• Почётный работник общего образования РФ, член Международного союза музыкальных деятелей, директор ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств «Центр» Александра Полянская в программе «Выход в город» от 3 марта 2022 года.

    Развитие школ искусств в Москве

    13:00 Март 11, 2022

    Развитие школ искусств в Москве

    В гостях

    Александра Полянская

    Почётный работник общего образования РФ, член Международного Союза музыкальных деятелей, директор ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств «Центр», председатель Совета директоров детских школ искусств Москвы

    М.АЛЕКСАНДРОВА: 13 часов 6 минут. Всем доброго дня, дорогие друзья. В студии Анна Соловьёва.

    А.СОЛОВЬЁВА: И Марина Александрова.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Как всегда, у нас очень интересная тема. Мы говорим сегодня о школах искусств в Москве, точнее, о развитии школ искусств в Москве. У нас в гостях Александра Полянская — почётный работник общего образования РФ, член Международного союза музыкальных деятелей, директор ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств «Центр», председатель совета директоров детских школ искусств Москвы. Александра, здравствуйте.

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Здравствуйте.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Александра, давайте начнём сразу с места в карьер. Что включает в себя понятие «московская школа искусств»?

    А.СОЛОВЬЁВА: Это объединение какое-то?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Да, можно это назвать словом «объединение», очень хорошее слово. Это целая система, выстроенная, стабильная, многолетняя система детского творческого образования. Образования детей в сфере культуры и искусства в Москве. Эта система достаточно большая, порядка 150 различных образовательных организаций, назовём это так, такое очень официальное название. Это школы искусств, во-первых, во-вторых, это колледжи — порядка десяти колледжей, это вузы. И это всё объединяется в такую систему творческого образования.

    А.СОЛОВЬЁВА: То есть это все музыкальные школы, хореографические школы, художественные.

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Да. Детские школы искусств это такое объединяющее понятие, и оно действительно вбирает в себя наши традиционные детские музыкальные школы, детские школы художественные, театральные, музыкально-хоровые, хореографические. И также у нас есть такие многопрофильные детские школы искусств, где дети могут заниматься по самым разным видам творческого своего развития.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Например?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Многопрофильные, имеется в виду, например, детская школа искусств «Центр», которой я руковожу, у нас есть и музыка, и хореография, и художники, и театр — весь спектр представлен.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это в одном здании?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: В нашем случае в одном здании. Но есть школы, в которых несколько зданий.

    А.СОЛОВЬЁВА: А сколько сейчас вообще детей в Москве обучаются в таких учреждениях дополнительного творческого образования?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Порядка ста тысяч на сегодняшний день. С одной стороны, это много. Потому что сто тысяч детей — это дети способные, это дети талантливые, это дети, которые очень так серьезно и стабильно занимаются в масштабах Москвы. С другой стороны, кажется, что это не так много. Ну, смотря как к этому относиться.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А с какого возраста обычно дети к вам попадают?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: В зависимости от той программы, по которой дети и родители хотят заниматься. Например, если речь идёт о музыкальном образовании или хореографическом, то в шесть с половиной лет начинается обучение в школе искусств. То есть поступить в детскую школу искусств на музыкальное, хореографическое или театральное направление, например, или хоровое можно с шести лет и шести месяцев. Для художников чуть-чуть попозже, это связано с возрастными особенностями детей, с развитием их психики, то есть художники чуть позже становятся готовы.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Понимают, что они хотят писать, да.

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Да. Осознанная изобразительная деятельность это называется у психологов. Она где-то в девять-десять лет начинается.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А петь обычно лет в шесть начинают?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Петь начинают дети, только родившись, на самом деле. Но обучаться этому где-то с 6,5 – 7 лет. Мы знаем все, что 6-7 лет это такой очень интересный возраст у детей, когда мощный скачок в развитии. И именно в этом возрасте дети идут в общеобразовательную школу, и в этом возрасте они оказываются в принципе готовы к образованию такому более глубокому в области искусств. 

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А они какой-то экзамен сдают для того, чтобы поступить в вашу школу, например, на хоровое отделение?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: В зависимости от программ. Здесь нужно сказать, что мы относимся к так называемой сфере дополнительного образования. Слово «дополнительное» не очень нам нравится, мы считаем себя самым главным образованием в жизни человека, потому что мы, конечно, развиваем творчество, ту самую креативность, которая сейчас так востребована. Ну, в законе называется «дополнительное образование». И в этом дополнительном образовании существует два вида программ: общеразвивающие, которые, как следует из их названия, направлены на общее творческое развитие ребёнка, и предпрофессиональное — опять же, в названии смысл, это более глубокие программы, которые предполагают уже возможность подготовки ребёнка для поступления, для своего уже профессионального какого-то самоопределения и развития. И на моменте поступления, сама процедура поступления в детскую школу искусств зависит от того вида программы, которая выбирается. Если это программа общеразвивающая, она не такая сложная, она более короткая, то достаточно записаться посредством портала mos.ru. И всё, как только ты там оформил заявку, записался, эта заявка автоматически проходит в школу, и ребёнок приходит на занятия. Если же эта программа предпрофессиональная, то мы с вами понимаем, что более такое глубокое обучение предполагает наличие каких-то задатков. Я сейчас не говорю ни о способностях, ни о талантах, но о природных задатках, склонностях, предрасположенностях ребёнка заниматься тем или иным видом искусства.

    А.СОЛОВЬЁВА: Там более строгий отбор, да?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: И этот отбор нужен. И хочется посмотреть, потому что, мало ли, девочку привели заниматься хореографией…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Потому что родители хотят…  

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Или бабушка когда-то не смогла, такое очень часто бывает, реализация каких-то своих желаний. А физиологически… на примере балерины это очень хорошо видно, всем доступный пример, когда мы видим и понимаем, что развитие физиологическое, скелет девочки, фигура и так далее не позволит ей дальше этим заниматься, и это будет травмой и психологической и так далее. И мы это смотрит при отборе.

    А.СОЛОВЬЁВА: А на родителей вы же тоже смотрите?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Естественно, да. Когда дети приходят, например, заниматься музыкой, поступать, какая-то элементарная проверка слуха, наличие, опять же, природных задатков. Потому же наше дело эти задатки развить, вытащить способности, а если из этого ещё и талант выкристаллизуется, так скажем. Это вообще суперуспех наш тогда. Такие вот вступительные экзамены проходят.

    А.СОЛОВЬЁВА: Александра, а какие сейчас направления вообще есть в московских школах искусств, и есть ли у вас какой-то топ самых популярных?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Музыка. Музыка, безусловно, стоит на первом месте. И музыкальных школ у нас больше всего. Если у нас всего 139 школ, то 74 или 75 это чистые музыкалки. Это такое хорошее, традиционное, академическое, лучшее в мире, бесспорно совершенно, музыкальное образование. Затем пальму первенства делят между собой хореография и художники, и постоянно куда-то перевешивает в ту или иную сторону. Художники сейчас очень хорошо, так сказать, набирают популярность за счёт развития таких направлений, как дизайн, например, всяческий. Опять же, базовое художественное образование. Ну и театральное и хоровое искусство.

    А.СОЛОВЬЁВА: Музыке по-прежнему семь лет учат?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: В зависимости тоже от программ. В среднем 5-7, может быть 8, может быть, 9 лет. Разные программы.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А есть какие-то популярные музыкальные инструменты? Раньше это было, по-моему, фортепиано на первом месте.

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Фортепиано трудно переплюнуть, как говорится.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Ничего не изменилось.

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Да. И фортепиано почему лидирует, потому что при обучении на других музыкальных инструментах всё равно специальность фортепиано общее так называемое, оно всё равно остаётся. Знаете, сейчас просто невероятную популярность набирают ударные инструменты. Всякие маримба, ксилофоны, различные совершенно, многообразие ударных инструментов, это очень популярно, это очень интересно. Ещё пока что необычно, я бы так сказала. И да, это такое очень популярное.

    А.СОЛОВЬЁВА: Среди мальчиков, наверное?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: И девчонки очень хорошо на ксилофонах играют. И гитара. Вот в топе фортепиано и гитара.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это классика, всегда так было.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А часто меняют, например, направление в плане выбора музыкального инструмента? Вообще, возможно это сделать? Например, начинаем на фортепиано, понимаем, что не моё, тянет меня к гитаре или баяну, например.

    А.СОЛОВЬЁВА: Или к скрипке.

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Это вряд ли. К скрипке надо всё-таки с самого начала, если серьёзно обучаться. Я бы не сказала, что очень часто меняется инструмент. Скорее, выбирается второй. То есть я поступил на фортепиано, я научился играть на фортепиано, и виолончель, условно говоря. Или и ещё что-то. Причём, как мы раньше говорили, обратная история, когда ребёнок учится играть на каком-либо инструменте, даже пусть это будет баян, пусть будет аккордеон, народные, домра, балалайка, всё равно общее фортепиано есть. Поэтому у нас дети в любом случае два инструмента осваивают.

    А.СОЛОВЬЁВА: Нам слушатель пишет в Telegram Нилс Михаэль: «Детские дома культуры с разными кружками, секциями и так далее, это другое?»

    А.ПОЛЯНСКАЯ: К школам искусств это не относится. Здесь разные задачи перед нами стоят. Если кружки, дома культуры, дворцы творчества различные — это вот то самое общее развитие. Это воспитание тех самых слушателей, это в идеале, которые потом наполняют концертные залы, картинные галереи и так далее. Это история про общее творческое развитие. А детские школы искусств это про предпрофессиональное, глубокое, такое систематическое образование.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Очень хочется ещё поговорить о ваших преподавателях московских школ искусств. Кто эти люди, можно поподробнее?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Это самые лучшие люди Земли, это совершенно точно. Да, у нас действительно замечательные преподаватели, если я не ошибаюсь, порядка 70 тысяч человек работают в наших школах искусств. И это люди, которые преданы своему делу, и все восхитительные слова, которые в адрес учителей и преподавателей звучат, в адрес наших педагогов их можно говорить совершенно спокойно, знаете, почему — в нашей системе есть такое выражение «за обучение в наших школах дети голосуют ногами». Если не нравятся, они просто уходят. Это не общеобразовательная школа, куда ты обязан, нравится – не нравится, ты всё равно ходишь. Если нашему ребёнку что-то сильно не по душе, то заканчивается всё очень-очень. И это безусловно, налагает какие-то обязательства, что ли, и как-то мотивирует наших преподавателей к тому, чтобы искать и находить новые интересные методики преподавания, к тому, чтобы находить контакт с ребёнком, всё в этом роде. На сегодняшний день у нас в системе выдерживается такой очень неплохой баланс в плане молодости и задора, с одной стороны, и традиций и опыта, с другой. Очень хороший такой пул, если можно так сказать, преподавателей — опытных, среди них заслуженные артисты, и народные артисты, и заслуженные работники культуры, мэтры, можно сказать, которые знают и понимают, что их умения, их опыт нужны детям. И они совершенно спокойно, не считают для себя это каким-то неважным, преподают в наших школах. С другой стороны, к нам сейчас приходит удивительная молодёжь, серьёзно. Такие ребята замечательные приходят, выпускники наших творческих вузов.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: С горящими глазами.

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Да, и сердцами, и всем. Они приходят, с одной стороны, с хорошим академическим образованием и пониманием, что нужно дать. С другой стороны, это ребята XXI века, это ребята, живущие сегодня, активно использующие и гаджеты, интернет в своей работе, и это тоже в свою работу привносят. Да, я завидую сегодняшним детям, я хотела бы заниматься у наших преподавателей.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Вы сказали, что ваши преподаватели постоянно проходят обучение, какие-то специальные программы, то есть они не стоят на месте, они развиваются, чем-то интересуются.

    А.СОЛОВЬЁВА: Курсы повышения квалификации.

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Безусловно. Во-первых, мы обязаны. Раз в три года каждый преподаватель… это наша профессиональная обязанность, раз в три года пройти курсы повышения квалификации. Нам это мало. Что такое раз в три года? За три года жизнь меняется, вообще переворачивается с ног на голову, поэтому учиться нужно постоянно. И к счастью, большинство преподавателей наших это понимают. У нас есть в структуре творческого образования есть такая организация — она называется дирекция образовательных программ. Они занимаются организацией повышения квалификации, где преподаватель может научиться и узко по своей специальности, и освежить в своей памяти знания по педагогике, возрастной психологии, узнать какие-то современные тенденции. Потому что дети несколько иные, чем были какое-то время назад. И научиться каким-то общим навыкам, владение различными интернет-ресурсами, платформами какими-то. Образование дополнительное для наших преподавателей очень разнообразное.

    А.СОЛОВЬЁВА: Есть же ещё методобучение, методические пособия разрабатываются специальные?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Специальные методические пособия разрабатываются, и разрабатываются, кстати, теми же преподавателями самими. Это очень хорошо, это очень нелегко, мы все люди практики, работающие, говорящие, делающие, и очень тяжело систематизирующие, пишущие, как-то это всё оформляющие. Но есть те, кому это под силу. Это на мой взгляд, просто герои.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Кто может донести информацию, что можно добавить, как улучшить.

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Да. И транслировать её. И ты понимаешь, что берёшь в руки уже готовый учебник, по которому можно работать.

    А.СОЛОВЬЁВА: Ещё интересный вопрос. Обучение по-прежнему бесплатное? Или есть где-то платное, или смешанное?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: В основном бесплатное. То есть у всех наших школ есть так называемое государственное задание, которое финансируется бюджетом города Москвы, и согласно этому государственному заданию мы обучаем детей. Это такой постулат, на котором мы стоим. При этом каждая школа имеет возможность развить так называемую внебюджетную деятельность. Например, мы принимаем в школу с шести лет. Но мы знаем, что родители хотят, чтобы их дети развивались раньше, и на самом деле, это здорово, и к нам приводит и четырёхлеток, а есть и ещё раньше желающие. Да в общем-том, ребёнок только родился, его уже к нам, мамы приходят и говорят: «Возьмите». Ну, тут мы подсказываем, конечно, как лучше. И вот это обучение идёт на внебюджетной основе. И взрослые, кстати, к нам приходят, которые после 18 лет, и чего-то они хотят в своём творческом образовании дополнить, развить, научиться. Но тоже уже за деньги.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А до которого возраста взрослые к вам могут прийти?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: До плюс бесконечности, пожалуйста.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Меня в шесть лет в хор не взяли. Я ещё надежды не теряю. Можно попробовать?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Нужно. Петь это же вообще хорошо, тем более хором.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Ещё хочется узнать у вас про программу правительства, которая называется «Искусство детям». Что это такая за программа?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Это очень интересная программа. Я бы сказала, что это программа беспрецедентная и уникальная в своём роде. Все громкие слова можно говорить и это будет правда. Уникальная и в масштабах России, и в масштабах, можно сказать, мирового творческого образования. Это программа «Искусство детям», которая предполагает обновление и модернизацию всех детских школ искусств города Москвы, всех. Программа начала реализовываться летом 2018 года, первый поток пошёл. На сегодняшний день, получается, уже пятое лето мы живём очень плотно в этой программе. Ну, и там такие, знаете, достаточно серьёзные вложения — порядка, по-моему, 13 млрд рублей объём этой программы.

    Что она подразумевает, под словом «обновление и модернизация». Это изменение внешнего облика наших школ, то есть это ремонт, что мы называем, где нужно, капитальный, где нужно, текущий. Для наших школ был разработан специальный дизайн-проект, так называемый брендбук.

    А.СОЛОВЬЁВА: Это в едином стиле?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Да, такой единый стиль. Ты попадаешь в здание или только к нему приближаешься, ты сразу понимаешь, что во-первых, это московская школа искусств. Когда ты попадаешь внутрь, ты убеждаешься, что, да, это московская школа искусств, потому что есть отличительные такие признаки. Полное оснащение, начиная от парт, стульев, шкафов, такой учебной мебели, и заканчивая оснащением и оборудованием. На сегодняшний день, по-моему, более тысячи роялей и фортепиано уже поставлено в детские школы искусств.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я слышала об этом, кстати говоря, что идёт обновление активное именно музыкальных инструментов.

    А.ПОЛЯНСКАЯ: А мы с вами говорили, что всего 139 школ, и простым делением, скажем. Это только рояли и фортепиано. А так там порядка 15 тысяч единиц различных музыкальных инструментов поставлено. И это работает. Мы начинаем привыкать к хорошему, я бы так сказала. Вначале это поражало, и мы думали, что так не бывает, потому что такого серьёзного обновления базы и инструментария в школах просто никогда не было. Вообще никогда не было. А хореографы счастливы, без преувеличения скажу. Потому что это зеркала, это станки…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Вы консультировались с хореографами, со всеми вашими преподавателями, пожелания их наверняка спрашивали, какими они хотят видеть залы?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: С одной стороны, пожелания. А с другой стороны, определённые профессиональные ещё требования. То есть, например, у тех же хореографов, на какой высоте должен быть станок, какого он должен быть охвата, покрытие пола, которое должно амортизировать, это здоровье ребёнка, это суставы, это позвоночник. Все эти тонкие требования, какая огромная работа, это всё было проделано и учтено.

    По поводу пожеланий, здесь такой ещё очень важный момент. Мы сказали перед этим об общем брендбуке, некоем таком объединяющем дизайне наших школ. Но при ремонте учитываются пожелания каждой школы, потому что у каждой школы есть своё лицо, есть имя того или иного композитора, например, которое носит школа, и хотелось бы, чтобы это как-то отражалось в дизайне. Или есть какие-то нюансы внутри школы: где-то есть музей, где-то нету, где-то есть библиотека, где-то её нету. Варианты оформления какого-то внутреннего пространства, концертных залов и так далее. То есть это такая плотная работа с дизайнерами. А у нас же есть ещё школы, которые находятся в зданиях, которые считаются памятниками архитектуры. Вообще индивидуальный подход, очень трепетная и штучная такая идёт работа.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Вам дизайнеры тоже подсказывали, в разработке брендбуков, как вы сказали, советовали? Какая-то цветовая гамма, материалы определённые, да?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Совершенно верно. Есть общий брендбук, и на каждую школу разрабатывается отдельный дизайн-проект, именно на эту школу. То есть ещё до момента ремонта, до момента, когда к нам вошли уже ремонтные бригады, у меня как у директора уже лежала на столе толстая такая книжка, которая называлась «Дизайн-проект» именно моей школы, и я понимал, где и что у меня как будет.

    А.СОЛОВЬЁВА: У вас уже всё закончили?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Да. Но мы готовы развиваться.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А сколько сейчас зданий отремонтировано?

    А.СОЛОВЬЁВА: Насколько я понимаю, программа продолжается, ещё в этом году?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Да, эта программа ещё будет продолжаться. На сегодняшний день, по-моему, 130 зданий. Мы уже говорили, что у нас есть школы, которые в нескольких зданиях могут находиться. Порядка 130 зданий уже на сегодняшний день отремонтированы. В принципе, программа начинает подходить потихонечку к концу. И мы надеемся, что этот год будет таким ударным завершающим по ремонту, по оснащению. Немножко замедлилась эта работа в связи с пандемией, когда всё приостанавливалось. Но я думаю, всё будет хорошо.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Возвращаясь к возрасту ребёнка, вы сказали, что примерно с 6 – 6,5 лет он может поступить к вам в школу искусств, если он хочет получить какое-то музыкальное образование. А если мы говорим, например, о хореографии?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: В шесть с половиной лет.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Тоже в шесть с половиной.

    А.ПОЛЯНСКАЯ: С шести с половиной лет дети поступают в класс на предпрофессиональную программу, если родители этого ребёнка, потому что всё-таки они на начальном этапе принимают решение, думают о предпрофессиональном, глубоком образовании. Если речь идёт о более общем творческом развитии, то там эти возрастные рамки сдвигаются в зависимости от той образовательной программы, которую предлагает школа.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Друзья, разговор с почётным работником общего образования РФ, членом Международного союза музыкальных деятелей, директором ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств «Центр», председателем совета директоров детских школ искусств Москвы Александры Полянской мы продолжим сразу после выпуска новостей на «Говорит Москва».

     

    НОВОСТИ

     

    М.АЛЕКСАНДРОВА: 13 часов 36 минут в Москве. Всем доброго дня. В студии Анна Соловьёва.

    А.СОЛОВЬЁВА: И Марина Александрова.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Мы продолжаем обсуждать развитие школ искусств с Москве вместе почётным работником общего образования РФ, членом Международного союза музыкальных деятелей, директором ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств «Центр», председателем совета директоров детских школ искусств Москвы Александрой Полянской.

    А.СОЛОВЬЁВА: И я напомню нашим слушателям наши координаты, а то мы забыли это сделать в прошлой получасовке. СМС для ваших сообщений +7-925-8888-94-8. Telegram для сообщений, можно писать ваши пожелания, вопросы govoritmsk_bot. Напомню также наш Telegram-канал нашей радиостанции со всеми последними, самыми свежими новостями — @radiogovoritmsk.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Хочется задать вопрос по поводу документов. Когда мы заканчиваем обучение, какой-то документ выдаётся об окончании образовательного учреждения дополнительного творческого образования в подтверждении того, что я отучилась и всё у меня хорошо?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Да, выдаётся свидетельство об окончании детской школы искусств. Это самый настоящий документ, в котором прописано, как в аттестате, какие предметы изучал ученик, с каким успехом он это делал, оценки ставятся. Это серьёзный документ, который, кстати, к нему, на мой взгляд, не нужно относиться пренебрежительно или как к чему-то несерьёзному, потому что, как показывает практика, эти документы потом действительно пригождаются в жизни. И с точки зрения профессионального своего какого-то развития он бывает нужен, и знаете, например, мальчишке приходит пора служить в армии, и ребята, которые закончили музыкальные школы, это учитывается при определении места службы. Или в ансамбле песни и пляски, например, это учитывается. А это немаловажно, так скажем.

    А.СОЛОВЬЁВА: Этот документ нужен непосредственно для поступления в консерваторию, да?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Вы знает, такого прямого требования, что если у тебя нет диплома музыкальной школы, то тебя не примут, такого прямого требования в законе как бы нет. Но естественно, все творческие вузы хотят видеть в своих рядах хороших абитуриентов, способных, успешных, подготовленных. И это свидетельство действительно свидетельствует о том, что у ребёнка такая подготовка есть.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Александра, ещё хочется задать вопрос по поводу нагрузки на ребёнка. Потому что многие родители очень сильно увлекаются и нагружают своего ребёнка огромным количеством различных кружков, секций, дополнительных занятий. Если в вашу школу искусств приходит ребёнок, насколько сильно он загружен?

    А.СОЛОВЬЁВА: Сколько раз в неделю идут занятия и приблизительно сколько по времени?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Длительность занятий совершенно обыкновенная — академический час, то есть 40-45 минут. Для шестилетних детей это получасовые занятия, в самом начале, когда дети приходят. И конечно же, нагрузка ребёнка составлена с учётом возрастных, индивидуальных особенностей. На начальном этапе, когда ребёнок приходит учиться, это примерно 4-6 часов в неделю, а сколько раз, это уже зависит от того расписания, которое составляет школа. Как правило, мы, понимая загруженность и родителей, и детей, стараемся компоновать занятия, чтобы ребёнок приходил два-три раза на занятия 4-6 часов в неделю. Ну а когда уже старшие классы, там уже, конечно, нагрузка посерьёзнее, там и 8-12-14 часов в неделю в зависимости от программы. Там и возможности ребёнка в плане нагрузки всё-таки возрастают.

    А.СОЛОВЬЁВА: Учитывая, что ещё и дома занимаются дети.

    А.ПОЛЯНСКАЯ: И дома занимаются, и домашние задания делают. К этому нужно быть, откровенно говоря, готовым. И наверное, это одно из таких главных отличий школы от просто развивающего какого-то обучения, кружка или чего-то не такого затратного во временном смысле. К этому нужно быть готовым. Ну и конечно, мы ведём работу с родителями разъяснительную, если можно так сказать, когда мы видим, что действительно многие родители увлекаются — музыкальная школа, конный спорт, бассейн, английский репетиторы… и ребёнок просто не живёт свою настоящую детскую жизнь, ему некогда.

