• Директор по связи с государственными органами компании ADG Group Михаил Лоскутов в программе «Выход в город» от 28 февраля 2022 года.

    Районные центры: чего хочет современный житель Москвы?

    13:00 Фев. 28, 2022

    Районные центры: чего хочет современный житель Москвы?

    В гостях

    Михаил Лоскутов

    директор по связи с государственными органами компании ADG group

    М.АЛЕКСАНДРОВА: 13 часов 4 минуты в Москве. Всем доброго дня, дорогие друзья. В студии Анна Соловьёва. 

    А.СОЛОВЬЁВА: И Марина Александрова. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Программа «Выход в город». Сегодня у нас интересная тема: обсуждаем районные центры; узнаем, чего хочет современный житель Москвы. У нас в гостях директор по связи с государственными органами компании ADG Group Михаил Лоскутов. Михаил, здравствуйте. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Здравствуйте.

    М.ЛОСКУТОВ: Здравствуйте.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Михаил, расскажите, пожалуйста, как появилась идея проекта «Место встречи», вообще что это за проект и что он сегодня из себя представляет?

    М.ЛОСКУТОВ: Районные центры «Место встречи» были созданы и создаются всё еще на базе устаревших московских кинотеатров. Раньше мы помним, это было место притяжения местных жителей. Но с годами они утратили свою функцию, многие были заброшены и сейчас эти объекты воссоздаются на новом уровне и становятся новыми точками притяжения фактически для жителей Москвы, где можно удовлетворить максимум потребностей горожан. 

    Мы считаем, что наши центры улучшают качество жизни, и комфорт посетителей — одно из приоритетных направлений работы. Поэтому нам помогают разнообразные досуговые концепции. Есть широкая сетка мероприятий для посетителей всех возрастов, для детей, родителей, подростков, взрослых и людей серебряного возраста. Отдельная стратегия для каждой целевой аудитории у нас есть. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А в какой стадии сейчас находится проект? Открытия каких районных центров нам ждать в ближайшее время?

    М.ЛОСКУТОВ: На сегодняшний день мы открыли десять районных центров. В ближайшие полгода мы планируем открыть ещё четыре объекта: это «Место встречи Киргизия» в Новогиреево; это «Место встречи Экран» в Марьино; это «Байконур» в Отрадном и «Орбита» в районе Нагатинский Затон, рядом с метро «Коломенская».  

    А.СОЛОВЬЁВА: Я понимаю так, что на базе всех бывших старых московских кинотеатров открываются ваши центры?

    М.ЛОСКУТОВ: В конце 2014 года правительство Москвы провело открытый аукцион, где продавались права собственности на 39 московских кинотеатров. Это, конечно, не все кинотеатры Москвы, но достаточно большое количество.    

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть их сейчас перестраивают, я знаю. В принципе, там есть какая-то единая концепция, да?

    М.ЛОСКУТОВ: Да, вы правы. Многие из них перестраиваются, об этом я могу чуть подробнее рассказать, но сначала про единую концепцию. Вы имеете в виду архитектурную концепцию?

    А.СОЛОВЬЁВА: Да. 

    М.ЛОСКУТОВ: Архитектурная концепция да, единая. Она была разработана командой известного британского архитектора Аманды Ливит. Именно её бюро создавало проект реконструкции Музея Виктории и Альберта в Лондоне; реконструировало «Галери Лафайет» в Париже,  известный универмаг; создавало концепцию Музея искусства, архитектуры и технологии в Лиссабоне. Затем эту единую концепцию российские архитекторы адаптировали, то есть они разработали проектную документацию и адаптировали каждое здание. Потому что каждое здание уникально: у него есть собственная площадь, собственная площадь земельного участка, ориентация по сторонам света и дорожные сети. Есть характерные особенности. Каждый районный центр, как мы называем наши объекты, имеет прозрачные стеклянные фасады. Они создают эффект открытости к городу и фактически стирают границы. 

    А.СОЛОВЬЁВА: И как можно больше света поступает. 

    М.ЛОСКУТОВ: Да, совершенно верно. Это очень важно, особенно для Москвы. И ещё важная особенность — это безбарьерная среда. Это не только отсутствие барьеров для лёгкого перемещения людей с ограниченными возможностями, но ещё и минимальное количество перегородок. Очень широкие галереи. Фактически первый этаж нашего объекта — это крытая городская площадь.     

    А.СОЛОВЬЁВА: Вы сейчас рассказали о трендах, об урбанистике, на которую опираетесь.

    М.ЛОСКУТОВ: Здесь есть ещё один небольшой нюанс. Если говорить о трендах и урбанистике, то я бы остановился, во-первых, на децентрализации мегаполиса, с тем, чтобы инфраструктура в районе проживания людей была достаточно развита, с тем, чтобы людям не приходилось ездить за досугом в центр. Таким образом, мы считаем, что мы улучшаем качество жизни москвичей. 

    И ещё одна концепция интересная — это концепция пятнадцатиминутного города. Его основоположник профессор Карлос Морено предлагал системно проанализировать две вещи: это — где человек живёт и куда ему нужно добраться. По его мнению, основные услуги должны располагаться в пределах одного района. Концепция пятнадцатиминутного города — так урбанисты называют эту концепцию. Она предполагает также создание локального сообщества, которое будет заявлять о своих потребностях и принимать непосредственное участие в развитии инфраструктуры и планировании пространства. 

    Говоря ещё о наших особенностях, можно сказать, что хотя эта концепция развивается уже довольно долгие годы, особенно актуально она стала в период пандемии, когда вся жизнь сократилась до локального масштаба.

    А.СОЛОВЬЁВА: До района. 

    М.ЛОСКУТОВ: Дом, район.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А в чём отличие районных центров, про которые вы рассказываете, от торговых центров? 

    М.ЛОСКУТОВ: Есть действительно существенная разница. Люди приходят в районные центры «Место встречи» не только за разнообразными товарами и услугами, но ещё и за качественным досугом, которому мы уделяем очень большое внимание. Поскольку время идёт, и потребности меняются, ничто не стоит на месте, кино уже не является единственным необходимым форматом досуга. Современным горожанам нужно гораздо больше форматов, ярких эмоций, поэтому все концепции достаточно разнообразны. 

    Широкая сетка мероприятий для каждого районного центра разработана отдельно. И предложения по развлечениям, есть определённые направления. Конечно, это кино, и арт-классы, и спортивные мероприятия, и лектории, то есть то, что нужно для современного жителя Москвы, чтобы отвлечься от забот и волнений.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А почему было бы просто неправильно восстановить кинотеатры, например, а не всё переделывать полностью?

    М.ЛОСКУТОВ: Как я уже сказал, не только кино является основной базовой потребностью для людей при проведении досуга. Многие кинотеатры в том состоянии, в котором они были, действительно требовали перестройки. Нам пришлось в большинстве объектов менять несущие конструкции. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Я знаю, например, кинотеатр «Орбита», который находится на метро «Коломенская». Там же полностью, насколько я знаю, сносили кинотеатр, и всё восстанавливали, выстраивали. 

    М.ЛОСКУТОВ: Да, вы правы. Замена несущих конструкций предполагает демонтаж здания. Поскольку мы увеличивали этажность, очень углублялись вниз, подземный этаж, очень трудно реализовать.  

    А.СОЛОВЬЁВА: В принципе, это логично, потому что мы все помним, как выглядели старые кинотеатры. Это объективно устарело. 

    М.ЛОСКУТОВ: С эпохой развития видеопроката, помните, в 90-х годах люди стали достаточно мало ходить в кинотеатры. А большинство кинотеатров московских были типовые, это были стандартные залы, в основном это были однозальники приблизительно на тысячу мест.

    А.СОЛОВЬЁВА: Кирпичные такие здания?

    М.ЛОСКУТОВ: Да, они были кирпичные.

    А.СОЛОВЬЁВА: Довольно мрачные, выглядели они не очень. 

    М.ЛОСКУТОВ: Везде по-разному. Безусловно, на тот момент, возможно, они были новаторскими решениями. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Шестидесятые годы, наверное.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Михаил, сейчас очень остро стоит вопрос о сохранении и переосмыслении исторического наследия. Что вы делаете в этом направлении и какие существуют планы?

    М.ЛОСКУТОВ: Сохранение и переосмысление, вы правы. Мы всегда перед тем, как начать работу, проводим тщательный анализ объектов, включая состояние конструкций, используемых материалов и других параметров. Тип этой реконструкции определяется индивидуально для каждого объекта. Надо сказать, большинство зданий, что мы приобрели, было в аварийном состоянии. Но есть здания, для которых была возможна и адаптация. Например, это кинотеатр «Саяны» в районе Ивановское; это «Звёздный» на проспекте Вернадского; «Варшава» на «Войковской». Такие объекты мы реконструируем лишь частично. 

    Мы стараемся сохранять такие знаковые элементы декора старых кинотеатров как, например, в кинотеатре «Первомайский» были размещены мозаичные панно работы скульптора Чернышёва. Их перед началом реконструкции бережно демонтировало специальное бюро.  

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть их сохранят.

    М.ЛОСКУТОВ: На реставрацию были отправлены эти объекты, были отреставрированы, дополнены и законсервированы. И некоторые мозаики мы будем экспонировать в специально созданном помещении в новом здании кинотеатра «Первомайский». Называется музей кинотеатра «Первомайский.      

    А.СОЛОВЬЁВА: Когда планируют открыть?

    М.ЛОСКУТОВ: В текущем году. Работы ведутся по многим объектам достаточно динамично, и мы открываемся достаточно быстро. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Просто я знаю, были опасения по поводу именно этой мозаики в кинотеатре «Первомайский». Я даже читала статьи на эту тему. 

    М.ЛОСКУТОВ: Да, мы всем отвечали, всем интересующимся, всем специалистам отвечали, показывали фотографии. Все мозаики были бережно сняты, отреставрированы, сохранены и теперь ждут момента установки. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Среди всех этих кинотеатров, стандартных кирпичных зданий, особняком стоит кинотеатр «Родина» на «Семёновской». Какая у него судьба?

    М.ЛОСКУТОВ: «Родина» была построена в 1938 году и открыта. «Родина» — это объект культурного наследия, поэтому здесь мы занимаемся бережной реставрацией, здесь ни о какой реконструкции речи не идёт. На сегодняшний день уже сняты строительные леса на фасадах и открыт обзор на центральный фасад со знаменитой фасадной фреской. На ней не просто заменили разбитые плитки, почистили и отполировали все декоративные элементы, характерные для той эпохи. Восстановили все элементы цвета, колористическое решение совершенно оригинальное, как было при открытии. Сейчас завершаются работы по реставрации кессонных потолков с колоннами. Все уцелевшие люстры и бра будут отреставрированы, доукомплектованы на основании исторических образов и установлены на соответствующие места.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть вы стараетесь максимально сохранить?

    М.ЛОСКУТОВ: Абсолютно, сто процентов. И более того, я хочу сказать, что мы не только воссоздаём то, что было утеряно, но ещё и воссоздаём открытый ресторан на крыше кинотеатра. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Там был даже ресторан?

    М.ЛОСКУТОВ: Да. Это одно из главных отличительных особенностей именно этого здания. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Видимо, очень давно был ресторан, потому что я его не застала. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Его никто не застал. 

    М.ЛОСКУТОВ: Конец тридцатых годов, после войны он открылся, поработал в пятидесятых годах. Мы добавляем два лифта, один из которых привезёт гостей прямо на террасу, на крышу.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Этот обновлённый кинотеатр «Родина», там тоже будут досуговые вещи?

    М.ЛОСКУТОВ: Вы абсолютно правы. В конце этого года мы должны его открыть. Очень много работы именно по детальному сохранению и воссозданию каждого декоративного элемента.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А что вообще говорят местные жители? Вы с ними как-то поддерживаете диалог, опрашиваете, что они хотят видеть?

    А.СОЛОВЬЁВА: Прислушиваетесь к ним?

    М.ЛОСКУТОВ: Да, позитивную обратную связь мы от них получаем и видим, что предложенная нами концепция совпадает с пожеланиями людей. Провели исследование интересное и поняли, что приблизительно половина посетителей районных центров «Место встречи» главным мотивом называют досуг, а 40% приходят, чтобы провести время с детьми. Диалог поддерживается таким образом. В каждом районном центре есть менеджер по работе с сообществами. Мы называем это комьюнити-менеджер. Он помогает людям не только ориентироваться внутри здания, но ещё и изучить программу мероприятий. Он ещё собирает обратную связь относительного того, чего не хватает, на чём они хотели бы сделать акцент или обратить внимание при проведении мероприятий. Можно через соцсети. У каждого объекта есть своё приложение, называется «Место встречи»; дальше по названию объекта, где есть тоже функция… 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И что-то можно посоветовать, как-то высказаться, если есть какие-то пожелания, да?

    М.ЛОСКУТОВ: Безусловно. Это очень важно, потому что каждый район уникальный по своей сути и по потребностям людей. Мы проводили опрос, исследование перед началом этого проекта. Оно сейчас проходит, поскольку проект называется динамическим, мы продолжаем получать обратную связь. Это очень важно для развития. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Насколько я понимаю, эти районные центры занимаются тем, что, по сути, возрождают культуру добрососедства; соседи, наконец-то, знакомятся друг с другом.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И знают, кто у них живёт на лестничной клетке. 

    А.СОЛОВЬЁВА: И не только на лестничной, но и в рамках района. 

    М.ЛОСКУТОВ: Вы совершенно правы. Мне кажется, в течение долгих лет, живя в большом городе, мы считали, что главное его преимущество — это приватность и определенная дистанция друг от друга: ты никого не знаешь, тебя никто не знает. И это было комфортно. То со временем стало понятно, что теплота соседского общения это достаточно важная ценность, особенно в период пандемии, как мы с вами узнали. Поэтому мы создаём такие пространства, где люди могут увидеть тех, кто живёт рядом, пообщаться и, возможно, подружиться.      

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Почему бы и нет. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Раньше не было проблемы добрососедства, когда были коммуналки. Потом, когда коммуналки исчезли, и люди стали переезжать в собственные квартиры, то они перестали общаться. А сейчас вы возобновляете. 

    М.ЛОСКУТОВ: У каждого процесса есть две стороны. Комфорт влечёт за собой что-то. Наша задача — уравнять.     

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Михаил, вы много говорите о том, что районные центры призваны стать новыми центрами притяжения. А всё-таки за счёт чего, чем вы привлекаете людей? Вы говорили: там будут лектории, кинотеатр будет, ещё какие-то истории, активности. Можно поподробнее рассказать?

    М.ЛОСКУТОВ: В течение очень долгого времени люди из районов не центральных ездили за качественным досугом в центр города. Досуг сейчас — это одна из наиболее важных направлений работы нашей концепции. В первую очередь мы задаём активности для местных жителей, приглашая их непосредственно участвовать. Это интерактив. Мы приглашаем разных преподавателей, организуем выставки, взаимодействуем с нашими бизнес-партнёрами при создании этих мероприятий. 

    Чтобы соседи узнавали о таких активностях, мы размещаем афишу мероприятий, что будет происходить, не только в нашем приложении, которое называется «Место встречи», но и на рекламных носителях, которые снаружи здания находятся. Всю информацию можно получить у того самого комьюнити-менеджера, который взаимодействует с людьми и собирает обратную связь. 

    Кроме центров «Место встречи» работают и развлекательные операторы. Например, весной в «Место встречи София» откроется крупный семейно-развлекательный центр Vananaparkплощадью 2 700 кв. метров, в котором будут аттракционы для всех возрастов: и батутные арены, и верёвочный парк, и огромный игровой лабиринт. Этот крытый парк будет самым, пожалуй, богатым по наполнению. Сейчас нигде в Москве нет подобного.  

    А.СОЛОВЬЁВА: «София» — это Измайлово?

    М.ЛОСКУТОВ: Да. Сиреневый бульвар, дом 31.       

    А.СОЛОВЬЁВА: Самый большой сейчас?

    М.ЛОСКУТОВ: Да. В более компактных районных центрах мы также имеем возможности и подходящие форматы для удовлетворения подобных потребностей в досуге. Например, у нас есть «Место встречи Рассвет» (район Коптево), его площадь всего 6,5 тысячи кв. метров, но там тоже есть детский развлекательный центр, который на 600 кв. метрах уместил не только кафе и места для проведения праздников и мероприятий, но и современную игровую зону для детей. Это очень интересное решение.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Поговорили об игровых зонах. Тем временем, историческая функция кинопоказа в районных центрах сохраняется?

    М.ЛОСКУТОВ: В районных центрах восстановлена функция кинопоказа. Этим занимается и за это отвечает наш партнёр КАРО, известнейшая сеть.

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть там везде сеть КАРО?

    М.ЛОСКУТОВ: Да. Важно, что в кинотеатрах люди получают комфорт реально высочайшего уровня. Не приукрашиваю. Билеты начинаются от 150 рублей.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Доступность для широкого круга. 

    М.ЛОСКУТОВ: Огромные кресла, можно даже сидеть, смотреть, вытянув ноги; огромные стол.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Специальные такие кнопочки, да, которые можно нажать и у тебя выдвигается.

    М.ЛОСКУТОВ: Так называемые реклайнеры. Они откидываются, очень комфортные, очень мягкие кресла, в разных положениях фиксируются. Процесс покупки билетов, что важно особенно сейчас, полностью автоматизирован. Также кино-бар, в котором работает система самообслуживания с разнообразным меню. Здесь всё очень современно, комфортно, удобно и безопасно.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Это также многозальные кинотеатры?

    М.ЛОСКУТОВ: Да, это многозальные кинотеатры. Хочу добавить, мы привыкли, что в кино-барах обычно попкорн, здесь ещё добавлено меню здорового питания.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Какая-нибудь морковка, сельдерей, орешки, не только попкорн и начосы. 

    М.ЛОСКУТОВ: Да, есть здоровое питание, и меню для детей также представлено. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А помимо кинопоказов, какие ещё мероприятия вы будете проводить для местных жителей или уже проводите? Платные они, бесплатные?

    М.ЛОСКУТОВ: Они бесплатные абсолютно. Это довольно обширные программы. Например, в каждом районном центре у нас стоят бесплатные столы для пинг-понга и кикера. Там даже местные районные команды проводят свои соревнования, планируя самостоятельно, организовываясь. И всё время они заняты, люди с удовольствием играют. Эти столы доступны, пожалуйста, приходи, играй. Можно забронировать заранее стол.

    А.СОЛОВЬЁВА: Можно зарезервировать через сайт или как?

    М.ЛОСКУТОВ: Через приложение. Мы часто организуем диджей-сеты по пятницам и танцевальные мастер-классы проводим. Проводим разные творческие мастер-классы, они пользуются популярностью у детей и взрослых. Часто бывают мастер-классы по созданию картин, лего-моделированию, оригами. Для праздничных мероприятий мы стараемся придумать тематические занятия.  

    А.СОЛОВЬЁВА: А выставки какие-то проходят?

    М.ЛОСКУТОВ: Выставки конечно. Особенно в сотрудничестве с районными властями хорошо получается устраивать выставки художественных местных изостудий или работ школьников. Например, перед новым годом в ряде объектов мы проводили конкурс среди школ по новогодним ёлкам. Мы поставили ёлки; дети в школах, на занятиях создавали игрушки, потом приходили, эти ёлки наряжали. Эти ёлки были обозначены — что такая-то школа, такой-то класс. Все получили призы, конечно же.      

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это важно. 

    М.ЛОСКУТОВ: Конечно. Это было ужасно интересно. Дети приходили, с учителями и родителями наряжали свою ёлку и потом фотографировались с ней.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Я открываю ваше приложение «Место встречи»: здесь обозначены суперскидки, доставки, бесплатные мероприятия, скидки в кафе, в ресторанах, услуги комьюнити-менеджера, про которого вы как раз говорили, и специальные сервисы. То есть выгодное приложение получается, срочно нужно устанавливать.  

    М.ЛОСКУТОВ: Да, приложение интересное, и люди устанавливают, это комфортно. Если живёшь рядом с районным центром, а наша аудитория — это те, кто живёт в пятнадцати минутах, в шаговой доступности, всегда можно узнать, что происходит в районном центре или что планируется.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Районный центр «Ангара», например. 

    М.ЛОСКУТОВ: Районный центр «Ангара», это Нагорный район, это наш первый объект, который мы открыли. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Можете поподробнее о нём рассказать? Очень красивый сайт, я сейчас смотрю, и фуд-холл здесь.

    М.ЛОСКУТОВ: Я хотел бы отдельно рассказать по фуд-холл. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это всегда интересно. 

    М.ЛОСКУТОВ: Это не очень стандартные фуд-корты, к которым мы привыкли. Они очень хорошо оформлены и очень уютные. Там достаточно приватные зоны, есть выгородки. Настоящая зелень, очень удобно и эргономично расставлена мебель. Но главное — это концепции, которые являются очень интересными гастрономическими концепциями. Конечно, это не большой фуд-холл, как можно встретить в других местах Москвы, которые посвящены именно только этой задаче. Там, конечно, везде бесплатный Wi-Fi, как на фуд-холле, так и на крыше. На крыше, отдельно расскажу. 

    Во время пандемии, когда люди очень много стали работать дома или на удалёнке, они использовали эти территории практически как коворкинг.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Рабочее место, пространство, чтобы дома не сидеть.

    М.ЛОСКУТОВ: Да, было приятно находиться там, свежий воздух, бесплатный Wi-Fi. Здесь же можно что-то купить поесть и попить. В тёплое время, летом, веранда на крыше, озеленённая, очень комфортная, с шезлонгами и мягкими пуфиками. Она очень широко используется. И летом на верандах у нас бесплатных летний кинотеатр. В «Ангаре», в частности, в течение выходных дней транслировались фильмы, бесплатный показ, из золотой коллекции «Мосфильма». Приходили люди, садились…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И смотрели классику. 

    М.ЛОСКУТОВ: Да, смотрели классику под открытым небом. Мы не мешали соседям, звук был направлен правильно. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Никто не жаловался. 

    М.ЛОСКУТОВ: Это было очень интересно. Этим, собственно говоря, наши районные центры отличаются. И эти крыши есть не только в «Ангаре», они практически во всех наших центрах есть. Люди любят их, эти крыши, и очень много времени проводят особенно в жаркое время. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Я также вижу на фотографии, что фуд-холл оформлен какими-то экологичными материалами, да?   

    М.ЛОСКУТОВ: Деревом. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И много зелени. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Это часть концепции?

    М.ЛОСКУТОВ: Да, абсолютно точно. Подобный фуд-холл открыт, например, в районном центре «Будапешт» в Бибирево. Он там чуть более масштабный, поскольку сам объект побольше, но концепция одна и та же. И это важно, что концепция одна и та же, поскольку человек как снаружи видит, так и внутри находясь, понимает, то он находится в сетевом объекте и предполагает, что можно получить. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Михаил, по вашим наблюдениям, какие направления досуга и времяпровождения сегодня особенно актуальны в Москве? 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Что востребовано?

    М.ЛОСКУТОВ: Я бы сказал, есть несколько трендов. Важный городской тренд urban health — это стремление жить здоровыми, меньше болеть. Я думаю, что город будет всё больше отвечать на этот запрос. И мы, как районные центры, этому тренду стремимся соответствовать и предоставлять инфраструктуру. Что это значит? Мы видим, что большой популярностью пользуются наши идеи здорового времяпрепровождения. Например, в последнее время мы сделали совместный маршрут для прогулок с музеем-заповедником «Царицыно» около районного центра «Место встречи Эльбрус». 

    Кроме того, мы стараемся превратить спорт в развлечение и выводим его за пределы фитнес-центров. То есть в летнее время на крышах центров проводятся тренировки для мам с детьми, кружок спортивного ориентирования, регулярные занятия, куда приходят целыми семьями. Ужасно интересно. А зимой, например, около районного центра «Рассвет» в Коптево работал каток — натуральный, не искусственный, залитый по старой московской традиции, где можно было записаться на бесплатную тренировку с инструктором от Москомспорта.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Если, например, кто-то боится и не умеет кататься, можно было легко научиться. 

    М.ЛОСКУТОВ: Да, это было интересно. И мы договорились, эта инициатива была очень популярна у местных жителей, и получила начало большому сотрудничеству. Уже весной эксперты Москомспорта будут проводить разные тренировки для желающих три раза в неделю на крыше наших районных центров. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Друзья, обсуждать проект «Место встречи» вместе с Михаилом Лоскутовым, директором по связи с государственными органами компании ADG Group мы продолжим сразу после выпуска «Новостей» на «Говорит Москва».  

    НОВОСТИ

    М.АЛЕКСАНДРОВА: 13 часов 35 минут в Москве. Всем доброго дня. В студии Анна Соловьёва.

    А.СОЛОВЬЁВА: И Марина Александрова.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Мы продолжаем обсуждать проект «Место встречи» вместе с представителем компании ADG Group Михаилом Лоскутовым. Михаил, здравствуйте. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Здравствуйте ещё раз. 

    М.ЛОСКУТОВ: Здравствуйте. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Можете ещё раз напомнить нашим слушателям вкратце, что такое проект «Место встречи».

    М.ЛОСКУТОВ: Проект «Место встречи» — это реконструкция устаревших московских кинотеатров и превращение их в новые центры притяжения, в районные центры, где сохраняется функция кинопоказа, где очень развита функция качественного досуга для людей, живущих в пятнадцатиминутной шаговой доступности от центра. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Я нашим слушателям напомню, что к реконструкции разработки этой концепции сети «Место встречи» была привлечена команда признанных экспертов бюро всемирно известного архитектора Аманды Ливит. Именно её бюро создавало проект реконструкции Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Аманду Ливит называют наследницей легендарной Захи Хадид. Её архитектурные решения основываются на экологичности, функциональности и доступности городской среды. Всё так, Михаил?

    М.ЛОСКУТОВ: Абсолютно. И характерно ещё, что в наших районных центрах появляются стеклянные фасады, которые создают открытость к городу, отсутствие барьеров и перегородок между отделами. Таким образом, первый этаж районного центра — это своего рода крытая городская площадь.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Михаил, а вы заметили, что для людей стало важным наличие таких мест, где можно, например, пообедать или поужинать с семьёй? Стало ли более популярно есть и проводить время вне дома с семьёй? 

    М.ЛОСКУТОВ: Да, совершенно правы, это так. Фокус интересов сместился на эмоции и получение интересного опыта. Еда вне дома с досугом если ещё совпадает территориально, максимально удовлетворяет эту потребность. В свою очередь, в районных центрах мы стремимся людям то, в чём они нуждаются. В каждом районном центре есть кафе, рестораны для всей семьи. В некоторых объектах есть целый фуд-холлы из живой зелени. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Разные кухни, да, на любой вкус?

    М.ЛОСКУТОВ: Вы правы. И экологичные материалы при строительстве были использованы. Там представлены корнеры с самыми разными гастроконцепциями, интересными и зачастую неожиданными. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Я немножко почитаю то, что нам пишут слушатели. SMS-сообщение на номер 662. «Много лет ждём восстановления нашего районного кинотеатра «Комсомолец». Хочется, чтобы он стал культурно-досуговым центром, помимо кинопоказов, для всех групп населения, а не только для детей», — жители района Тимирязевский. 

    М.ЛОСКУТОВ: По «Комсомольцу» мы находимся в процессе уточнения концепции, и решение о его реконструкции мы собираемся принять до конца текущего года.        

    А.СОЛОВЬЁВА: Так что всё неплохо. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Всё-таки возвращаясь к тематике районных центров «Место встречи», получается, что районные центры — это про веселье. А какие-то утилитарные функции в них представлены или это не так важно?

    М.ЛОСКУТОВ: Да, веселье, но не только. Районные центры — это место, где человек может получить ответ на самые разные свои запросы, в шаговой доступности от дома, как мы это называем. Поскольку, как я уже говорил, наши гости в основном живут в пятнадцати минутах шаговой доступности от районных центров. Можно дойти пешком, просто вечером по пути с работы можно зайти.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И прекрасно провести время. Не нужно ехать в другой район. Как вы сказали в начале программы, пятнадцать минут буквально от дома до центра. 

    М.ЛОСКУТОВ: Совершенно верно. И для города это полезно. Мы считаем, что снижается так называемая маятниковая миграция, снижается нагрузка на транспорт. И люди получают в шаговой доступности то, что им нужно. Здесь вместе с досуговыми форматами, на которые мы делаем особенный акцент, в районных центрах есть, конечно же, супермаркеты, салоны связи, аптеки, зоомагазины, дом быта небольшой, салоны красоты, магазин товаров для дома — всё то, что нужно человеку каждодневно. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Чтобы не ходить, например, в салон красоты из одной части района в другой конец Москвы; не покупать лекарства ещё где-то. Ты пришёл, сходил на маникюр, купил лекарства, коту купил еды, сходил в кино, с детьми время провёл, на фуд-холл сходил и всё замечательно — всё в одном месте. И пятнадцать минут до дома.  

    М.ЛОСКУТОВ: Получил посылку в постамате, здесь же размещённом; купил фермерской еды, если захотел.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Михаил, у меня ещё возник вопрос. Мы говорим про разные группы: дети, подростки, семьи с детьми. Это понятно, что они любят ходить в такие места. А, например, люди старшего возраста?

    М.ЛОСКУТОВ: До начала пандемии в «Ангаре», в нашем первом районном центре, в районе Нагорный, активно проводились занятия по проекту мэра Москвы «Московское долголетие». Было очень плотное расписание. И проводились занятия по финансовой грамотности, по навыкам работы со смартфоном, по разным аспектам. Потом, с началом пандемии, введением ограничений эти занятия прекратились. И мы ждём сейчас, когда занятия снова начнутся. И теперь уже «Московское долголетие», с которым мы партнёрствуем по предоставлению помещений для этих занятий, эта программа может уже открыться в гораздо большем количестве районных центров. За время, пока был перерыв, мы успели открыть достаточно много районных центров. Это что касается людей серебряного возраста. Вообще, мероприятия самые разные проводятся, мастер-классы. Как я уже говорил, не только для детей, но и для взрослых, целыми семьями можно в них поучаствовать. Это довольно интересно.   

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Ещё я знаю наверняка, вы облагораживаете территорию вокруг всех центров, какая-то специальная дизайнерская история. 

    М.ЛОСКУТОВ: В рамках земельного участка, предоставленного для цели эксплуатации каждому районному центру, это обычно не очень большая территория. Она, конечно же, благоустраивается.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я знаю, что благоустройство идёт в рамках программы «Мой район».

    М.ЛОСКУТОВ: В рамках программы «Мой район» благоустраиваются городские территории, то есть это парковые зоны, скверы. Зачастую большинство наших объектов находится на границе таких зон. И мы при реализации проекта очень тесно сотрудничаем с проектировщиками по программе «Мой район» для сопряжения покрытий наших благоустройств по дорожно-тропиночным сетям. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Чтобы было комфортно подойти к центру. 

    М.ЛОСКУТОВ: Да, чтобы не было никакой чёткой границы между городской территорией благоустроенной и территорией центра. Здесь мы унифицируем формы малых архитектурных объектов, у нас всё очень лаконично и современно.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И доступно. 

    М.ЛОСКУТОВ: Есть отдельная штука, нигде больше не видел, это специальные столбики для привязывания домашних животных. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А чем они отличаются от обычных столбиков?

    М.ЛОСКУТОВ: На них есть специальные петельки, чтобы закрепить поводок. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Места для парковки.

    А.СОЛОВЬЁВА: Собачек. 

    М.ЛОСКУТОВ: И металлический контур собаки таксы, как флюгер, во все стороны смотрит. Это очень интересная вещь, очень уютная штука. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И комфортная. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Михаил, вы упомянули, что во всех центрах есть супермаркеты, говорили мы о фуд-холлах, магазинах. Получается, что там очень много арендаторов. Как вы подбираете этих арендаторов? Они повторяются из объекта в объект или они разные. Вот если, допустим, у меня какой-то бизнес, я захочу прийти в центр, могу я это сделать?

    М.ЛОСКУТОВ: Сегменты арендаторов, конечно же, повторяются. Это продуктовый сегмент, это fashion retail, товары для дома, это еда. Но подборка арендаторов может быть совсем разной. Почему? Потому что в каждом районе есть свои особенности и потребности. А с учётом того, что мы получаем обратную связь от жителей, мы можем эту информацию перерабатывать и анализировать. Исходя из запросов жителей, в каждом районном центре мы адаптируем состав арендаторов. Потому что каждый район — это своего рода уникальный потребительский рынок, с определённым набором представленных ретейлеров. Поэтому сегменты — да, но сами торговые марки или сети могут разниться.      

    А.СОЛОВЬЁВА: А супермаркеты продуктовые тоже разнятся или один представлен?

    М.ЛОСКУТОВ: Наш партнёр по развитию продуктового ретейла — это сеть супермаркетов «Перекрёсток». В некоторых объектах будет новый формат «Пятёрочек». Вы спросили, допустим, вы малый предприниматель.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Например, я варю кофе и у меня круассаны потрясающие. Можно к вам попасть?

    М.ЛОСКУТОВ: Прекрасно! 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Здорово я придумала?

    М.ЛОСКУТОВ: Сеть «Место встречи» довольно активно поддерживает развитие малого бизнеса. Работа именно с местными предпринимателями — на чём мы делам акцент, это один из важных принципов концепции районного центра «Место встречи». Районного центра районный бизнес, такая корреляция. В прошлом году мы совместно с департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы проводили фестиваль «Узнавай и создавай». В течение месяца на наших площадках были организованы зоны, где локальные предприниматели могли рассказать о себе соседям. Был так называемый тест-драйв торговых точек.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И что заинтересовало соседей?

    М.ЛОСКУТОВ: Самое разное. В качестве результата интересная штука. У нас в районном центре «Место встречи Рассвет» в Коптево работает книжный магазин, называется «Лавка Чижика». Он вырос из маленькой авторской идеи в полноценный проект. У него постоянная аудитория, которую ребята (авторы этого проекта) привлекают к форматам интересным. У них есть книжный клуб, где они обсуждают литературу. Очень активно развиваются. Малый предприниматель. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И попросили, чтобы книжный магазин появился в Коптево?

    М.ЛОСКУТОВ: Это наш арендатор, именно в Коптево они работают. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А что чаще всего просят, чтобы появилось в их районных центрах, есть какая-то статистика? Может быть, по вашему опыту, вы как-то заметили, что продуктовые точки просят чаще или какая-то сфера бытовых услуг должна чаще появляться?

    М.ЛОСКУТОВ: В каждом районном центре есть обязательно супермаркет. Чтобы ответить на самый главный запрос базовый: где можно купить продукты и свежий хлеб? Это не гипермаркеты, это достаточно компактные объекты, очень комфортные, куда люди заходят по пути домой от метро за свежим хлебом, за молоком. Большой популярностью пользуются, естественно, товары для детей, зоотовары. Отделения банка в большинстве объектов присутствуют, различные терминалы, банкоматы разных сетей, постаматы. 

    Люди приходят довольно часто в кафе и рестораны семейные, чтобы просто время провести, не только в выходные дни. Например, в «Ангаре», о которой мы говорили, на том же этаже, где киноцентры и фуд-холл, работает филиал знаменитой Некрасовской библиотеки.   

    М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть ещё можно и в библиотеку попасть. 

    М.ЛОСКУТОВ: Да. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Как удобно.

    М.ЛОСКУТОВ: Буккроссинг. И ещё интересная вещь: мы сотрудничаем с компанией «Собиратор» по утилизации разных фракций. Много разных микроконтейнеров стоит в каждом нашем объекте, где собирают использованные пластиковые карточки, зубные щётки, микроэлектронику.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Батарейки. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Вещи, книги.

    М.ЛОСКУТОВ: Вещи — это отдельные большие контейнеры стоят. Также совместно с концепцией «Добрые крышечки». 

    А.СОЛОВЬЁВА: Да, у нас есть такое. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть площадки у вас эко-френдли получаются. Я как раз думала, куда мне книги отнести. Отнесу к вам в Некрасовскую библиотеку. Ещё хочется у вас узнать по поводу программ, которые формируются в этих центрах. Например, вы сказали, что «Ангаре» в прошлом году летом демонстрировались фильмы из коллекции «Мосфильма». Кто придумывает, что будут показывать через месяц, через два?

    А.СОЛОВЬЁВА: Это какая-то креативная команда?

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Кто формирует программу?

    М.ЛОСКУТОВ: Говорили про получение обратной связи от жителей. Обратная связь — это очень важный фактор при формировании этой программы. Занимаются формированием концепции мероприятий мои коллеги, которые формируют так называемый событийный маркетинг. Это очень важно. Наша маркетинговая команда очень сильная. Они предлагают очень много разных интересных идей для реализации. Что-то мы тестируем, что-то мы повторяем. Например, летом участвовали наши крыши, наши летние кинотеатры, в программе «Ночь кино». 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Это сейчас очень популярно. 

    М.ЛОСКУТОВ: Особенно с учётом того, что в тёплое время года под открытым небом.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И опять же от дома недалеко, как вы сказали, пятнадцать минут. Посмотрел фильм ночью и можно домой идти. Совершенно комфортно, безопасно, никуда ехать не нужно. 

    М.ЛОСКУТОВ: Не нужно тратить время для передвижения в центр. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Михаил, я бы ещё хотела вернуться к концепции самих зданий районных центров «Место встречи». Я читаю, что в качестве базовой технологии проектирования архитекторы ADG Group используют BIM технологии. Что это такое?

    М.ЛОСКУТОВ: Это очень важный аспект, в котором создаётся информационная модель здания, которая при проведении работ минимизирует риски ошибок, неточностей при реализации проекта. Это очень современный подход, который применяется при проектировании и строительстве.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Также я знаю, что эти вывески, которые были на старых зданиях, они все сохранены.

    М.ЛОСКУТОВ: Они сохранены в плане расширения шрифта и стилистики. Они, конечно же, воссозданы в современных материалах. Потому что вывески, зачастую висевшие на зданиях ещё с тех лет, они уже были непригодны к использованию в современных условиях. Они были отсканированы, 3D-модели, и дальше воссозданы. Сейчас они полностью повторяют старые, привычные всем шрифты и названия. Сохранилась историческая память района. Люди привыкли, что здесь находится «Янтарь», всегда был и вот он теперь есть. Новое здание, но вывеска та же самая. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть ваши архитекторы внимательно изучали архивы, с уважением относились к истории, к наследию советского кинотеатра. 

    М.ЛОСКУТОВ: Не везде это было просто, приходилось искать, достаточно много информации. По каким-то старым фотографиям вычерчивалось даже. Такая была задача, она выполнена и она выполняется. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Также я читаю, что на части объектов были снесены несущие конструкции, это, по сути, новые здания. 

    М.ЛОСКУТОВ: Что такое несущие конструкции — это внутренняя структура.      

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Держит здание. 

    М.ЛОСКУТОВ: При замене несущих конструкций также входит в понятие реконструкции, конечно же, демонтируется всё то, что вокруг, но часть зданий…

    А.СОЛОВЬЁВА: Там была адаптация.        

    М.ЛОСКУТОВ: Да, практически в первозданном виде, частичная реконструкция по «Саянам», «Звёздному» и «Варшаве». «Саяны» уже введены в строй. «Звёздный» уже можно посмотреть — воссоздан исторический фасад. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Там панели уникальные.

    М.ЛОСКУТОВ: Это были панели геометрические. К сожалению, те, которые были изначально, они уже были подвержены коррозии в довольно сильной степени. Они воссозданы из современных материалов в точном виде и цветовом решении, как были с самого начала. По вывескам приходилось довольно много проводить архивной работы, чтобы понять, какая вывеска была изначальной, самой первой, потому что по многим объектам мы видели, что… 

    А.СОЛОВЬЁВА: Уже меняли их. 

    М.ЛОСКУТОВ: Да. Например, на «Витязе», это район Коньково, рядом с метро «Беляево», я помню с детства, какая на нём была вывеска. Из стилизованных старославянских букв — «Витязь» — это не историческая вывеска, это более-менее современная.  

    А.СОЛОВЬЁВА: Также я читаю, что сохранены фасадные фрески киргизских женщин и орнамент кинотеатра. 

    М.ЛОСКУТОВ: Эти фрески были на здании «Киргизия». Перед тем как началась реконструкция здания, все эти элементы, эти массивные конструкции были очень аккуратно сняты и отправлены на реставрацию. Сейчас мы находимся в процессе определения, как именно их использовать и можно ли.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: На сегодняшний день открыты районные центры «Ангара», «Эльбрус», «Будапешт», «Нева», «Рассвет», «Марс» и «Высота». 

    А.СОЛОВЬЁВА: «София». 

    М.ЛОСКУТОВ: «София», «Саяны».     

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Очень захотелось сразу в «Ангару» почему-то отправиться. 

    А.СОЛОВЬЁВА: В этом году, я так понимаю, будет открыто более тридцати ещё, планируется, по крайней мере.  

    М.ЛОСКУТОВ: В ближайшие полгода мы откроем ещё четыре, и до конца года ещё ряд объектов будет открыто. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Достаточно много. Михаил, поскольку у нас, несмотря ни на что, грядут праздники мартовские, 8 Марта — женский день, какие мероприятия в районных центрах вы бы рекомендовали посетить?

    М.ЛОСКУТОВ: Вы дали подсказку, спасибо. Это праздничные мероприятия, посвящённые 8 Марта, конечно. В честь праздника в районных центрах «Место встречи» мы организовали и будем проводить акции и мероприятия, которые, как мы надеемся, я практически уверен, порадуют не только женщин, но и семьи. Почему семьи? Потому что дети смогут принять участие в мастер-классах, научиться делать открытки; взрослые могут посетить салоны красоты для весеннего преображения. Будет работать цветочная фотозона. Я уверен, что ещё будет интересный концерт.                               

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А нужно заранее записываться на мероприятия, которые вы перечислили? Например, «цветочная фотозона» вы сказали. 

    М.ЛОСКУТОВ: Это общедоступная вещь, просто приходите и с удовольствием фотографируетесь. Никакой записи не нужно. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Здорово! Ещё можно с семьёй прийти и с детьми.

    М.ЛОСКУТОВ: Мы приглашаем. Это же районный центр «Место встречи» — место встречи всех. 

    А.СОЛОВЬЁВА: А районный центр на месте кинотеатра «Баку»?

    М.ЛОСКУТОВ: На месте кинотеатра «Баку» — это очень интересный объект; вообще район очень интересный — Аэропорт. Старый «Баку» стоял и новый стоит как раз рядом со сквером Амбулаторный пруд. В прошлом году там было проведено благоустройство в рамках программы «Мой район». И сейчас «Баку» на завершающей стадии реконструкции. К моменту открытия «Баку» вся территория сопряжения будет переделана и благоустроена. Таким образом, территория парка этого сквера плавно перетечёт в прилегающую территорию «Баку» и наоборот.   

    А.СОЛОВЬЁВА: Просто там было довольно, извините за выражение, стрёмное местечко, «Баку» — то, что оно из себя представляло. А сейчас, насколько я понимаю, всё будет красиво, облагорожено. 

    М.ЛОСКУТОВ: Проведена очень большая работа вообще со всей этой территорией, на самом деле. Потому что благоустроен не только парк Амбулаторного пруда, но ещё и территория, прилегающая к городскому рынку. Там сделана аллея. И «Баку», конечно, будет хорошим дополнением и доминантой этого района. «Баку», как и другие объекты, тоже имеет открытый стеклянный фасад, тоже имеет веранду на крыше, и кинотеатр, который будет со временем открыт. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И фуд-холл наверняка тоже будет. Больше всего за это переживаю. 

    М.ЛОСКУТОВ: И фуд-холл. 

    А.СОЛОВЬЁВА: А что касается парковки, предусмотрено или нет, просто люди пешком туда доходят?

    М.ЛОСКУТОВ: Наши гости живут рядом с нами, пешком.       

    А.СОЛОВЬЁВА: Концепция — пятнадцать минут. 

    М.ЛОСКУТОВ: В некоторых объектах да, есть подземные паркинги. Но здесь мы идём, как мне кажется, созвучно с общегородской тенденцией: не создавая парковочные ёмкости, мы не провоцируем увеличение трафика в районе. Районные центры — это небольшие объекты, это объекты районные, и наши гости живут рядом. Если мы говорим про «Баку», в районе Ленинградского рынка, по улице Асеева, достаточно вместительная общедоступная городская парковка. И по всем этим улицам тоже расчерчен паркинг. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть при желании легко можно припарковаться. 

    М.ЛОСКУТОВ: При необходимости — пожалуйста. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Друзья, более подробную информацию о проекте «Место встречи» можно посмотреть на сайте mestovstrechi.ru. Там есть информация по каждому объекту, который сдаётся, который уже работает, функционирует. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Также можно скачать приложение.        

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Да, обязательно. Мы сегодня говорили о проекте «Место встречи» вместе с представителем компании ADG Group Михаилом Лоскутовым. Михаил, большое вам спасибо. Заинтересовали, в «Ангару» уже отправляюсь. 

    А.СОЛОВЬЁВА: А я хочу сходить в «Баку», когда его откроют. 

    М.ЛОСКУТОВ: Отлично!       

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Анна Соловьёва туда отправится, а Марина Александрова — в «Ангару». 

    М.ЛОСКУТОВ: Я буду рад вас там встретить. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Спасибо большое. 

    А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо большое.     

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено