• Перспективы совершенствования антинаркотического законодательства. Механизмы побуждения наркопотребителей к прохождению лечения и реабилитации.

    Перспективы совершенствования антинаркотического законодательства. Механизмы побуждения наркопотребителей к прохождению лечения и реабилитации.

    20:05 Март 27, 2015

    Перспективы совершенствования антинаркотического законодательства. Механизмы побуждения наркопотребителей к прохождению лечения и реабилитации.

    В гостях

    Сергей Яковлев

    Руководитель следственного департамента ФСКН России, генерал-лейтенант полиции

    В студии Сергей Яковлев и Юлия Шевцова (замначальника Координационно-аналитическогоуправления аппарата Государственного антинаркотического комитета, государственный советник Российской Федерации 3 класса, кандидат медицинских наук)

    Ю. БУДКИН: С нами сегодня генерал-лейтенант полиции, руководитель следственного департамента Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России Сергей Яковлев. Сергей Петрович, добрый вечер.

    С. ЯКОВЛЕВ: Добрый вечер.

    Ю. БУДКИН: И заместитель начальника координационного аналитического управления аппарата Государственного антинаркотического комитета, кандидат медицинских наук, врач-психиатр и нарколог Юлия Шевцова. Добрый вечер.

    Ю. ШЕВЦОВА: Добрый вечер.

    Ю. БУДКИН: Первым делом, Сергей Петрович, я хочу у вас спросить. Уже конец марта, наверное, уже все успокоилось, потому что в начале этого месяца говорили  о том, что вашу службу закрыть могут?

    С. ЯКОВЛЕВ: Вопрос, конечно, интересный, как говорилось в одном известном фильме. Можно по разному оценивать ситуацию, которая складывается вокруг службы. Служба работает и будет работать, поскольку задачи, которые стоят перед службой, специфические, и тот опыт, который накоплен в нашей службе, востребован. Он востребован не только в сфере борьбы с наркопреступностью, но и в сфере организации той работы, которая направлена на координацию деятельности других федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по предотвращению самой проблемы наркомании, искоренению тех причин, которые порождают это явление.

    Ю. БУДКИН: Вы, как руководитель следственного департамента в службе, говорили о том, что, например, следователям будет намного лучше, если они все будут в одной структуре, а не так, что у антинаркотической службы свои следователи, у следственного комитета свои и т.д. Или это не работает?

    С. ЯКОВЛЕВ: Юрий, я вас немного поправлю, извините. Речь последние несколько месяцев шла несколько об ином. О том, чтобы функции федеральной службы передать в органы внутренних дел. На страницах печати, в электронных СМИ эта тема достаточно живо обсуждалась. Но не лишним будет напомнить, что мы работаем совместно со всей системой правоохранительной по борьбе с наркотиками. И здесь участвуют не только наши федеральные службы, но и органы внутренних дел, органы ФСБ, таможенные органы, органы здравоохранения. И, безусловно, перераспределение функций между органами, участвующими в этом процессе, оно все время происходит. Но в целом наша федеральная служба достаточно серьёзную нишу заняла и в  координации всей этой работы, но и сосредоточила свое мнение на борьбе именно с организованными формами преступности. Должен сказать, что если посмотреть на статистику, не хочу злоупотреблять цифрами, но 80% от всех расследованных, организованных преступлений, которые совершены в сфере незаконного оборота наркотиков, расследуется именно сотрудниками нашей федеральной службы. Хотя мы не умаляем заслуги и сотрудников органов внутренних дел, которые обладают огромным штатом сотрудников, и патрульно-постовой службы, и сотрудников участковых отделов. Но это, что называется, борьба с уличной преступностью. Наши сотрудники работают по пресечению преступлений в организованных формах.

    Ю. ШЕВЦОВА: Я хотела бы рассказать ещё об одной очень важной функции нашей службы. Я служу в аппарате Государственного антинаркотического комитета. Это такой совершенно особый коллегиальный орган, который был образован несколько лет назад. Он был образован для того, чтобы координировать деятельность различных министерств, ведомств, общественных организаций и в целом всего общества деятельность по противодействию незаконному обороту наркотиков, по профилактике наркомании, по лечению, и по реабилитации наркопотребителей, ставших можно сказать, на путь исправления.

    Ю. БУДКИН: 692-й пишет: «Есть ли вообще смысл бороться? Ведь наркотики были, есть и будут. Они входят в этнокультуру многих народов. Или это борьба с наркобизнесом?»

    Ю. ШЕВЦОВА: Прежде всего, это, конечно, борьба с наркобизнесом. Но дело в том, что если наша молодежь не будет понимать, что вокруг нее происходит, и если вред от новых неизвестных психоактивных веществ, которые даже к наркотикам ещё юридически не отнесены, для молодёжи будет неясен, у нас будут происходить те же самые трагедии, как, например, была осенью 2014 года, когда напробовавшись неких неизвестных психоактивных веществ, более 600 человек были госпитализированы с острыми психотическими состояниями в психиатрические больницы, и 26 человек умерло непосредственно от отравления теми веществами, от которых они ждали повышения настроения. Нужно работать с молодёжью, и работа эта межведомственная, какой-то одной структурой она проводиться не может, потому что здесь требуются усилия и министерства здравоохранения, министерства образования, и наркоконтроля, и МВД, и конечно, наших общественных организаций, родительских организаций, и педагогов. Без этого не обойтись. Но эту сложную деятельность должен кто-то координировать. И функции координации выполняет Государственный антинаркотический комитет, как центральный орган, и антинаркотические комиссии на территориях субъектов РФ, которые возглавляются первыми лицами  субъектов. Ещё нужно обратить внимание на то, что именно когда была организована эта работа координированная уже, где оказывается, что раз в квартал руководители служб собираются и обсуждают проблемы, связанные с наркотиками и меры противодействия этим проблемам, то и наркоситуация в РФ, всё-таки, существенно изменилась к лучшему. Например, есть такой показатель, весьма характерный, как смертность в молодёжной среде. Это смертность в группе лиц от 15 до 34 лет. Эта группа как раз наиболее поражаемая по наркопотреблению. И смертность не коррелируется с распространением наркотиков. И за последние годы, как раз совпадающие с активной деятельностью Государственного антинаркотического комитета, и той работы, которую он возглавляет, наблюдается снижение смертности в этой, такой очень репрезентативной и показательной группе населения. Мы надеемся, что эта тенденция будет развиваться и дальше.

    С. ЯКОВЛЕВ: Я бы добавил несколько слов в ответ на сообщение слушателя. Нельзя согласиться с такой позицией, что наркотики есть, были и будут. Действительно, наркотики были, есть и будут инструментом как политической борьбы, так и борьбы за выживание отдельных наций. Я напомню, уважаемые слушатели, хрестоматийный пример опиумных войн в Китае, которые происходили в начале XX века, когда население этой страны сократилось за 10 лет в три раза. И насаждение опиума, которое производилось англичанами целенаправленно, просто подвело на грань вымирания и население этой страны, и вообще поставило под вопрос существование этого государства. Именно опираясь на негативный опыт использования опиума в политике, в начале прошлого века состоялась первая международная опиумная конвенция, которая призвала к на тот момент регулированию оборота опиума, и явилась первоначальным международным документом, призывающим вести борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Эта проблема весьма остро стоит и на сегодняшний момент.

    Ю. БУДКИН: Вы говорили о необходимости, важности межведомственных консультаций и того, чтобы каждый работал в одной упряжке. Когда депутаты работают над законами, они всегда с вами советуются? Слушатель Александр Фельдман спрашивает: «Как вы относитесь к недавно принятому в первом чтении закону авторства депутата Яровой, которая запрещает упоминать в печати даже название наркотиков?» Например, прежде чем подобного рода инициативы звучат, депутаты консультируются с вами, нужно это? Или это должны быть законы, которые исходят от вас?

    С. ЯКОВЛЕВ: Немного вольная трактовка инициативы депутата Яровой. Законопроект направлен на предотвращение пропаганды наркотиков в СМИ и усиление ответственности за целенаправленную пропаганду незаконного потребления наркотиков, и особенно в электронных СМИ, использование интернет. К сожалению, в последние годы кроме пользы, которую, безусловно, несёт это открытие – глобальная сеть – преступники всё чаще прибегают как к распространению наркотиков с использованием интернета, так и к пропаганде идей, которые призывают к потреблению наркотиков. Для того, чтобы предотвратить подобные явления, депутаты и задумались над необходимостью регулирования этого процесса и этого электронного пространства. Безусловно, они обращаются за мнением к нам, и мы работаем совместно, в том числе, и с депутатом Яровой.

    Ю. БУДКИН: По большому счёту, в принципе, обсуждение этой темы, так или иначе, привлекает к ней внимание. И когда мы называем те или иные наркотики, для кого-то это может быть рекламой. Разве не так?

    Ю. ШЕВЦОВА: Безусловно, может быть рекламой всё, что упоминается в прессе. Но здесь нужно понимать, что в настоящее время торговцы наркотиками, наркодилеры используют все современные средства связи: и бесконтактные, и электронные, и платежи безналичные для того, чтобы обеспечить свою преступную деятельность. Но я хотела бы ответить, в том числе, и на первую часть вашего вопроса. Темы депутатами не берутся с потолка. Все темы, которые связаны с проблемами наркотиков из жизни, ни выстраданы уже нашим народом, нашей молодёжью. И поэтому то, что разные ведомства и разные слои общества, разные сектора общества работают на одну и ту же тему – это нормально. Потому что это не придумки, это то, что существует реально в жизни. И, конечно, Государственный антинаркотический комитет работает в тесной связке с депутатским корпусом, и более того, у нас есть официальная процедура согласования определённых документов. И согласование тех законопроектов, которые связаны с противодействием незаконному обороту наркотиков, конечно, проходят через службу, безусловно.

    Ю. БУДКИН: Вы же понимаете откуда берутся эти вопросы. Юрий по сути формулирует его: «То есть, требование выдавать раковым больным обезболивающие, и рассказы о том, что их не выдают, смогут считать преступлением?» Такого не может быть?

    Ю. ШЕВЦОВА: Это не так. Нет, медицинская тематика вообще находится в фокусе повышенного внимания и руководства службы, в том числе, и Государственного антинаркотического комитета, и общественности, и правительства РФ, и медицины, и самих людей. Наверное, с них-то и стоило бы начинать. И, безусловно, упоминание в СМИ этой проблемы, оно никак не может быть подтянуто при всём желании, возможно, каких-то недобросовестных журналистов, оно не может быть подтянуто под пропаганду наркотиков. Это совсем другая тема.

    Ю. БУДКИН: Когда вы слышите эти сообщения о том, что один раковый больной кончает жизнь самоубийством, потом подобные проблемы возникают и повторяются, очень часто в этой связи, говорят, что вы же знаете, это повышенное требование со стороны тех, кто борется с наркотиками. Это так или нет?

    Ю. ШЕВЦОВА: Мне очень хочется, чтобы в этой теме все разбирались. Разбирались в том, как происходит контроль за наркотиками, из-за чего он возник, в чём его необходимость. И хорошо бы знали о тех инициативах службы, которая последовательно выдвигается на протяжении последних трёх лет. Служба по контролю за наркотиками никогда ни разу не выдвигала никаких не то, что требований, а даже предложений по ужесточению тех мер контроля, которые действуют в нашей стране примерно с конца 90-х годов. Ничего не менялось. Просто в силу различных общественных механизмов проблема стала более острой, наверное. И она была поднята медицинской общественностью, пациентскими организациями зимой 2011-2012 гг. И мы сразу фактически, это был февраль 2012 года, когда мы сформулировали первые предложения по облегчению оборота легальных наркотиков по облегчению их доступности. Это первое письмо было направлено пресс-секретарю в аппарат президента. В дальнейшем сотрудники службы вошли в состав межведомственной рабочей группы при министерстве здравоохранения. Эта тема обсуждалась и в Общественной  палате, и в правительстве. И всегда здесь никто не может сказать против вообще ни слова, те, кто в русле этой темы движутся вместе с нами, что все предложения, которые выносились службой, они касались исключительно облегчения оборота. Эта тема продолжает прорабатываться и сейчас, потому что первый пласт её уже, я считаю, решён. Во всяком случае то, что касалось такого узкого места, как выписывание рецептов и назначение лекарственных средств, содержащих наркотические и психотропные вещества врачами, здесь на федеральном уровне всё упрощено до предела. Принят соответствующий приказ министерства здравоохранения, принято два федеральных закона, и два постановления правительства, которые облегчают доступность анальгетиков.

    Ю. БУДКИН: То есть, если есть проблемы, то это проблемы уровня субъекта федерации?

    Ю. ШЕВЦОВА: Это проблемы разного уровня. Но проблемы субъектов во многом связаны с тем, что законодательство в сфере здравоохранения не всегда совпадает с федеральным, зачастую и противоречит ему. И когда это было выявлено, в частности, трагическая гибель контр-адмирала Апанасенко в прошлом году заставила всю страну всколыхнуться на эту тему, когда это было выявлено, председатель Государственного антинаркотического комитета, директор службы Виктор Петрович Иванов обратился лично напрямую, используя ресурс антинаркотических комиссий, к первым лицам субъектов для того, чтобы они активизировали не только борьбу с нелегальным оборотом наркотиков, что, в общем, и входит в одну из задач антинаркотических комиссий, но чтобы они обратили самое пристальное внимание на то, что можно и нужно сделать в каждом конкретном субъекте для облегчения доступности наркотических анальгетиков для нуждающихся в них больных.

    Ю. БУДКИН: Наши слушатели спрашивают, что если мы говорим о том, что не надо говорить о пропаганде любых наркотиков, 81-й пишет: «То есть, если кто-то будет ставить вопрос легализации лёгких наркотиков, это тоже должно считаться пропагандой?»

    С. ЯКОВЛЕВ: Нет, мы с вами говорим сейчас о разных вещах. И закон абсолютно направлен не на эту категорию и не призывает прекратить эту дискуссию. Вопрос пропаганды решается в каждом конкретном случае, в зависимости от ситуации, специалистами разных отраслей знаний. Но мы в Российской Федерации исходим из позиции недопустимости незаконного потребления наркотиков. Легализация наркотиков недопустима, и вступать в дискуссию просто не считаем необходимым. Что касается ответа на этот вопрос, я бы просто адресовал к научной литературе. Причём, и существующее законодательство исключает из субъектов применения этого закона лиц, которые занимаются научной деятельностью, распространяют знания именно с научной точки зрения, в том числе, и о наркотиках.

    Ю. БУДКИН: Если мы говорим об этом законе, ведь мы не можем не говорить о том, что такое вообще антинаркотическое законодательство. Каким образом его нужно совершенствовать? Какие проблемы существуют перед вами, перед медиком, который с этим сталкивается, и перед вами, кто руководит следственным департаментов?

    С. ЯКОВЛЕВ: Мы подошли к теме, которую хотели бы сегодня и  анонсировать, и обсудить. Наша федеральная служба стоит у истоков, можно сказать, внедрения в нашу практику, в практику правовую механизмов правового побуждения к отказу от наркопотребления.

    Ю. БУДКИН: Правовое побуждение заставлять людей?

    С. ЯКОВЛЕВ: Побуждать.

    Ю. ШЕВЦОВА: Это не одно и то же.

    Ю. БУДКИН: Это важно.

    С. ЯКОВЛЕВ: Вот именно что побуждать. Хотя в отдельных случаях не исключено, что система права должна прибегать и к такому инструменту, как принуждать к отказу от потребления, и есть правовой инструментарий. Проще говоря, люди, которые не желают отказываться от потребления наркотиков, совершают преступления, связанные с наркотиками, либо под воздействием наркотиков прибегают к жестоким мерам, и к жестоким преступлениям, существует система, которая после их осуждения их обязывает пройти лечение, в том числе, в местах лишения свободы. Мы хотели бы поговорить о побуждении. И здесь мировая практика, которую мы внимательно и подробно изучаем, показывает, что эта болезнь, это явление наркомания условно можно назвать таким синдромом болезни удовольствия. Добровольно, по своему желанию, особенно на начальных стадиях наркопотребления, крайне редко, кто может отказаться. И здесь должен быть определённый принцип кнута и пряника. И в качестве такого пряника мы рассматриваем и предлагаем внести в нашу систему законодательства возможность освобождения, либо отсрочки наказания лицам, которые добровольно согласятся пройти курс избавления от наркопотребления, и согласятся на меры реабилитации и ресоциализации.

    Ю. БУДКИН: То есть, мы говорим о наказании за употребление наркотиков?

    С. ЯКОВЛЕВ: За употребление наркотиков на сегодняшний день у нас уголовного наказания нет, есть административное наказание.

    Ю. БУДКИН: Даже от этого наказания можно будет?

    С. ЯКОВЛЕВ: Я даже скажу более. С мая прошлого года у нас существует такая система, которая предусматривает возможность лицам, во-первых, добровольно согласившимся пройти курс лечения и реабилитации, заменить наказание, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях, на лечение и реабилитацию. И более того, законодатель предусмотрел более жесткие меры к тем, кто добровольно не желает проходить такой курс. Мы по приговору суда можем контролировать таких лиц, сопровождая их. Суд просто направляет их в наркодиспансер для прохождения лечения.

    Ю. ШЕВЦОВА: Я хотела немножко разнообразить наш такой юридический, организационный разговор примерами из практики. Я хотела бы рассказать о том, насколько добровольным является добровольное лечение. Я длительное время работала в отделении, где больные обращались добровольно за помощью, и я хорошо знаю, что это такое за добровольное обращение, что за этим стоит. И о количестве преступлений, правонарушений, которые происходят в жизни практически любого наркопотребителя, даже самого тихого и самого с виду культурного.

    Ю. БУДКИН: То есть, если есть наркотики, рано или поздно будет преступность?

    Ю. ШЕВЦОВА: Это не рано или поздно, это практически всегда и сразу.

    Ю. БУДКИН: Слушатель Алекс пишет: «Очень просто бороться с наркоманией. Сделайте бесплатные спортзалы, и наркоманов сразу станет меньше». Мол, а то у нас спортзалы такие дорогие, что люди выбирают, что легче потратить эти деньги на наркотики.

    Ю. ШЕВЦОВА: Мы за то, чтобы были бесплатные спортивные залы.

    Ю. БУДКИН: А это будет работать?

    Ю. ШЕВЦОВА: Нужно понимать, что в обществе всегда накапливается определённая часть криминализированных молодых людей, а иногда не очень молодых.

    С. ЯКОВЛЕВ: Спасибо за хорошие вопросы и направление в нашей дискуссии. Должен сказать, что эта проблема, которую мы сегодня обсуждаем, состоит из двух векторов. И тот вектор, о котором мы говорили в первой части, он в основном касался вектора, направленного на сокращение предложения наркотиков, то есть, борьбу с наркопреступностью, хотя отчасти говорили о второй части – это сокращение спроса на наркотики. Оба этих вектора заключаются и сосредоточены в Государственной антинаркотической стратегии, которая существует в нашей стране, подписана президентом. Но вот то, о чём говорят – это очень важное направление деятельности по сокращению наркопотребления, и называется общей профилактикой. Наша федеральная служба всячески поддерживает работу и территориальных органов и местных органов самоуправления. У нас работает очень серьёзное волонтёрское движение, развитие спорта и участие молодёжи в спортивных мероприятиях всячески содействует отвлечению от наркопотребления.

    Ю. БУДКИН: Вернёмся к побуждению наркопотребителей. Вот он заявил о том, что к этому готов. Допустим, что-то изменилось в законодательстве. И что будет дальше? Это какие-то специальные центры, специальные люди? Наши слушатели спрашивают о том, каким образом будут задействованы гражданские активисты? Это будут какие-то общественные организации или что?

    С. ЯКОВЛЕВ: Действительно, проблема отвлечения от наркопотребления настолько серьёзная, что в ней должны участвовать абсолютно все государственные органы и органы местного самоуправления с привлечением гражданского общества, общественных организаций. В прошлом году правительством была принята государственная программа развития, реабилитации  и ресоциализации в нашей стране. Она опирается, в том числе, и на помощь общественных организаций. Но эта работа должна проводиться в тесном контакте и с медицинскими учреждениями, социальной помощи населению с тем, чтобы трудоустроить таких лиц. И то, что прозвучало, если человек захотел – дело в том, что наркопотребитель отчасти неволен так свободно принять решение и действовать так, как обычный, нормальный человек воплощает свои желания. Накрозависимость тем и страшна, что она всё время довлеет над ним, и пытается увести на путь потребления. Для этого и придуманы различные механизмы, которые бы помогали, стимулировали, заинтересовывали, мотивировали человека на отказ от наркопотребления, а переориентировали его на занятия спортом, трудом.

    Ю. ШЕВЦОВА: По поводу слова «отвлечь от потребления наркотиков». Отвлечь можно только тех, кто равнодушен сам по себе, то есть, не допустить первой пробы. Можно с помощью спортивных залов, занятости школьников, чтобы они по улицам не болтались, и тех профилактических мероприятий, которые действительно являются одним из серьёзных приоритетов государственной антинаркотической политики. Но нужно понимать, что предложение подпитывает спрос, спрос подпитывает предложение. Если мы не работаем с действующими наркопотребителями, которых гораздо больше, чем зарегистрированных больных наркоманией, их больше в разы, то мы оставляем нетронутым тот огромный пласт, который, собственно говоря, наркоманию продуцирует сам внутри себя. И программа реабилитации направлена не на ту здоровую часть населения, которая, действительно, может быть в каком-то критическом возрастном периоде, в подростковом возрасте, когда можно отвлечь и увлечь чем-то иным, дать иные, полезные ориентиры в жизни. Если мы говорим о действующих наркопотребителях, отвлечь, развлечь их невозможно. Потому что, во-первых, совершенно специфическим образом меняется деятельность центральной нервной системы, появляется сверхдоминанта - это сверхважная, сверхнужна мысль по изменению своего физического и психического состояния, в чём, собственно, суть зависимости и заключается. А с другой стороны нужно понимать, что это очень дорогое развлечение. И рано или поздно человек, теряя полностью способность учиться и работать, нуждается всё в большем и большем количестве денежных средств. Вовлечение в криминальную деятельность для наркопотребителя – это неизбежный процесс. И поэтому лечение, реабилитация, ресоциализация наркопотребителей должны, безусловно, идти рука об руку с мерами правового побуждения, которые помогут этот пласт активизировать именно в нужную для общества сторону. Потому как если до недавнего времени, до того, как вступил в силу, например, 313 федеральный закон, вот что такое административное правонарушение в сфере незаконного оборота наркотиков. Человек оказался в общественном месте в состоянии наркотического опьянения. Причём он не просто оказался, он обратил на себя внимание сотрудника правоохранительных органов, и вот эта встреча произошла. В течение многих лет за это следовал штраф, достаточно небольшой, который, как мы понимаем к тому же, ложился на плечи кого: на родственников. То есть, родственники, измученные борьбой со своим собственным непутёвым дитём, ещё должны были за него государству почему-то штрафы какие-то платить. Те изменения в законодательстве, которые произошли сейчас, они носят, действительно, очень гуманный характер, причём как по отношению к самому потребителю, которому необходимо дать толчок для того, чтобы человек лечился, так и по отношению к его ближайшему окружению, для которых часто очень важно, чтобы кто-то со стороны, уж если это сотрудник правоохранительных органов, тем более суд, помог бы человеку принять правильное решение. И эта помощь ни в какой степени не является принуждением, как мы это, скажем, могли понимать в советское время. Ясно, что принудительные уколы каких-то препаратов не избавят человека от наркозависимости. Здесь может избавить только вовлечение в определённую систему восстановления, где лечение занимает некоторый небольшой начальный этап. Потому что, скажем, из опийной ломки вряд ли просто на дому выйдет легко. Кроме того, много заразных болезней, которые передаются через нестерильный инструментарий, через инъекции. Их тоже нужно выявить, если нуждаются в лечении, то подлечить. Но смысл восстановления человека от наркопотребления всегда двойной. Как жить без кайфа, когда ты столько прокайфовал – это во-первых. Как радоваться жизни, как переживать какие-то трагические события, как вообще функционировать, как думать о себе, о людях. И вторая равно важная часть – это обучение трудиться. Навыков трудиться, может быть, изначально не было. Если, может, они в каких-то зачатках были, как правило, в процессе наркотизации они безнадёжно теряются и заменяются антисоциальными формами поведения.

    Ю. БУДКИН: Слушатели пишут, что всё это стоит денег. Получается, что человек за собственное желание получить кайф потом ещё получает бюджетные деньги, когда его начинают лечить. Кто будет за это платить? Одно дело тысяча рублей штрафа, который он платил раньше. Он не сможет оплатить сам.

    С. ЯКОВЛЕВ: Как правило и всегда наркопотребление связано со скатыванием в криминал. И для государственного бюджета значительно дороже заниматься тем, что постоянно одних и тех же лиц задерживать, проводить через следственные процедуры, через судебную систему, потом заниматься ими в местах лишения свободы, либо контролировать путём привлечения судебных приставов. Расчёты, в том числе, и математические, показывают, что  не только гуманнее, но и дешевле для государства заняться один раз излечением и реабилитацией, возвращением в социум таких лиц, нежели постоянно репродуцировать у нас в стране вот эту наркопреступность, которая не только сама себя производит, но ещё и разрастается, размножается и имеет эпидемиологический характер.

    Ю. БУДКИН: 692-й пишет: «Наркотики большей частью забава элит и детей элиты. У вас есть доступ к этим эшелонам общества?»

    С. ЯКОВЛЕВ: Безусловно, у нас есть доступ ко всем эшелонам нашего общества.

    Ю. БУДКИН: Но вы готовы согласиться с нашим слушателем?

    С. ЯКОВЛЕВ: К огромному сожалению, эта беда постигает все слои нашего общества. Я просто призываю посмотреть наш сайт. Мы регулярно на нём отчитываемся и о реализациях, которые связаны с задержанием как иностранных граждан, так и порой известных фигур. СМИ достаточно широко освещают нашу деятельность. Здесь особенно серьёзно страдает наша молодёжь, и особенно в последние годы. Поскольку используя тот самый интернет, о котором мы уже говорили сегодня, к нам проникают новые психоактивные вещества, порой ещё не включённые в юридические списки. Хотя, возвращаясь к  недавно принятому закону, который возложил на нашу федеральную службу обязанность ведения реестра веществ, которые временно, до включения в официальные списки, запрещаются к обороту на территории РФ, и лица, которые распространяют и сбывают такие вещества, будут подлежать так же уголовной ответственности.

    Ю. БУДКИН: Раньше говорили, что много времени проходит, прежде чем сначала обнаружилось, потом уже в списки. Из сегодняшних новостей: в Тюмени изъят новый вид наркотика. Если он сейчас изъят, как быстро станет понятно, что вы станете с этим бороться?

    С. ЯКОВЛЕВ: Я думаю, что в течение нескольких недель после опубликования его на официальном сайте нашего ведомства, мы сможем привлекать лица за незаконный оборот этого вещества, и за сбыт этого вещества.

    Ю. БУДКИН: Слушатель Рашид описывает ситуацию: «Стоял в очереди в аптеку у метро «Коломенская». Передо мной стояли шесть человек, и каждый из них покупал…». Он тут пишет какое лекарство, я не буду говорить. Как с этим бороться, и надо ли с этим бороться?

    Ю. ШЕВЦОВА: Аптечная наркомания – это ещё одна очень серьёзная проблема. Тем более, что она впрямую примыкает к предыдущему эпизоду, который мы обсуждали – является ли наркомания болезнью элит. Я думаю, что люди часто себе, во-первых, неправильно представляют что такое элиты. Потому что чтобы быть в нашей жизни человеком благополучным, всё-таки, нужно работать, и нужно следить за своей жизнью, и эта жизнь должна быть достойной. И те, кто начинают употреблять наркотики из-за избытка денег, очень часто сталкиваются с его скорым недостатком. То, что касается аптечной наркомании, здесь можно вспомнить достаточно серьёзную борьбу, которую вела наша служба с таким опасным наркотиком как дезоморфин, который варили на притонах из кодеиносодержащих лекарственных препаратов. Эти лекарственные средства при правильном симптоматическом применении, при назначении врачом, конечно, никакого вреда не оказывают. И сейчас они по-прежнему доступны по назначению врача, по рецептам, которые выписывают врачи для тех, кто в них нуждается. Но проблема стояла настолько остро, что изъятие дезоморфина и количество дезоморфиновых наркоманов совершенно безнадёжно, в наркологических отделениях по некоторым регионам просто зашкаливало. У нас были области в Приволжском федеральном округе, где в 2009-2010 гг. дезоморфиновые наркоманы составляли 100% госпитализированного контингента. Это при том, что средняя продолжительность жизни человека, который злоупотребляет лекарственными средствами, она очень невелика. И здесь опасность, во-первых, в дешевизне, во-вторых, в токсических примесях, в-третьих, в совершенно неправильном понимании того, чем злоупотребляет член семьи у родственников. Потому что приходилось сталкиваться с мнением родителей, что это же таблетки ест, это же лучше, чем героин. А то, что у человека наблюдается быстро прогрессирующее слабоумие, то, что у него наступает слепота и гангрена, которая может привести к смертельному исходу, иногда, когда это замечали, бывало, к сожалению, слишком поздно. В 2012 году при прямой инициативе, причём эта инициатива довольно длительное время проявлялась, около двух лет потребовалось на то, чтобы кодеиносодержащие препараты перевели на рецептурный отпуск. Ещё был ряд препаратов, которые тоже входили в этот арсенал злополучных злоупотреблений. Сразу после введения рецептурного отпуска вспышка аптечной наркомании по данному конкретному виду препаратов идёт на убыль. Но народ у нас изобретательный, информация широко распространяется среди ребят, в том числе, посредством сети интернет они делятся между собой сведениями, что еще можно купить для того, чтобы кайфануть.

    С. ЯКОВЛЕВ: Слушатель пишут: «В США невозможно купить хорошее лекарства так просто без рецепта. Есть много стран, где без рецепта почти ничего не купишь. В наших аптеках многие лекарства продаются свободно, даже те, на которых написано, что мол, только по рецептам его можно продавать».

    Ю. ШЕВЦОВА: В данном случае очень радует сознательность слушателей, тех, кто задаёт эти вопросы. Я целиком поддерживаю позицию, что большинство лекарств должны продаваться по рецепту врача. Но и скажем, если для наркотических анальгетиков, которые мы обсуждали раньше, какие-то уж особо драконовские меры контроля вполне могут быть снижены, то есть много лекарств, просто неправильное применение которых приводит к тяжелым токсическим последствиям и к формированию зависимости. Здесь очень важен баланс.

    С. ЯКОВЛЕВ: Я хотел бы добавить, что мы очень много тем сегодня затронули. И все они станут предметом обсуждения на нашей научно-практической конференции, которую мы планируем провести в понедельник 30 марта в Екатеринбурге. Это третья по счёту научно-практическая конференция, которую наша федеральная служба организует вместе с Верховным судом РФ. В её проведении примут участие как наши сотрудники и руководители, так и судьи мировых судов, районных и областных судов Уральского федерального округа. До этого мы проводили аналогичные мероприятия в Центральном федеральном округе и в Южном федеральном округе, в городе Ростове-на-Дону. Как показал опыт, именно обкатка на платформе этих научно-практических конференций тех идей, которые зреют в обществе, зреют в юридической сфере, в судейском корпусе, она позволяет подготовить наиболее интересные и продуктивные законопроекты. Тем более, что к участию в этих конференциях мы привлекаем и депутатов Государственной думы, сенаторов, которые весьма охотно и активно участвуют в работе наших мероприятий.

    Ю. БУДКИН:  Слушатели пишут: «Много надписей на заборах: соли, миксы, телефоны. Вы можете с этим справиться?»

    С. ЯКОВЛЕВ: Не только справиться. Но эта проблема, с которой мы совместно с сотрудниками органов внутренних дел весьма активно боремся. И телефоны, которые появляются, безусловно, выявляются лица, привлекаются к ответственности. В последнее время этот тот способ, в который активно втягивается молодёжь по распространению так называемых дизайнерских наркотиков, которые появляются на рынке, и поставляются к нам из стран юго-восточной Азии. Наркотики ввозятся путём различных отправлений в концентратах. Именно такого рода наркотики привели к массовым смертям молодёжи в Сибири и на Урале, которые произошли в конце прошлого года.

    Ю. БУДКИН: 109-й пишет: «Неужели нельзя как в Китае: распространяешь - расстрел или  пожизненное наказание?»

    С. ЯКОВЛЕВ: Совершенно согласен с абонентом, который задаёт этот вопрос. Должен сказать, что в нашем законодательстве существует ответственность вплоть до пожизненного лишения свободы за сбыт наркотиков в особо крупных размерах в организованных формах при  совершении преступления, а так же за контрабандный ввоз наркотиков в нашу страну в особо крупном размере. Законодатель достаточно серьёзно и жёстко наказывает за организацию подобного рода преступлений. Но дело в том, что более 100 тысяч лиц каждый год привлекается в стране за наркопреступления. И основная масса – это розничные сбытчики, которых выявляют сотрудники органов внутренних дел, как правило, в абсолютном большинстве сами являются наркоманами. И работа только над тем, чтобы только задерживать и привлекать к ответственности, направлять в места лишения свободы, не приводит к достижению цели, которая стоит перед нашей федеральной службой. А цель – это ликвидация, либо кардинальное сокращение такого явления, как наркомания, и искоренение этого зла.

    Ю. БУДКИН: Вернёмся к пожизненному. Насколько это психологически отбивает у людей желание? Это работает на 100%?

    Ю. ШЕВЦОВА: Известный факт, что ужесточение наказания, действительно, за определённые преступления, действует на сознание тех, кто эти преступления, скажем, замышляет. Но нужно учитывать особенность наркоманского сознания. Они подумать часто не успевают. Они делают то, что они хотят сделать, потому как сверхдоминанта, о которой я говорила, работает сильнее здравого смысла и сильнее обдумывания, и сильнее страха. Поэтому наказание в любом случае должно быть или заменено на лечение, если это не тяжелое преступление было или правонарушение. И, кроме того, я хочу сказать, что у нас в местах лишения свободы так же есть возможность проходить лечение и реабилитацию в системе ФСИН России для тех, кто туда попадает уже за более тяжкие преступления, и нуждается в такой помощи.

    С. ЯКОВЛЕВ: Спасибо, что пригласили для освещения этой проблемы, которая для нас не просто является серьёзной, но и не случайно было создана наша федеральная служба, поскольку та проблема, которая мировая сейчас стоит, настолько остро, что на будущий год будет специальная сессия ООН посвящена мировой проблеме наркотиков. К тому же соседство с таким регионом, как Афганистан, где ежегодно несколько сот тонн героина производится и поставляется в Европу, в том числе, и к нам, они заставляют нас принимать различные радикальные меры.

    Ю. БУДКИН: Руководитель следственного департамента Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России Сергей Яковлев. И заместитель начальника координационного аналитического управления аппарата Государственного антинаркотического комитета Юлия Шевцова были гостями программы «Отбой». Я благодарю вас спасибо. Спасибо.

    С. ЯКОВЛЕВ: Спасибо.

    Ю. ШЕВЦОВА: Спасибо.

    Версия для печати

Связь с эфиром


Сообщение отправлено