    А.СОЛОВЬЁВА: Есть ли возможность творческой реализации ребёнка во время обучения? Допустим, какие-то концерты, гастроли?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Конечно. Концерты это просто неотъемлемая часть. В нашей педагогике есть такая немножко формальная фраза, которая называется «публичный показ результатов образовательной деятельности». Публичный показ. Для сценических специальностей это концерты, для театралов — это спектакли, для художников — это выставки. С одной стороны, для нас это своеобразная контрольная работа, что ли. Вот ты учился, учился, сидел за инструментом, или стоял у станка, или за мольбертом, покажи теперь все, чему и как ты научился. Это неотъемлемая часть нашего обучения. Потом, это же просто здорово. Вы знаете, дети любят выступать, им нравится показывать. И наша задача — сделать так, чтобы эти концертные, выставочные программы были интересными, чтобы они не были такими стрессовыми контрольными работами, чтобы вот этот страх перед сценой чтобы ребёнку преодолеть, страх публичной оценки. Дети учатся в классе или учатся хореографии в группе, но в любом случае художник, творец, когда выходит на зрителя, он оказывается один на один, когда он представляет своё творчество. И наша задача посредством организации этих творческих мероприятий помочь ребёнку и в преодолении этого страха, стресса. Головокружение от успехов тоже часто бывает, другая сторона медали. Здесь пережить неудачу, а здесь адекватно отнестись к успеху и не перестать хотеть развиваться дальше. Каждая школа, зайди прямо сейчас на сайт любой совершенно московской школы или в соцсети, и вы увидите многообразие творческих мероприятий, которые каждая школа для своих детей проводит. Ну и на уровне города.

    А.СОЛОВЬЁВА: Гастроли?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Конечно. У наших школ очень хорошие творческие контакты, связи с коллегами из других регионов, и за рубежом нас с удовольствием везде встречают. Да, ездим. Здесь очень многое зависит от активной позиции самого преподавателя и желания, скажем так, как-то двигаться, возможностей ребенка, ну и без родителей мы никуда. То есть это триединство — педагог-родитель-ребёнок — очень сильно работает. Во время творческих выездов или творческих летних смен, на море или здесь в городе, или в Подмосковье творческие летние смены устраиваются, здесь мы без родителей, конечно, никуда.

    А.СОЛОВЬЁВА: А что это за творческие летние смены, можно подробнее?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Это когда дети какого-то направления или разных направлений творчества на какое-то время, на неделю, на две, на три недели, объединяются в каком-то пространстве, будь то загородный лагерь или это летняя творческая школа на базе самой школы, и занимаются только этим, можно сказать, более глубоко.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Александра, можете рассказать о каком-нибудь интересном опыте, который ребёнок может получить во время обучения в московской школе искусств?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Помимо такой творческой реализации, вы знаете, в этом отношении, наверное, дети-ученики московских школ искусств находятся в очень хорошем положении. Потому что наш город — это концентрация лучших творческих сил и творческих людей и просто интересных персон в плане культуры и искусства. И отрадно отмечать, что эти люди искусства, знаменитости, они откликаются и идут навстречу детям. Мастер-классы, открытые уроки, показы. Нас с удовольствием встречают наши прославленные хореографические ансамбли, например, «Берёзка» или ансамбль Александрова, или ансамбль Моисеева. И для преподавателей проводят мастер-классы, и рады видеть детей, чтобы их чему-то научить. Профессура консерваторская, наши великие музыканты, сейчас перечислять имена опасно, потому что точно кого-нибудь забудешь. Поэтому можно просто про всех говорить, и со словами благодарности и признательности, что наши мэтры понимают, делятся опытом, что молодое и юное поколение нужно взращивать где-то на своём примере в том числе.

    А.СОЛОВЬЁВА: Я знаю, что сейчас идёт приём заявок на «Гранты мэра 2022», он с 3 апреля по 10 мая идёт. Расскажите, что это такое, что это за премия, «Гранты мэра Москвы в сфере культуры и искусства»?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Это премия, которая называется — «Гранты мэра Москвы». С 2015 года она существует в Москве, и была учреждена для учеников детских школ искусств и колледжей в сфере искусства, ребят, которые уже в среднем профессиональном образовании, демонстрирующих такие, скажем, убедительные успехи в своём обучении. Порядка 19 номинаций есть на сегодняшний день. То есть это практически все виды искусства: музыкальные инструменты, хореографическое творчество, театральное, визуальные искусства — изобразительные, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн, то есть все эти виды творчества представлены. И это такое творческое многоступенчатое соревнование. Сейчас уже скоро начнутся заявки. Мы готовимся. Все готовятся очень серьёзно. Несколько отборочных туров проходит. Это такая серьёзная соревновательная площадка, с одной стороны. С другой стороны, это возможность действительно показать свои достижения очень серьёзным экспертам. Потому что в жюри сидят мировые имена. И выступить на лучших сценах Москвы, проводится уже когда третий тур, выступление детей. В лучших залах проводятся выставки. Тебя смотрят и оценивают настоящие, признанные мастера в своём искусстве. Да честно говоря, это уже большое счастье для любого творческого человека. А ещё если ты выигрываешь, ещё ты становишься победителем! Ну, и само слово «грант мэра» предполагает денежное вознаграждение. Получает денежное вознаграждение лично ребёнок, если это индивидуальная номинация. Дальше мы не знаем, что. Это личные деньги победителя.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А члены жюри делают свой выбор, когда, например, выбирают лучшую работу?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Да. Это работа такая экспертов. Это работа жюри. Голосования, споры, мнения самые разные. То есть это такая очень интересная, живая, азартная, я бы сказала, история с «Грантами мэра». Мы живём, варимся в этом процессе творческом, и конечно, очень переживаем за своих детей. А уж когда кто-то становится победителем, это просто радость не только для этого ребёнка и для его родителей и преподавателей. Это радость для всей школы. Я просто могу гордиться тем, что наша школа воспитала нескольких победителей «Грантов мэра». Это был просто праздник для всей        нашей школы. У нас две тысячи детей, и мы все знали, что ура! ура! у нас мальчишка победил в какой-то номинации.

    А.СОЛОВЬЁВА: А когда финал будет?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Скорее всего, финал будет осенью. Конкурс выстроен таким образом, что сейчас весной начинается первый тур, потом где-то в июне второй и, скорее всего, осенью мы ждём третий тур. И очень красиво всегда проходит награждение. Как правило, на сцене Светлановского дома музыки, очень красивая процедура.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Очень торжественно, да?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Очень торжественно, ответственно, трепетно где-то, можно и всплакнуть, растрогавшись. Знаете, гордость переполняет за наших ребят, ты думаешь: да, есть ради чего работать, когда видишь такой результат. У нас в этом смысле благодарная работа.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Какие-то специальные грамоты, как раньше выдавались, сейчас выдаются?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Всё выдаётся, весь комплект наград. Документальное подтверждение, грамота, красивый диплом оформлен, это что-то типа кубка или какой-то красивой статуэтки, и опять же, денежная премия. Хотя как бы наивно это ни прозвучало, действительно, вот это тот случай, когда деньги совсем не решают, а больше признание таланта.

    А.СОЛОВЬЁВА: А есть какое-то разделение по возрасту?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Да, конечно. И по программам есть разделение. И тоже у нас постоянно ведутся споры в профессиональном нашем сообществе, мы всё хотим как-то усовершенствовать, чего-то изменить, добавить, придумать. То есть это очень живая история, и это очень хорошо, она не законсервирована, не стоит статично на месте, а развивается.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Мы с вами обсуждали музыкальные инструменты, что сейчас популярно, что менее популярно. А если говорить о театральных кружках, что чаще всего ставят, что чаще всего выбирают?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: В зависимости от предпочтений преподавателя. Сейчас достаточное количество интересных авторов, которых наши театральные студии предпочитают ставить, не пренебрегая, слава богу, классиками. Потому что начиная от совершенно детских спектаклей и заканчивая Чеховым, это всё дети пробуют. Аккуратно, потихоньку, помаленьку, не замахиваясь на Шекспира и так далее, хотя есть те, кто и замахивается.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А советуются преподаватели театральных школ искусств с родителями? Может быть, родители видят своего ребёнка, не знаю, в роли какой-нибудь, ну, не Офелии, а кого-то там… или Красной Шапочки, Волка, ну если говорить о каких-то сказках, могут повлиять родители на выбор?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Я бы сказала, что это не про советуются, а это больше про выработку какой-то единой позиции. Здесь больше разъяснительная работа. Потому что мама каждой девочки-балерину видит солистку в своей дочери, невзирая ни на что. Или в главной роли театральной, или солистом в оркестре. Вот для этого нам и нужны эти публичные показы, постоянные концерты с анализом, с родительскими собраниями, чтобы помочь родителю существовать тоже в какой-то определённой системе координат оценки своего ребёнка. Безусловно, свой ребёнок самый лучший, самый любимый…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: И он должен играть принцессы, а не Бабу-Ягу.

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Можно родителю объяснить, что характерная роль Бабы-Яги может быть очень интересная, что можно передать и так далее. Можно же поговорить об этом.

    А.СОЛОВЬЁВА: Александра, а есть примеры успешной карьеры выпускников? Вы же следите за их судьбой?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Да, и следим, и гордимся. Если взять любого нашего артиста, актёра, деятеля искусств, у него, как бы сказали медики, в анамнезе обязательно окажется детская школа искусств в том или ином выражении. Тут, как говорится, на кого ни посмотри, сто процентов выяснится, что так или иначе этот человек в детстве получал то или иное творческое образование.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть вы как стартовая площадка для талантливы детей?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Да, стартовая площадка, наверное, такой фундамент, на котором уже потом базируется всё остальное творческое образование, в какую бы сторону ни пошёл человек. А ведь если наши выпускники не выбирают для себя обучение в творческом вузе, разве проходит для них бесследно наше образование? Конечно, нет. Потому что это колоссальные знания, которые у нас дети получают, знакомясь с историей культуры, искусства, я уже не говорю о каких-то конкретных навыках игры на музыкальном инструменте или ещё чего-то. Это действительно такая серьёзная воспитательная история и обучающая для нас.  

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Александра, предположим, нас сейчас слушает какая-нибудь мама или какой-нибудь папа, у которого есть ребёнок, которому исполнится шесть или шесть с половиной лет, и он хочет его отдать к вам в школу искусств, но пока ещё не определился с направлением. Вы можете как-то, посмотрев на ребёнка, помочь в выборе?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Приёмная кампания у нас, кстати, начинается совсем скоро, где-то с 15 апреля. И уже сейчас, где-то с середины марта наши школы искусств начинают проводить дни открытых дверей. Наши двери, откровенно говоря, сильно-то и не закрываются. И если родитель хочет своего ребёнка определить, он в любое время может прийти и получить консультацию. Мы не закрытая какая-то история. А вот весна — очень такое благодатная для этого время, потому что проходят дни открытых дверей, во время которых родители заходят в школу, они могут видеть помещения, в которых занимаются их дети, это очень важно — почувствовать эту атмосферу, познакомиться с преподавателями, получить консультацию, попробовать ребёнка. Мы же проводим пробные уроки, пробные мастер-классы, пробные занятия.

    А.СОЛОВЬЁВА: Как часто дни открытых дверей проводятся?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Каждая школа для себя это решает индивидуально. Но как правило, это весна и осень.

    А.СОЛОВЬЁВА: А узнать об этом?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: На сайтах школ. На сайтах и в соцсетях школ. У нас у каждой школы…

    М.АЛЕКСАНДРОВА: По районам можно найти?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Да. И на сайте mos.ru карта, где видны наши все образовательные учреждения.

    А.СОЛОВЬЁВА: А у меня возник вот такой вопрос, немножко отходя от темы, вопрос психологии. Допустим, родители, конечно, очень хотят, а ребёнок — нет.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Или он не определился.

    А.СОЛОВЬЁВА: Стоит ли настаивать? Если брать историю, допустим, Ростропович говорил, что не хотел заниматься музыкой. Ну, мы знаем, к чему это привело. И так же Пугачёва, которую заставляли чуть ли не с ремнём садиться за фортепиано, вывозили ей пианино на дачу, чтобы она играла, заставляли, а ей хотелось играть с мальчишками. Стоит ли всё-таки настаивать?

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Стоит заниматься искусством. Давить не стоит ни в коем случае. А вот подумать о том, как ребёнка заинтересовать, на мой взгляд, стоит. У меня есть пример из моей жизни. Мой брат бросал обучение в музыкальной школе. Через это проходят очень и очень многие. И когда у него учительница спросила: почему ты бросаешь, что ты хочешь? А он ей показал ноты популярных в то время эстрадных разных групп и сказал: я хочу играть вот это. Она сказала: господи, всего-то? Там три аккорда, давай я тебе покажу. И он понял, зачем он учится, что можно стать при этом звездой компании, условно говоря, для подростка это важно. То есть это вопрос мотивации.

    А.СОЛОВЬЁВА: Нужно ребёнка заинтересовать.

    А.ПОЛЯНСКАЯ: А заинтересовать можно репертуаром, интересными программами, пониманием, для чего это может пригодиться, потому что приоритеты тоже разные. Кто-то себя видит на сцене Большого зала консерватории, а кто-то очень хочет подарить бабушке на день рождения её любимую пьесу в своём исполнении. Не мотив ли это? Конечно, мотив. И такие мотивы нужно просто стараться искать. Это очень сложная, очень кропотливая работа. Нет, не бросать.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: А ещё мне кажется, что дети часто хитрят. Например, им не хочется чем-то заниматься, устали они, не хотят идти на шахматы, на плавание, на английский язык, и они как будто бы теряют интерес. Но мне кажется, родителям в этот момент тоже очень важно не то что настоять, а направить, как вы уже сказали, заинтересовать. Чтобы он не бросил в этот момент. 

    А.ПОЛЯНСКАЯ: И заинтересовать, и очень хорошо родителю подумать о том, почему ребёнок не хочет. Вы сказали в начале своего вопроса — ребёнок устал. Может быть, это перегруз просто, самый элементарный перегруз? Может быть, это неправильно выстроенный режим дня? А может быть, это излишний перфекционизм родителя или того же самого ребёнка? Здесь очень много может быть ответов на этот вопрос. Почему ребёнок не хочет? Может, ему просто надо поспать? Может, ему просто нужно взять субботу и воскресенье и не подходить к инструменту, не делать уроки, не садиться за мольберт, ничего. А просто выйти погулять в парк, например, с друзьями, перезагрузиться.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Не только ребёнку, но и взрослому иногда нужно.

    А.СОЛОВЬЁВА: Марин, когда ты пойдёшь учиться хоровому пению…

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Приходите.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: У меня слуха нет. Но я попытаюсь.

    А.ПОЛЯНСКАЯ: Нет людей, у которых нет слуха. Вы же знаете об этом. А мы вам это докажем.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Голос у меня есть. Друзья, у нас в гостях была Александра Полянская, почётный работник общего образования РФ, член Международного союза музыкальных деятелей, директор ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств «Центр», председатель совета директоров детских школ искусств Москвы. Александра, большое вам спасибо за то, что вы делаете.

    А.СОЛОВЬЁВА: Мы поговорили о детских школах искусств, которых очень много, на самом деле, в городе.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: На mos.ru регистрируйтесь и отправляйте своих детей в школы искусств. Анна Соловьёва.

    А.СОЛОВЬЁВА: Марина Александрова.

    М.АЛЕКСАНДРОВА: Далее новости на «Говорит Москва».

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено