой-то работают, а это феерично. Я поспорю с тобой.

    А.СОЛОВЬЁВА: Креативный парень.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Не зря у вас креативная команда работает.

    А.ШАКАРЯН: Второе предложение, вы, наверное, про него знаете, оно в соцсетях очень много было, это сын Валерии делал предложение своей теперь уже супруге. Они находились на углу, где рядом стоит тоже башня, у неё есть бегущая строка. Накрыли стол, они сидели ужинали, и когда он отошёл, там как раз появилась надпись: «Выходи за меня замуж».

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И она увидела это.

    А.СОЛОВЬЁВА: А если бы она отвернулась?

    А.ШАКАРЯН: Я так понимаю, минут пять эта бегущая строка была. Он подошёл, если я не ошибаюсь, с кольцом. В общем, тоже…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А все могут такую услугу заказать с бегущей строкой, с людьми, которые моют окна?

    А.ШАКАРЯН: С альпинистами на самом деле сложно, потому что надо предугадать, они же смотрят, если какая-то скорость ветра, то альпинистов не выпускают. Всё равно это 89-й этаж и есть сложности с этими историями, можно день в день не попасть, даже час в час не попасть. С бегущей строкой, наверное, да, проще, это уже не зависит от погоды или от ветра.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Ну либо работаем по классической схеме: рояль, скрипка.

    А.ШАКАРЯН: Да. Вот всегда рабочая история.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Какая-то ещё анимация.

    А.ШАКАРЯН: Есть, где фантазировать, что-то придумать.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это к вам можно обратиться за идеей или обычно к вам клиенты уже обращаются?

    А.ШАКАРЯН: Можно обратиться к нам за идеей. Часто молодые люди сидят, уже у них есть какие-то гиперактивные идеи.

    А.СОЛОВЬЁВА: Артур, я на вашем сайте сейчас сижу и смотрю, у вас куча очень интересных проектов, которые уже состоялись. Например, у вас был проект с «ЛитРесом», «Неделя книги».

    А.ШАКАРЯН: Да.

    А.СОЛОВЬЁВА: Что это было?

    А.ШАКАРЯН: С «ЛитРесом» у нас стояла такая будка, туда заходили наши посетители и слушали книжки от «ЛитРеса».

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Принудительно, нет?

    А.ШАКАРЯН: Нет, они выбирали, в наушниках садились и слушали.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Там можно любую книгу было выбрать.

    А.ШАКАРЯН: Да.

    А.СОЛОВЬЁВА: Космическая одиссея с ВДНХ и City Sightseeing. Это что такое?

    А.ШАКАРЯН: City Sightseeing — это наши партнёры «двухэтажные автобусы» красные, которые по Москве, ВДНХ — это павильон «Космос», мы с ними тоже сотрудничаем. У нас и с ВДНХ, и с «Зарядьем», и с City Sightseeing, и с Radisson, и с «Бункером», и с «Останкино», смотровой площадкой, очень тёплые взаимоотношения. Поэтому туризм периодически находит какие-то истории, коллаборации. Сегодня, кстати, можем поздравить, сегодня канатной дороге нашей три года, у них сегодня день рождения.

    А.СОЛОВЬЁВА: Три года уже?

    А.ШАКАРЯН: Да.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Как летит время.

    А.СОЛОВЬЁВА: Кошмар какой-то.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Как быстро растут чужие дети.

    А.СОЛОВЬЁВА: Ничего себе. Мы поздравляем.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Здорово.

    А.ШАКАРЯН: У нас коллеги поехали поздравлять. С канатной дорогой у нас очень много совместных каких-то акций. Мы сейчас думаем над созданием какого-то единого билета, чтобы вы купили билет и смогли посетить, условно, пять-шесть каких-то достопримечательностей.

    А.СОЛОВЬЁВА: Кстати, хорошая идея.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Для активных граждан, да.

    А.СОЛОВЬЁВА: Когда ты покупаешь вот эту карту… Как она за границей называется?

    А.ШАКАРЯН: Единый билет, может действовать три дня: вы на кораблике покатались, потом на автобусе, потом на канатной дороге, а потом сходили, условно, на PANORAMA на 89-й этаж поднялись.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Артур, расскажите, пожалуйста, как строится ваш рабочий процесс? И вообще, помимо креативной команды, которая, мы выяснили, что она есть, много ли сотрудников в вашей компании работает?

    А.ШАКАРЯН: В PANORAMA трудятся 180 человек. Это офисная часть, это люди, которые работают на площадке, это лифтёры, промоутеры, повара, официанты, администраторы, экскурсоводы, это сотрудники наших фабрик.

    А.СОЛОВЬЁВА: У вас довольно большая команда.

    А.ШАКАРЯН: Да. Это дизайнеры, которые трудятся над сувенирным магазином. Очень хороший сувенирный магазин, с хорошим качеством продукцией. Это 180 человек, которые постоянно трудятся на площадке. Есть ещё, соответственно, компания на аутсорсинге, которая помогает нам в различных проектах.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: В связи с пандемией пришлось как-то частично перевести вашу команду на удалённый режим работы?

    А.ШАКАРЯН: При локдауне, соответственно, все сидели, на удалёнке работали. После того, как локдаун был отменён, мы все вернулись. Потому что у нас всё равно в основном общение и работа связана с людьми.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Нужно коммуницировать.

    А.ШАКАРЯН: Да. Площадка не может существовать без сотрудников, в онлайне. Есть люди, которым нравится в онлайне работать. Мне не нравится, мне всё равно как бы хочется живого общения, когда приходят сотрудники, мы сидим, обсуждаем, не в онлайне, не в Zoom, а именно вживую.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Когда видишь эмоции человека.

    А.ШАКАРЯН: Конечно.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Всё-таки возвращаясь к вашему сувенирному магазину, вы несколько раз о нём упомянули. Что в нём представлено? Что чаще всего покупают? Расскажите, пожалуйста.

    А.ШАКАРЯН: Там представлена полностью вся сувенирная продукция. Как раз был 2017 год, мы начали уже открывать нашу Panorama, соответственно, в этот момент съездили в Америку, в Китай, посмотрели площадки. Обращали внимание, что лучше, что хуже, что покупают. И сами того не понимая, как бы я помню, что в Нью-Йорке я зашёл на две-три площадки и на несколько сотен долларов купил сувенирной продукции с собой.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Ничего себе.

    А.ШАКАРЯН: В Европе и в Америке выручка доходит до 50% от сувенирной продукции. Поэтому однозначно была поставлена задача, что нам нужна сувенирная продукция и это должна быть хорошая продукция, это не должно быть, условно говоря, либо…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Не ширпотреб.

    А.ШАКАРЯН: Не то, что ширпотреб. Это не продукция, которую вы купили, пока спустились, она уже испортилась, вы её выкинули. Всё равно сувенирная продукция в себе несёт как бы рекламную, маркетинговую историю. У вас стоит кружка с Panorama год, два, вы же пьёте, пользуетесь, видите, мы всё время напоминаем о нас. Магнит висит или футболка. Поэтому, если это хорошее качество, пользуетесь, нет — то у вас и настроение испорченное, и мы не получили как бы того, что ожидали от получения сувенирной продукции.

    Поэтому сидит команда из двух дизайнеров, которые придумывают постоянно новые, какие-то интересные дизайны. Мы на фабриках отшиваем те же самые футболки, толстовки, потом отдаём их в печать, кружки. На самом деле ассортимент очень большой, там более 500 наименований. Повторюсь, всё соответствует качеству, всё это —  качественные продукты.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Что чаще всего покупают? Есть какой-то у вас рейтинг?

    А.ШАКАРЯН: Я думаю, что топ номер один всё равно магниты, которые мы все любим покупать и вешать на холодильник.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Бедные холодильники наши, да.

    А.ШАКАРЯН: Кружки, футболки, соответственно, в сезон толстовки.

    А.ШАКАРЯН: Я вижу, у вас ещё детские игрушки какие-то симпатичные представлены.

    А.ШАКАРЯН: Детские игрушки. Сейчас мы запустили как раз новую коллекцию с нашими знаменитыми «вкусовыми сосочками».

    М.АЛЕКСАНДРОВА: «Чистая линия» мороженое.

    А.ШАКАРЯН: Да. Там большая у нас коллекция.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А что за коллекция? Как это связано с сувениркой?

    А.ШАКАРЯН: У нас футболки с этой аббревиатурой, бейсболки, кружки.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть вы обыгрываете эту шутку на своей сувенирной продукции.

    А.ШАКАРЯН: Да. Потом у нас есть сувенирная продукция с 3D-анимацией. Вы наводите камеру телефона, скачиваете приложение, и там вырастают башни: у вас на футболке, на кружке, на блокноте, на всё остальном.

    А.СОЛОВЬЁВА: Красота какая.

    А.ШАКАРЯН: Да, такая хорошая игрушка.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я, кстати, посмотрела на вашем сайте, вы участвуете в Black Friday, сегодня 26-е число и сегодня можно купить.

    А.ШАКАРЯН: Да.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Что можно ещё успеть сегодня сделать?

    А.ШАКАРЯН: С 19 до 21 часа можно купить билет с открытой датой с 40-процентной скидкой.

    А.СОЛОВЬЁВА: Да, там большая скидка.

    А.ШАКАРЯН: Хорошая скидка.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Друзья, не упустите.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я просто сама заинтересовалась.

    А.ШАКАРЯН: Я вам принёс билеты.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Спасибо. Раскрыли все карты. Анна заинтересовалась.

    А.ШАКАРЯН: Билеты с открытой датой действуют полгода, вы можете в любое время, не привязываясь к дате, времени, прийти с 40-процентной скидкой, это будет дешевле билет, чем билет с конкретной датой, с конкретным временем.

    А.СОЛОВЬЁВА: Намного просто. Да, это очень выгодно.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Сегодня с 19 до 21 часа. Главное — успеть.

    А.СОЛОВЬЁВА: Выгодная история.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Артур, ещё хочется спросить о ваших ближайших планах по проектам. Что вы делаете, помимо каких-то новогодних историй, которые в ближайшее время?

    А.СОЛОВЬЁВА: После Нового года.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да, в следующем году, может быть, какие-то сотрудничества тоже, коллаборации с какими-то компаниями?

    А.ШАКАРЯН: Мы сейчас общаемся с Пушкинским музеем, общаемся с МХАТом. Потому что, как я говорил, это не только у нас смотровая площадка, мы ещё хотим как бы давать какие-то знания людям, с постановками, с экспозициями.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Как вы говорили, спектакли какие-то будут.

    А.ШАКАРЯН: Да. Уже были и ещё будут.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: С Пушкинским театром вы сотрудничали.

    А.ШАКАРЯН: Хотим поставить балет. Хотим зарегистрировать ещё пару рекордов.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Каких? Или это секрет?

    А.ШАКАРЯН: Они ещё не реализованы. Один рекорд хотим зарегистрировать, связанный с эстрадной деятельностью, с музыкантами, с певцами. Второй — с производителем одних интересных вещей, это будет интересный рекорд, если получится. Мы же планируем, потом смотрим, как это ляжет.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Какая отдача.

    А.ШАКАРЯН: Даже не отдача. Условно, если мы захотим поднять десять слонов, зафиксировать, мы понимаем, что мы не поднимем, просто: а — нам не дадут, б — мы их никуда не засунем.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Ну да, высоковато.

    А.ШАКАРЯН: Поэтому в календаре у нас всегда всё есть. Соответственно, сейчас как бы готовим активную программу на 2022 год. Новогодние праздники — это новогодние праздники. Потом у нас есть и 23 февраля, и 8 Марта, и День влюблённых.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И 14 февраля.

    А.ШАКАРЯН: И самый главный наш праздник, который мы больше всего любим, это 9 Мая, потому что у нас в этот день и оркестр играет, очень много активностей проходит. Ну и дальше по календарю День города и всё остальное.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А вы ориентируетесь вообще на опыт зарубежных коллег? Вот вы рассказывали про одно мероприятие, которое вас вдохновило на собственное мероприятие под названием «Крылья», в Дубае вы увидели. А что-то ещё, может быть, вам как-то запомнилось, то, что хотелось бы реализовать?

    А.СОЛОВЬЁВА: А ещё у меня возник вопрос в связи с этим. Вот лично для вас, ваша какая самая любимая смотровая площадка за пределами Москвы, вот за границей, где вас прям поразило?

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Хочется туда вернуться.

    А.ШАКАРЯН: Вот мы были в Гуанчжоу. Там на крыше площадке на последнем этаже ещё стоял аттракцион, который тебя поднимал ещё метров на пятьдесят и резко спускался.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Как страшно. Так не захотелось в Москве сделать?

    А.ШАКАРЯН: У нас просто крыша не позволяет…

    А.СОЛОВЬЁВА: Это для больших любителей риска.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Но это не мы с тобой.

    А.ШАКАРЯН: И ещё у них одна из таких: вагоны по краю башни тоже ходили.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Какой кошмар.

    А.ШАКАРЯН: Люди любят адреналин, им нужно, чтобы было страшно.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Аня, у тебя есть какая-то любимая площадка?

    А.СОЛОВЬЁВА: Мне всегда страшно.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Ты не ходишь на смотровую?

    А.СОЛОВЬЁВА: Я хожу, но, в принципе, я не могу подойти к краю.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И посмотреть вниз.

    А.СОЛОВЬЁВА: Нет, я посмотрю. Я пытаюсь себя преодолеть всегда. Но здесь закрытое пространство, поэтому это не так страшно.

    А.ШАКАРЯН: Самое главное, высоту когда мы почувствовали, мы когда приехали смотреть площадку, внутренние лифты ещё не работали, а работал наружный лифт. Это такие рельсы, вагончик железный, который бежит вверх. Чтобы посмотреть площадку, как раз мы в этом вагончике железном летели на 89-й этаж.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Слушайте, это очень страшно.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это незабываемо, я думаю, было на самом деле.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: У нас время эфира подходит к концу. Буквально 30 секунд. Артур, хочу у вас успеть спросить, а есть ли какая-то глобальная цель, миссия у команды PANORAMA360 относительно вашего проекта?

    А.ШАКАРЯН: Да.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Расскажите.

    А.СОЛОВЬЁВА: Только коротко.

    А.ШАКАРЯН: Чтобы все россияне один раз посетили смотровую площадку.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И вернулись к вам ещё, мне кажется, по второму и третьему разу.

    А.СОЛОВЬЁВА: Конечно. Там и ресторан есть, и всякие активности.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Друзья, у нас в гостях был управляющий партнёр смотровой площадки PANORAMA360 Артур Шакарян. Артур, мы уже к вам собираемся.

    А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо вам большое, мы придём, мы сто процентов. Двести, тысяча процентов.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Я в тебе, Анна, не сомневаюсь. Анна Соловьёва.

    А.СОЛОВЬЁВА: Марина Александрова.

    А.ШАКАРЯН: Спасибо.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено